double arrow

Курсовая / дипломная работа

Основные вопросы. Учебно-научная работа как тип текста, его модель: структурно-смысловые компоненты и языковые средства реализации. Обобщённое содержание частей, правила их построения; жанры научной речи, представленные в курсовой / дипломной работе. Алгоритм написания; способы введения в собственный текст чужой речи. Справочно-библиографический аппарат научной работы и правила его оформления. Алгоритм изучения научной литературы по теме.

Задание 83

1) Во время учебы в Военном университете вы будете писать курсовые работы, а в последний год обучения – дипломную работу. Это тоже тексты, достаточно большие по объёму, в которых вы должны показать свои знания по выбранной теме, проявить навыки анализа и синтеза информации текстов-источников, её аргументированной оценки и интерпретации, умение делать выводы из изложенного, формулировать собственную позицию, своё видение / понимание рассматриваемой проблемы. И, конечно, вы должны знать модель текста научной работы и владеть языковыми средствами её реализации, чтобы точно, адекватно и корректно, без искажений, в соответствии с нормами русского языка и правилами письменной научной речи осветить чужие точки зрения, взгляды по проблеме, аргументированно и убедительно изложить своё мнение по рассматриваемым в работе вопросам.

Структура научной работы определяется логикой научного исследования. Обычно курсовая / дипломная работа состоит из введения, 2-3 глав, внутри которых могут выделяться параграфы, и заключения. В курсовой работе обычно есть Введение, Основная часть и Заключение. К работе может даваться список источников, из которых взят материал для исследования. Обязательно должна быть библиография – список использованной научной литературы. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания решаемой научной проблемы, выносятся в Приложения.

Принято порядковые номера глав обозначать римскими цифрами (Глава I), параграфы – арабскими цифрами (§ 2). В научной работе может быть использована и чисто цифровая система нумерации. В соответствии с ней номера самых крупных частей научного произведения (это первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трёх цифр и т. д. Например: 1.1.1.; 1.2.1.; 2.1.3 – первая цифра обозначает раздел, вторая – главу, третья – параграф. Использование цифровой системы нумерации даёт возможность не употреблять словá часть, раздел, глава, параграф.

2) Познакомьтесь с моделью текста курсовой / дипломной работы. Колонку «Языковые средства реализации» дополните сами.

Основные структурно-смысловые компоненты Языковые средства реализации
1 2
I. Введение (текст-обоснование актуальности выбранной темы исследования) ¨ Общая характеристика темы Выбор темы – это всегда сложно: порой в этом виден не только научный работник, но весь человек. (О.Н. Трубачёв) Чем конкретнее тема, тем лучше работается и тем достижимей успех. (У. Эко) · Работа посвящена теме / проблеме / вопросу чего … · Работа представляет собой анализ / изло­жение / описание / обзор / исследование / обоб­щение чего · В работе излагается / описывается / обобщается / анализируется / исследуется / прослеживается / рассматривается … что / даётся обзор работ отечественных авторов (учёных) по вопросу (проблеме, теме) чего … · Современный этап чего характеризуется чем … Это вызывает потребность в чём / Какие процессы (явления в мире, в стране, в обществе, в конкретной военной сфере деятельности) вызывают необходимость чего … …
¨ Актуальность: показывается (в самом общем, конспективном изложении), что уже сделано по данной конкретной теме и что предстоит сделать вам · Актуальность проблемы заключается / состоит в чём … / в том, что … · Актуальность изучения / рассмотрения данной темы (проблемы) мотивируется / объясняется чем … / вытекает из чего … / подтверждается чем … · Исследуемая проблема принадлежит к числу актуальных задач чего, имеющих большое (теоретическое и практическое / прикладное) значение. Её разработка (очень / чрезвычайно) важна для чего … · В настоящее время вопросы чего разрабатываются достаточно активно (см., например, работы кого … [дается перечисление фамилий учёных в скобках или без скобок в тексте или в подстрочной ссылке]. В произведённых исследованиях … [даётся их общая краткая характеристика. Например: теоретически обосновывается что …; содержится большой (интересный) практический материал / материал по (каким) вопросам (чего); накоплен какой материал и т. д.]. При этом не изучено / не исследовано что … / не уделялось / не уделено должного внимания чему … / Вместе с тем требует (своего) дальнейшего изучения / исследования / уточне­ния что … / Однако до сих пор остаётся неисследованным / неразработанным / неизученным / мало (недостаточно) изученным что … …
¨ Цели и задачи работы · Цель исследования состоит / заключается в чём … / в том, чтобы … · Целью (настоящего) исследования является что … · Цель исследования – выявить / разработать / описать / обобщить / осветить / проследить / систематизивать / проанализировать / показать / проиллюстрировать / уточнить что … / углубить (уточнить / расширить) представление о чём … · В работе решается следующая задача … · В исследовании поставлены и решаются следующие задачи: – изучить что …; – выявить что …; – описать что …; – выделить что …; – определить / установить что … …
¨ Объект и предмет исследования [ Объект – это часть практики или научного знания, с которым исследователь имеет дело. Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познаёт целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. Или можно сказать, что объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения (это общее). Тогда предмет – это то, что находится в границах объекта, частное, определяющее тему научной работы. ] · Объект исследования – что … · Предмет – что … ….
¨ Методологическая основа и методы исследования · Методологическую основу исследования составили (какие) идеи о чём … / какие концепции чего … / теория чего … / принципы чего … · Методологической основой исследования являются (какие) концепции чего … / какие положения (о чём … / чего …) [ какой науки, теории … ]. · В работе использовались теоретические методы (анализ, сравнение, синтез / обобщение), эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, эксперимент) … · Теоретическими предпосылками исследования послужили работы / труды отечественных и зарубежных учёных в области чего … · Исследование опирается на что … [на идеи чего … (кого о чём)] / на положения концепции чегокого … …
¨ Материал исследования / Источниковая база / Информационная основа работы · В качестве источников использовались / используются следующие материалы … · Базой для анализа послужило что … · Материалом исследования послужило / яви–лось что … · В качестве материала исследования использовалось что … · Основными источниками для работы послужили … …
¨ Научная новизна. Теоретическая ценность и практическая значимость · Научная новизна и теоретическая значимость работы / исследования состоят в следующем … / в том, что: – выявлено что …; – разработано что …; – определено что …; – обосновано что …; – выявлено что …; – показано что …; – экспериментально проверено / доказано / вы–явлено / подтверждено что …; – описано что …; – обобщено (и систематизировано) что …; – охарактеризовано что …; · Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы где … / помогут / будут способствовать чему … · Рассмотрение данного вопроса будет (несомненно) полезно / полезным для … …
¨ Положения, выносимые на защиту · На защиту выносятся следующие положения: … …
¨ Структура работы. Рассматриваемые вопросы (по разделам / частям / главам) · Данная работа состоит из введения, двух разделов / глав / частей, заключения, списка использованной литературы (и проанализированных источников), приложения. · Работа включает что … / имеет / содержит что … · К работе приложено что … (приложены таблицы, схемы, анкеты, графики …) · Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определяются цели, задачи и методы исследования, формулируются научная новизна и практические возможности использования, выдвигаются выносимые на защиту положения, характеризуются объект и предмет исследования. · В первом разделе даётся (аналитический) обзор / (критический) анализ литературы по теме (имеющихся точек зрения / концепций по исследуемой проблеме) … · Второй раздел посвящён чему … (исследованию / рассмотрению / анализу чего …). · Во втором разделе рассматривается / анали–зируется что … · Каждый раздел заканчивается краткими выводами. · В заключении излагаются основные выводы (полученные результаты исследования) … · В заключении делаются (общие) выводы по теме / проблеме исследования. Предлагаются практические рекомендации по использованию чего … в чём (где) … …
¨ Обобщение, итог, вывод · Таким образом, … / Итак, … / Следовательно, … · Все (выше)сказанное даёт возможность / основание считать, что … · Результаты исследования / Сделанные выводы позволяют считать, что … / позволяют надеяться на то, что … / могут быть полезны для чего … / могут представлять интерес для … / будут полезны … / помогут … / будут способствовать чему … · Данная работа может / Материалы исследования / могут способствовать чему … / может / могут иметь значение для чего … / могут быть использованы в чём … (при чём). …
II. Первый раздел / Первая часть (глава). Содержит системный анализ литературы по исследуемой проблеме; сравнение, сопоставление точек зрения по проблеме, подходов к её рассмотрению, их мотивированную оценку; рассмотрение концепции / теории, лежащей в основе исследования / работы; изложение теоретической базы собственного научного исследования, изложение круга нерешённых проблем, определение границ исследуемого автором вопроса / явления. Жанр: реферат-обзор См. Приложение «Модель текста аналитического реферата-обзора». · Проблема чего … привлекает внимание кого … (каких учёных, например). При этом обнаруживаются разные подходы к изучению / рассмотрению данного явления, разные точки зрения на что … (на решение данной проблемы). Так, например, где что рассматривается как … / где кто рассматривает что как что … · Представители чего (какой школы / какого направления (течения) рассматривают что как … Сторонники же какого направления считают / утверждают, что … · В истории какой науки (какой отрасли знания) данный (этот) вопрос трактуется / освещается по-разному … · В концепции (теории, во взглядах) кого привлекает внимание что … · Рассматривая / Исследуя / Анализируя что, кто отмечает / подчёркивает / утверждает / пишет, что … (:«…») / приходит к выводу о том, что …
  · Оценивая что, кто обращает внимание на что … · Приведём рассуждение / слова / высказывание / замечание кого, чтобы подчеркнуть / проиллюстрировать что … · Попытки сформулировать что отражены где … · Что было рассмотрено / описано / изложено / обобщено / освещено где … · Рассматривая что, кто (автор) приводит следующие примеры … / приводит в качестве примера что … · Кто (какие учёные) внесли (большой, значительный, основной) вклад во что … / в развитие чего … [Подробный обзор и анализ (каких) исследований по чему проведён / содержится в работе / трудах кого … (каких учёных). В них, в частности, отмечается / подчёркивается что … /, что … ] · Всё сказанное свидетельствует о том, что … · (Где) Кто говорит / заявляет / сообщает / признает / утверждает / отмечает / констатирует / подчёркивает / пишет / отрицает, что … / указывает, что … (на что …) / свидетельствует о чём … (о том, что …) · Кто думает / считает / полагает, предполагает / учитывает / рассчитывает / доказывает / уверяет, что … / уверяет / убеждает в чём … (в том, что …) · Очевидно, что … / Бесспорно, что … · В заключение подчеркнём / отметим / следует (необходимо, нужно) подчеркнуть / отметить, что … …
III. Второй раздел / Вторая часть (и все следующие, если они имеются). Описание процесса исследования, освещение методики и техники исследования, полученных результатов · В данном разделе / В данной части рассматривается что … · Данный / Настоящий раздел посвящён рассмотрению / изложению / исследованию / ана­лизу / выявлению / определению / истории чего … · Как показывает исследование / анализ … · Интересно / Следует / Необходимо отметить / подчеркнуть, что … · В процессе анализа чего … было установлено / выявлено что … /, что … · Наблюдения над чем … / анализ (исследование / рассмотрение) чего … позволили / позволил заключить / сделать вывод, что … · Что необходимо / следует / требуется уточнить / дополнить, так как … · Что как (наглядно / более наглядно) показывает что … (важность / необходимость чего …) · Важным аспектом чего является что … · Что включает в себя что … / включается во что … · При сравнении / сопоставлении чего с чем обнаруживается что … /, что … · Что подтверждается / можно подтвердить чем (какими фактами, статистическими данными …) / тем, что … · В качестве чего (примера) рассмотрим что … · Анализируя / Рассматривая что …, автор опирается на что … · Сравним / Сопоставим что с чем … · Что связано с чем … · Что способствует чему … · Что превращает что во что … · Что зависит / находится взависимостиот чего … · Что обеспечивает что … · Что обусловливается чем … · Что направлено на что … · Что понимается как что … / Под чем понимают что … / Под чем понимается что … · Что служит чем … · Для чего характерно что … / Чему свойственно (присуще) что … · Характерной особенностью чего является что … · Подчеркнём / Следует / Необходимо (также) отметить / заменить / подчеркнуть, что … …
IV. Выводы по разделу. Жанр: реферат-резюме · Результаты анализа / исследования позволяют сделать выводы … (вывод о том, что …) · Таким образом, в заключение следует сказать / отметить, подчеркнуть, что … · На основании чего … / Основываясь на чём … / Исходя из чего … / Опираясь на что …, мы можем сделать вывод, что … мы (пришли / автор пришёл / можно прийти к выводу / заключению, что … · Из этого следует, что … · Что даёт основание (возможность) / позволяет говорить / считать / утверждать, что … · Что позволило установить / выяснить / определить / вскрыть / обнаружить / систематизировать / доказать / показать / проследить что … · Что подтверждает что … · Что свидетельствует о чём … / о том, что … · Можно сделать следующие выводы. Во-первых, … Во-вторых, … …
V. Заключение. В нём подводятся итоги исследования. Оно включает следующие компоненты: · актуальность темы работы, исследуемой проблемы; · изложение полученных в ходе проведённого исследования результатов; · перспективы развития и использования для науки и практики (факультативный компонент) · Данная работа представляет собой что … · Исходным положением работы явилось / является что … · Исследование показало что … /, что … · Проведённый анализ чего показал / подтвердил / выявил что … / позволил (позволяет) что сделать … / свидетельствует о том, что … · Рассмотренный материал / рассмотрение (изу­чение) данной проблемы позволил / позволило сделать следующие выводы. Во-первых, … Во-вторых, … и т.д. · Проведённое исследование / Работа может способствовать чему … · Полученные результаты могут быть использованы … (где …) (когда …) · Освещение / Рассмотрение взглядов кого на что поможет / будет способствовать чему … · Осмысление / Анализ теоретического наследия кого будет способствовать чему … · Автор видит возможности дальнейшей разработки темы / проблемы / дальнейшего исследования в чём … · Перспективным представляется / может считаться что … …

