Основные понятия исследования

Исследование – это вид познавательной деятельности человека; система логически последовательных методологических, методичес­ких и организационно-технических процедур, позволяющих полу­чить достоверные данные об изучаемом объекте, явлении или процессе.

Научное исследование — процесс получения новых научных знаний, содержанием которого являются процессы изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теоретических представлений (теорий, гипотез, идей).

Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический и соответствующие методы - эмпирического и теоретического исследования.

Метод исследования — основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Методика исследования — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметной области для накопления и систематизации эмпирическо­го материала.

Техника исследования – совокупность специальных приемов с целью наиболее эффективного применения того или иного метода исследования.

Пример. Если используется метод опроса (анкетирования), то методикой выступает использование опросного (анкетного) листа в соответствии с инструкцией анкетеру, а техникой исследования будут выступать способы формулировки вопросов в анкете или в речи анкетера.

Содержание исследования включает:

а) распознавание проблем / ситуаций, составляющих предмет исследования,

б) объяснение их происхождения, свойств, содержания, причин, закономерностей и т.д. исследуемых объектов (предметов, явлений, процессов),

в) установление места изучаемого (проблем / ситуаций) в системе накопленных знаний,

г) нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме / ситуации в практике ее разрешения.

Виды социологических исследований и их классификация:

· фундаментальные и прикладные

· теоретические и эмпирические

· первичные и вторичные

· формальные и неформальные

· количественные и качественные

· разведы­вательные, описательные и аналитические

· точечные и повторные.

Фундаментальное исследование, осуществляется главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. Прикладное исследование призвано разрешить конкретную научную или научно-практическую задачу.

Получение знаний на основе опыта или наблюдения – это эмпирическое исследование, а на основе мыслительных операций и абстрактных представлений - теоретическое.

В зависимости от используемых источников информации исследо­вания делятся на первичные и вторичные. Первичные основаны на сведениях, полученных напрямую у потребителей в ходе таких меро­приятий, как опрос, глубинное интервью, эксперимент. Вторичные (кабинетные) используют уже имеющуюся информацию, почерпну­тую из различных источников.

В зависимости от строгости применяемых исследовательских процедур и методик выделяются два типа исследований: формальные и неформальные. Формальные исследования предусматривают строгие правила и методы сбора информации, выполнение предписанных инструкций. Напр., использование количественных методов исследования (скажем, опросов) требует строгого соблюдения определенных процедур исследовательского процесса, начиная с постановки задачи и заканчивая интерпретацией полученных данных, подачей заключительного отчета о проделанной работе.

Формальные исследования по своей методике делятся на качественные и количественные.

Неформальные исследования проводятся без строгого соблюдения определенных научных, общепринятых правил и процедур. Эти исследования используются исключительно для описания конкретных ситуаций. К числу методов неформального исследования можно отнести ситуационный анализ, коммуникационный аудит. Разновидностями неформальных исследований являются, к примеру, наблюдения и эксперименты, проводимые по собственному усмотрению, без специально предусмотренной фиксации в листах наблюдения, протоколах эксперимента и т.п. В таких исследованиях основную роль играют субъективные намерения, интуиция и личный опыт исследователя. Неформальные исследования являются удобным инструментом для обнаружения и описания проблемных си­туаций, для предварительной проверки исследовательских и про­граммных стратегий, но не более. В отличие от формальных исследований, результаты которых можно использовать для предсказаний и прогнозирования, неформальные исследования используются исключительно для описания конкретных ситуаций.

Количественные исследования предназначены для изучения объек­тивных, количественно измеряемых характеристик поведения людей, это преимущественно описательные исследования. Обработка инфор­мации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядочен­ных (формализованных) процедур, количественных по своей природе.

Качественные исследования ориентированы на получение информации о мотивах поведения и уста­новках людей. Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации здесь неприменимы.

В зависимости от целей исследования подразделяются на разведы­вательные, описательные и аналитические.

Разведывательное исследование (пилотажное) используется в каче­стве предварительного этапа масштабных исследований. Оно охватывает небольшие совокупности и основывается на упрощенной про­грамме и методике, на предположениях и допущениях.

Описательное исследование применяется в случае изучения боль­шой общности людей, отличающихся разнообразными характеристи­ками. Например, выясняется известность торговой марки в различ­ных целевых аудиториях.

Аналитическое исследование — самый глубокий вид анализа, ставя­щий своей целью, кроме описания изучаемого явления, еще и установление причин, лежащих в основе. С его помощью объясняют­ся мотивы поведения людей, их оценки происходящих событий.

Исходя из частоты проведения исследования бывают точечные и повторные.

Точечное исследование (разовое) дает информацию о состо­янии объекта анализа, о количественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения. Повторные, проводимые через определенные промежутки времени и основанные на единых про­грамме и инструментарии, позволяют судить о динамике изучаемого объекта. Особым видом повторного является панельное исследование, предусматривающее неоднократное изучение одной и той же группы лиц через определенные промежутки времени.

Классификация и содержание методов исследования.

Многообразие человеческой деятельности обусловливает многообразие исследовательских методов, которые классифицируются по разным основаниям. В современной науке в рамках методологического знания имеются различные классификации методов исследования. Пожалуй, наиболее обоснованным является деление методов исследования на следующие группы:

· философские,

· общенаучные,

· частнонаучные,

· дисциплинарные,

· междисциплинарные.

Философские методы — это методы, которыми оперирует философия: диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический и т. п.

Общенаучные методы — методы, которые применяются практически во всех науках, например, системный подход, формально-логические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, и т. д. Исходя из двух уровней научного познания (эмпирического и теоретического) можно говорить об общенаучных методах эмпирического и теоретического исследования, а также об общих логико-теоретических методах, которые равнозначно применяются на двух вышеуказанных уровнях. Другими словами, если представить общенаучную методологию как иерархическую структуру, то можно выделить три ступени / уровня научных методов: эмпирические, теоретические, логико-теоретические.

Частнонаучные методы — методы, применяемые только в определенных науках, например, в таких, как физика, химия, биология, социология, психология и т. п.

Дисциплинарные методы — методы, применяемые в рамках отдельной дисциплины, научного направления, например, методы биохимии.

Междисциплинарные методы исследования — это методы, применяемые на стыке различных наук, представляющих собой совокупность ряда синтетических, интегрированных способов исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: