Рассмотрим задачи оптимизации, связанные с управлением летательными аппаратами. Для того чтобы летательный аппарат, как объект управления, выполнял свои функции, необходимо решить две задачи. Первая задача заключается в определении номинальной траектории движения летательного аппарата. С математической точки зрения эта задача состоит в отыскании некоторой программы управления, представляющей собой зависимость величины управляющего воздействия от времени. В дальнейшем эту задачу будем называть задачей программирования управления.
Вторая задача заключается в формировании закона управления летательным аппаратом. Под законом управления в данном случае понимается зависимость управляющего воздействия от тех координат, которые доступны измерению в процессе движения в любой (текущий) момент. Решение этой задачи позволяет сформировать (синтезировать) структуру системы управления летательным аппаратом, работающей по принципу обратной связи. Эту задачу назовем задачей синтеза управления.
При решении как задачи программирования, так и задачи синтеза управления необходимо иметь в виду, что на любой летательный аппарат в процессе полета действуют различные возмущения, без учета которых зачастую просто нельзя обойтись. Характерным примером может служить задача управления конечным (терминальным) состоянием летательного аппарата, когда требуется осуществить выведение аппарата в требуемый район назначения с высокой точностью. При этом возможны случаи, когда решение той или иной задачи без учета возмущений вообще не может обеспечить требуемой точности управления. Поэтому при формировании как программы, так и закона управления летательными аппаратами, как правило, следует учитывать действие случайных факторов.