Дискутивно-полемическая речь

Основные вопросы. Из истории спора: классификация споров (Аристотель; С.И. Поварнин). Классическое различие между спором и дискуссией. Типы аргументов. Классификация вопросов. Допустимые и недопустимые приёмы ведения спора (уловки в споре). Языковые средства, используемые в споре, дискуссии. Тип и структура текста дискуссионного выступления. Правила ведения спора, дискуссии; тренинг навыков дискутивно-полемической речи.

Задание 99

1) Вспомните, что такое спор, дискуссия, полемика, дебаты. Охарактеризуйте эти понятия. Скажите, что их объединяет и чем они различаются.

2) Расскажите о культуре ведения спора. Какие правила необходимо соблюдать, каким должно быть поведение участников в ситуации спора, дискуссии. Какова роль речевого этикета, вежливости о споре?

3) Ведя спор, дискуссию, соглашаетесь ли вы иногда со своими оппонентами? Почему?

4) Вы знаете, что основа убедительности речи – её доказательность. Какие аргументы вы используете в споре? Охарактеризуйте их. Прокомментируйте таблицу.

Типы аргументов
Рациональные (к делу) Иррациональные (к человеку, к аудитории)
Факты Документы Примеры Цифры, статистические данные, результаты социологических опросов Обращение к авторитетам Законы, то есть суждения, принятые в данном обществе как безусловно верные Обращения к эмоциям, чувствам, предрассудкам, интересам, желаниям адресата

Какие типы аргументов наиболее приемлемы в научном споре? Аргументируйте ваше мнение.

5) Скажите, какую роль играет спор, дискутивно-полемическая речь в учебно-научной сфере деятельности. Аргументируйте ваш ответ.

Задание 100

1) Прослушайте текст. Запишите его основную информацию в удобной для вас форме.

Своими корнями искусство / наука спора уходит в далёкие времена. Мыслители Древней Греции считали, что спор играет важную роль в поисках и выяснении истины. До нас дошёл афоризм: «Истина рождается в споре». В Древней Греции спор являлся важным средством прояснения и разрешения вопросов, которые вызывали разногласия. И если участники спора не приходили к единому мнению, к согласию, то в ходе спора они лучше уясняли свои собственные позиции и позиции противоположной стороны.

Спор, где огромную роль играет умение убеждать, недаром зародился в Древней Греции. Исследователи греческой культуры[40] считают, что её фундаментальный принцип – это принцип состязательности, или агонистика (в переводе с греческого – состязание, игра, борьба, бой, судебный процесс), то есть неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни. Не случайно именно в античной Греции родились Олимпийские игры, публичные споры мудрецов и философов.

В Древней Греции искусство ведения беседы, умение сталкивать противоположные взгляды, отыскивать истину путём спора получило название эристики (что в переводе с греческого означает спорить, состязаться). Таким образом, первоначально эристика понималась как средство поиска истины с помощью спора. Однако постепенно она стала обучать тому, как вести спор, чтобы достичь единственной цели – выиграть его любой ценой, победить в споре, не заботясь об истине и справедливости. Эристик всеми средствами отстаивал свою правоту и возражал против иной точки зрения только потому, что она другая.

Эристика разделилась на диалектику и софистику[41], диалектические беседы и софистические споры.

Диалектика развивалась Сократом (470-399 гг. до н. э.). Диалектика Сократа представляла собой философское искусство вести рассуждение. Само слово диалектика первоначально означало «беседа», умение мыслить в вопросно-ответной форме. Позднее этот термин получил значение «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления». Беседа, диалог, то есть изложение мысли в форме вопросов и ответов, широко использовались с целью публичного обсуждения важных проблем, тем. Ведя диалог, античные мыслители исходили из положения о том, что о всяком предмете обсуждения существуют противоположные мнения. Поэтому в споре каждый из оппонентов может защищать свою позицию.
А это, в свою очередь, даёт возможность получать знания не в готовом виде, а путём размышления, путём совместного обсуждения проблемы, совместного поиска правильного решения. Так, Сократ обсуждал со своими собеседниками различные вопросы: знание и незнание, добро и зло, свобода и долг, добродетели и пороки, богатство и бедность, душа и тело, самопознание и образование. По мнению Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), другого великого древнегреческого философа, цель диалектического спора заключается не в словесной борьбе в целях настоять на своём, победить во что бы то ни стало любой ценой, а в стремлении к истине. (См. слова немецкого философа Гегеля: «Самая серьёзная потребность есть потребность познания истины.») Софистику же он определяет как мнимую мудрость, потому что для софистов, по Аристотелю, важнее победить в споре, чем устанавливать истину. Софистика – это спор, цель которого, отметим ещё раз, достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приёмов, недопустимых уловок.

