Семейные заботы в большей степени влияют на отметки

И все же, станут ли завтрашние взрослые интеллектуально богаче или, наоборот, беднее благодаря мультимедиа? Относительно игр Анн Лежарр и Изабель Дижоль склоняются к золотой середине. «Мы не выявили серьезной разницы школьных результатов между детьми, которые обожают игры, и теми, кто практикует их лишь изредка», — указывают они, уточняя, что их наблюдения не представляют статистической достоверности: наблюдения эти базируются на десятилетнем опыте работы с несколькими сотнями детей — с абсолютными игроками, с теми, кто играет время от времени, и с теми, кто вовсе не играет. Патрик Лонге из Института повышения квалификации школьных учителей в Шамбери, автор исследования, посвященного курсу подготовки к коллежу9, подтверждает эти эмпирические констатации. Семейные проблемы, развод родителей, конфликтные ситуации учитель — ученик или личные проблемы с обучением гораздо сильнее влияют на отметки в дневнике, нежели игровая практика. То же самое отмечают специалисты, когда говорят о детях, которые в среднем проводят перед интерактивным экраном больше трех часов ежедневно, семь дней в неделю. Эти дети, как правило, больше устают, более замкнуты и менее активны в школьной работе.

По мнению Анн Лежарр и Изабель Дижоль, не стоит ожидать от игр больше, чем они могут дать. «Сначала, когда мы начали тестировать наше предложение с пятнадцатью семьями, мы были воодушевлены логикой программирования и очарованы легкостью, с которой дети овладевали ее премудростями, кликнув мышкой два-три раза. Через несколько лет, когда мы

9 Это исследование опубликовано под названием «Влияют ли видеоигры на школьную успеваемость?».


2. IQ как дважды два

обработали данные по более чем двум сотням протестированных семей, мы констатировали, что предложение рынка в области обучающих игр прекратило эволюционировать в отношении креативности. Существующие сегодня продукты все чаще повторяются, демонстрируя больше блеска вокруг персонажей, более «продаваемые» упаковки, но не возможности для творчества. Игры лишь стали гораздо более жестокими». В голубом мерцании экранов дети не стали гениями, но они лучше управляются с компьютерной мышью, чем с пилой или лопатой.

Писатель Филипп Соллерс, с которым мы затронули эту тему, объявил всеобщей эту «экранизацию» («e-cranisation»?), эту технологию, которая одновременно питает и высушивает мозги. По его мнению, мы вошли в оптическую цивилизацию, в цивилизацию зрения, когда другие чувства (слух, осязание...) отступают на второй план: «Индивид, который сумеет использовать потенциал всего тела, который осознает, что в сиюминутной коммуникации заключается далеко не все, будет выделяться среди других». Скорее всего, он ставит на цивилизацию, которая, как и все предшествующие, будет ценна лишь своими особенностями 10.

Профессор Ив Коппенс более оптимистичен и верит в общее повышение среднего уровня. Его семилетний сын Квентин — часть поколения Интернет. Когда отец впервые показал ему серую мышку (самую настоящую, живую), ребенок воскликнул: «Но, папа, это вовсе не мышка!» Он знает лишь ту, которой он может кликнуть. «Благодаря телевидению, Интернету, сиди-рому сегодняшний ребенок семи лет знает в тысячу раз больше вещей, чем было известно мне в его годы, когда я мечтал стать исследователем, — рассказал нам знаменитый палеонтолог. — Он знает, на что похожа Земля, он пропитан всеми культурами. Для него пространство значительно сократилось. Даже мобильный

Беседа с Кристин Керделлан 5 ноября 2002 года.


Дети процессора

телефон изменяет пространство: однажды, когда я звонил ему из Сибири, мой сын мог слышать звуки гитары, на которой играли мои русские товарищи... Все это не может пройти мимо — такое открытие мира изменяет мозг ребенка»11.

Но эта легкость доступа к знанию — которое преподносится им «готовеньким», — нет ли опасности, что она сделает наших детей лентяями? «Конечно нет, — отвечает профессор. — Вы бы смогли сказать, что электричество сделало нас ленивыми из-за того, что теперь нам не нужно зажигать свечи? Дети идут дальше нас — это фундамент для новых исследований».

11 Беседа с авторами книги 29 октября 2002 года.


3.

ЗАТЕРЯННЫЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: