Комплект тяжелого механизированного моста ТММ-3М1 (рис. 9.13) предназначен для устройства мостовых переходов через препятствия шириной до 40 м и глубиной до 3,2 м и пропуска по ним гусеничной нагрузки весом до 60 т и колесной нагрузки до 11 т на ось. В комплект ТММ-3М1 входит четыре (4) мостоукладчика на базе автомобиля КрАЗ-260 с мостовыми блоками, с длиной одного блока 10,5 м.
При сборке мостов с криволинейным профилем проезжей части на суходолах двухпролетным мостом можно перекрывать препятствия глубиной до 3,65 м, трехпролетным мостом - до 4,2 м и четырехпролетным - до 4,65 м.
Кроме того, ТММ-3М1 может применяться в качестве пристани для плавающей техники, в качестве эстакады в составе комбинированного моста в сочетании с понтонными парками или с баржами, для разгрузки понтонных звеньев с высоких берегов и в других случаях.
Рис. 9.13. Общий вид машины с одним пролётом и мост из комплекта тяжёлого
механизированного моста ТММ-3М1
Ширина препятствия (В, м), которую можно перекрыть мостовыми блоками ТММ-3М1, рассчитывается по математической зависимости:
|
|
В=10,5 n - 2 (м), (9.3)
где n – количество мостовых блоков;
10,5 – длина одного мостового блока, м;
2 – длина мостовых блоков, необходимая для укладки моста на берега
(по 1 м на каждый берег), м.
Пример:
Имеется три автомобиля с мостовыми блоками из комплекта моста ТММ-3М1. Произвести расчёт ширины препятствия, которое возможно перекрыть при допустимой его глубине.
Решение: Воспользуемся математической зависимостью (9.3)
В=10,5.3 – 2 =29,5 (м).
Наплавные мосты
Наплавными мостами называются те мосты, опоры которых опираются на водную поверхность (т.е. находятся на плаву). Наплавные мосты оборудуются с применением понтонно-мостовых парков.
К наплавным мостовым средствам, применяемым силами ликвидации ЧС, относится, в первую очередь, понтонно-мостовой парк типа ПМП, который имеется на оснащении ряда подразделений сил РСЧС.
На вооружении понтонной роты инженерной части МО РФ находится 0,5 комплекта парка. В состав 0,5 комплекта парка входят 16 речных звеньев и 2 береговых звена парка ПМП, перевозимых на понтонных автомобилях КрАЗ-255Б (КрАЗ-260), одна выстилка на бортовом автомобиле КрАЗ-255Б (КрАЗ-260) и 6 буксирно-моторных катеров БМК-150М или БМК-130М, буксируемых за автомобилями ЗИЛ-131 или 8 катеров типа БМК-Т, перевозимых на КрАЗ-255Б.
Основой понтонного парка являются складные четырехпонтонные речные и береговые звенья, перевозимые в сложенном состоянии на понтонных автомобилях (рис. 9.14).
В развернутом состоянии такие звенья представляют собой готовые участки наплавного моста или парома при длине речного звена - 6,75 м и берегового - 5,5 м и грузоподъемностью: речного звена – 20 т и берегового – 10 т (рис. 9.15).
|
|
Рис. 9.14. Общий вид автомобиля с речным звеном ПМП в транспортном положении
Рис. 9.15. Схема речного звена ПМП в развернутом состоянии:
1 - межзвеньевое верхнее стягивающее устройство; 2 - межпонтонный палубный
шарнир; 3 - межпонтонный палубный замок; 4 - межзвеньевое нижнее стыковое
устройство; 5 - межпонтонный днищевый замок; 6 - межпонтонный днищевый
разъемный шарнир
Буксирно-моторные катера (рис. 9.16) предназначены для буксировки понтонных звеньев, паромов и участков моста по воде при его наводке, для заводки якорей, несения спасательной и эвакуационной служб. В необходимых случаях катерами можно удерживать мост на течении.
Рис. 9.16. Общий вид буксирно-моторного катера
Выстилка предназначена для укрепления въездов техники на мост при слабых грунтах берега и дна. Она рассчитана на 1000 проходов гусеничных машин, имеет пластинчатую многошарнирную конструкцию с длиной ленты 11,7 м и шириной 2,9 м.
Понтонный парк позволяет собирать наплавные мосты-ленты двух систем: грузоподъемностью 60 т и 20 т (табл. 9.2), или паромы грузоподъемностью от 40 до 170 т.
Основной схемой сборки наплавного моста является 60-ти тонная схема, образуемая путем состыковки транцами речных звеньев в речной части моста и береговых звеньев в сопряжениях с берегами (рис. 9.17). При отсутствии береговых звеньев мост с берегом может сопрягаться паромными аппарелями.
Мост грузоподъёмностью 60 т целесообразно собирать всегда, когда количество звеньев достаточно для перекрытия водной преграды. Время наводки моста обычно не превышает 30 минут. Ширина проезжей части моста 6,5 м позволяет пропускать автомобильную технику в две ленты движения, в том числе навстречу.
Таблица 9.2