Надо сказать, что история, философия, искусство имели в Греции лишь одну покровительницу – музу Клио. В то время как искусство спора – двух, и не муз, а настоящих богинь. Это были Эриды – богини спора. Их было две, так как греки (об этом мы уже говорили) отличали спор «конструктивный», диалектический, направленный на достижение истины, от спора «конфликтного». Цель «конфликтного» софистического спора – не выяснение истины, подчеркнём это ещё раз, а борьба с противником и достижение победы в этой борьбе. Соответственно, спору «конструктивному» покровительствовала Эрида «благая», а спору «конфликтному» – Эрида «злая».

Спор – это не только путь установления истины, но и способ познания окружающей действительности, это один из жанров речевой коммуникации, которому необходимо обучаться.

2) Сформулируйте тему текста. Дайте ему название. Аргументируйте ваше мнение.

3) Прочитайте текст. Внесите в ваши записи необходимые уточнения и дополнения.

4) Ответьте на вопросы.

ü Почему спор зародился в Древней Греции?

ü Что первоначально означал термин эристика?

ü Как и почему изменилось содержание этого понятия?

ü Что первоначально означал термин диалектика? Какова цель диалектики, диалектического спора?

ü Что такое софистика? Кто такие софисты? Какова цель софистического спора? На ваш взгляд, можно ли (и нужно ли) вступать в спор с единственной целью победить любой ценой, не считаясь ни с истиной, ни с добром?

5) Как вы считаете, надо ли обучаться спору, дискутивно-полемической речи? Это искусство или наука? Или … Аргументируйте ваше понимание.

Задание 101

Прочитайте текст. Составьте таблицу «Классификация видов спора».

Одна из первых классификаций видов спора встречается у Аристотеля. Он выделяет следующие его разновидности.

I – диалектический спор, цель которого – совместное выяснение истины;

II – эристический; его цель – отстоять свою точку зрения любой ценой, убедить противника;

III – софистический спор, целью которого является стремление добиться победы посредством использования различных уловок, в том числе и недопустимых; в этом споре используются ложь и обман: можно выдавать слабое за сильное, и, наоборот, сильное за слабое – не столь важно, как всё обстоит на самом деле, то есть истина не нужна.

В отечественной литературе вопросы культуры спора излагались в риториках и логиках. Наиболее глубокая и содержательная книга по этой теме написана философом и логиком профессором Сергеем Иннокентьевичем Поварниным в 1918 году. Называется она «Спор. О теории и практике спора».

Познакомьтесь с классификацией споров, данной С.И. Поварниным[42].

I. По целевой установке.

1. Выявить истину (такой вид спора ещё называют аподиктическим). Это, по мнению С.И. Поварнина, «высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная». В ходе такого спора сопоставляются разные точки зрения по проблеме, стороны тщательно подбирают аргументы в защиту своего тезиса и корректно анализируют и оценивают доводы друг друга, то есть ведут совместный поиск истины. Спор ради истины С.И. Поварнин называет «умственным пиром», потому что он доставляет удовлетворение его участникам: расширяются и углубляются знания о предмете спора. Участникам предоставляется прекрасная возможность проявить свои знания, интеллектуальные возможности.

2. Убедить противника (эристический). Здесь возможны два варианта. Либо спорящий убеждает оппонента в том, в чём сам глубоко убеждён. Либо он не верит в справедливость того, что отстаивает, но делает это в силу каких-то определённых причин.

3. Победить любыми средствами (софистический). Очень часто такой спор возникает из желания самоутверждения, желания всегда и во всём быть первым, никогда не проигрывать, а всегда только побеждать, не заботясь о путях и средствах достижения победы.

4. Спор ради спора (спор как спорт). В данном случае для спорщиков безразлично, о чём спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно доказать что белое – это чёрное, чёрное – это белое.

II. По количеству участников.

1. Спор с самим собой (внутренний спор).

2. Спор-диалог (спорят два человека: простой / одиночный, по С.И. Поварнину).

3. Спор-полилог (спорят несколько / сложный, по С.И. Поварнину).
В таком виде спора могут участвовать все присутствующие, или же спорят группы: одна группа защищает один тезис, другая – другой, противоположный. Вести спор-полилог достаточно сложно (вы сами можете объяснить, почему).

III. По наличию слушателей

1. Без слушателей.

2. При слушателях. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, действует на спорящих. Они учитывают реакцию слушателей, тщательно отбирают аргументы. Победа при слушателях приносит большое удовлетворение, а поражение становится более неприятным.

3. Для слушателей. В этом случае спор ведётся не для того, чтобы выяснить истину, убедить оппонента в правоте своей точки зрения, а чтобы привлечь внимание к проблеме или чтобы произвести на слушателей, аудиторию определённое впечатление, повлиять на неё с определённой целью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: