ББК 39.52
Т5.1
Издательство «Машиностроение», 1985 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, изучающих дисциплины «Статистическая динамика летательных аппаратов», «Оптимальное управление летательными аппаратами», «Системы управления летательных аппаратов» и близкие к ним по содержанию. Содержание первых двух дисциплин включает в себя изложение основ теории динамических систем при действии случайных возмущений и теории оптимального управления детерминированными и стохастическими динамическими системами. Третья дисциплина в значительной степени прикладная и базируется на первых двух.
Учебное пособие содержит материал, относящийся главным образом к первым двум дисциплинам. Оно может быть также использовано при изучении дисциплины «Системы управления летательных аппаратов», поскольку содержит ряд конкретных технических примеров применения современных статистических методов и методов оптимизации для синтеза систем управления полетом.
|
|
При пользовании данным пособием читателю необходима подготовка в объеме вузовской программы по таким дисциплинам, как «Теория автоматического управления», «Динамика полета летательных аппаратов», «Основы теории вероятностей и математической статистики», «Основы теории оптимального управления».
Авторы будут признательны всем читателям, которые пришлют критические замечания по содержанию книги.
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование современных высокоточных систем управления в значительной степени связано с проблемой синтеза оптимальных стохастических систем. В эту проблему входят задачи, связанные с определением показателей функционирования систем в условиях случайных возмущений, т. е. с их статистическим анализом, задачи формирования оптимального управления такими системами, а также задачи по переработке информации, доступной измерениям, в информацию, необходимую непосредственно для управления. Следует отметить, что данной проблеме посвящено много работ. Однако основное внимание в них уделяется развитию общего теоретического аппарата применительно к задачам оптимизации систем, описываемых стохастическими дифференциальными уравнениями. Овладение этими методами, как правило, требует высокой математической подготовки и поэтому не всегда доступно инженерам, занимающимся проектированием реальных систем управления.
Цель учебного пособия — систематическое изложение вопросов применения стохастической теории управления к решению задач анализа и синтеза систем управления летательными аппаратами различного назначения на уровне той математической подготовки, которая дается в технических вузах. Учитывая, что в настоящее время развитие систем управления вообще и систем управления летательными аппаратами, в частности, характеризуется широким использованием цифровой вычислительной техники непосредственно в контуре управления, особое внимание в книге уделяется вопросам управления дискретными стохастическими системами.
|
|
Изложение большинства вопросов сопровождается примерами решения конкретных технических задач, связанных с анализом и синтезом систем управления летательными аппаратами.
Приводятся основные сведения из теории случайных величин, случайных процессов и случайных полей, необходимые для описания и анализа стохастических систем. Рассматриваются вопросы моделирования реализаций случайных величин и процессов на аналоговых и цифровых вычислительных машинах. Обсуждаются наиболее распространенные методы анализа точности систем управления. Кратко излагаются метод переходных функций и частотный метод анализа точности линейных систем. Более подробно рассмотрены вопросы применения метода статистической линеаризации и метода статистического моделирования для анализа точности нелинейных систем. Значительное внимание уделено различным аспектам практического использования методов анализа точности линейных и нелинейных систем, основанных на использовании теории марковских процессов. Изложение рассматриваемых методов сопровождается примерами решения различных задач анализа точности движения летательных аппаратов, таких, как движение в турбулентной атмосфере, сближение космических аппаратов на орбите, самонаведение крылатого аппарата, баллистический спуск в атмосфере и другие.
Рассматриваются задачи оптимизации стохастических систем управления. В качестве основного объекта исследования принимается дискретная динамическая система. Исследуются задачи программирования и синтеза оптимального стохастического управления. В первом случае предполагается, что текущая информация о состоянии объекта управления отсутствует. Во втором случае считается, что сигнал управления в каждый момент времени формируется на основе информации, полученной измерениями текущего состояния объекта. При этом различаются две ситуации: управление при полной информации, когда считается, что текущее состояние объекта измеряется точно и полностью, и управление при неполной информации, когда измерительная информация не позволяет точно определить текущее состояние объекта. Формулируются необходимые условия оптимальности, обсуждаются особенности применения численных методов математического программирования. Формулируются достаточные условия оптимальности. Предлагается метод решения задач при изопериметрических ограничениях. Обсуждаются различные приближенные методы синтеза оптимального управления, основанные на обычной и статистической линеаризации, а также метод параметров и комбинированный метод. Приводятся примеры решения конкретных технических задач с использованием этих методов. Такими задачами являются задачи формирования алгоритмов управления при переводе стационарного спутника Земли на заданную долготу с помощью двигательной установки большой и малой тяги, при коррекции траектории движения космического аппарата.
Задача синтеза оптимального управления стохастическим объектом при неполной информации рассматривается в байесовской постановке с использованием метода динамического программирования и понятия достаточных координат. Структура синтезируемой оптимальной системы представляется двумя последовательно соединенными блоками: обработки информации и оптимального управления. Для линейных моделей объекта управления, измерений и гаус-совских возмущений при квадратичном критерии оптимальности решение задачи синтеза обоих блоков осуществляется в явном виде. Для общего случая нелинейных моделей объекта управления и измерений предлагается синтезировать блок обработки информации, используя рекуррентные байесовские алгоритмы различной сложности.
|
|
ГЛАВА 1.
МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН, ПРОЦЕССОВ И ПОЛЕЙ
Траектория движения летательного аппарата формируется под действием ряда факторов, причем многие из них — случайные. Например, при движении космического летательного аппарата случайными являются ошибки выведения аппарата на орбиту, возмущающие силы и моменты внешней среды, действующие на аппарат в полете, ошибки силы тяги двигателей и т. п. При наведении на цель крылатого летательного аппарата, движущегося в атмосфере, к случайным факторам могут быть отнесены начальные условия его движения, параметры движения цели, ошибки координатора цели, отклонения параметров аппарата и его системы управления от номинальных значений, обусловленные технологическими погрешностями изготовления, ветер и вариации плотности атмосферы и другие. В результате действия приведенных здесь случайных факторов параметры движения летательного аппарата — положение, скорость, перегрузка, угол наклона траектории, промах относительно цели и другие — оказываются случайными.
Все случайные факторы, приводящие к случайным изменениям параметров движения летательного аппарата, а также сами параметры движения можно отнести к одной из следующих групп:
— события, которые в каждой отдельной реализации движения аппарата могут случайно произойти, а могут и не произойти;
— величины, постоянные в каждой отдельной реализации движения, но меняющиеся случайно от одной реализации к другой;
— процессы, меняющиеся случайно не только от одной реализации к другой, но и по времени,
|
|
— поля, меняющиеся случайно в каждой реализации в зависимости не только от времени, но и других аргументов.
К случайным событиям могут быть отнесены отказы аппаратуры управления летательного аппарата при старте или в процессе его движения. Случайными величинами являются ошибки выведения космического летательного аппарата, начальные условия движения летательного аппарата, отклонения параметров аппарата и его системы управления от номинальных значений, промах летательного аппарата относительно цели. Примерами случайных процессов являются возмущающие силы и моменты, действующие на космический аппарат, ошибки координатора цели, используемого при наведении крылатого летательного аппарата на цель, а также параметры движения (фазовые координаты) летательных аппаратов. Наконец, случайным полем является турбулентность атмосферы, в которой происходит движение летательного аппарата.
Чтобы изучать движение летательных аппаратов при действии разнообразных случайных факторов и наилучшим образом управлять этим движением, необходимо уметь описывать эти факторы. В данной главе кратко рассматриваются методы статистического описания случайных величин, процессов и полей применительно к случайным факторам, характерным для управляемого движения летательных аппаратов. Более подробно рассмотренные здесь вопросы изложены в книгах [8, 13, 25, 30, 32, 33].
СЛУЧАЙНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
Величина х, принимающая в каждом новом опыте при фиксированных условиях опыта новое значение хi, где i — номер опыта, называется случайной. Значения хi, i= 1,2,..., случайной величины х, которые они принимают в отдельных опытах, называют реализациями случайной величины. Например, масса автоматического летательного аппарата в момент старта — случайная величина, изменения которой применительно к отдельным экземплярам (реализациям) аппарата обусловлены технологическими погрешностями его изготовления и подготовки к старту.