3) Итак, курсовая / дипломная работа – это научный текст, имеющий четкую структуру и определённое обобщённое содержание.

Название научной работы Компрессированное содержание, тема
Введение Осознание темы / проблемы / вопроса; обоснование актуальности (описание проблемной ситуации), постановка цели и задач (выдвижение гипотезы, выносимых на защиту положений), авторская оценка путей решения задачи исследования.
Основная часть (разделы / части работы) Изложение теоретической базы научной работы, поиск способов решения проблемы, рассмотрение разных подходов, (возможных) вариантов её решения. Доказательство идеи (=гипотезы, основных положений / тезисов).
Заключение Решение исследовательской задачи, получение ответа, определённых результатов (выводы).
Список использованной литературы По библиографическому списку можно судить, насколько автор осведомлён в литературе вопроса. Также список имеет и самостоятельную ценность как справочный материал для исследований. Обычно даётся в алфавитном порядке, но может иметь и хронологическое, алфавитно-хронологическое, систематическое построение. Алфавитно-хронологичес­кое построение предусматривает расположение работ одного автора в хронологическом порядке, что позволяет проследить последовательность опубликования работ. При систематическом построении библиографического списка работы располагаются в логической последовательности, то есть по типам документов. Внутри тематических рубрик следует соблюдать алфавитный или хронологический принцип расположения названий. Систематическое построение библиографического списка позволяет сгруппировать источники, близкие по тематике, целевому назначению, характеру информации, времени опубликования.
Приложения и иллюстрации (если иллюстрации вынесены за текст) В приложения выносится вспомогательный материал, чтобы не загромождать основной текст. Это таблицы, инструкции, дополнительные примеры, документы, анкеты, графики, схемы и т. п. Иллюстрации должны быть тесно связаны с текстом работы.

Построение разделов научной работы должно представлять собой своеобразную рамку: в начале раздела формулируется его тема, в конце – подводятся итоги (делаются выводы) и даётся указание на дальнейший ход изложения (то есть соблюдается правило проспекции, а внутри рамки не следует забывать о правиле ретроспекции, то есть напоминать об уже изложенном, таким образом действует закон ориентации адресата в тексте). При соблюдении такой структуры текст будет отличаться чёткостью и ясностью, а также связанностью разделов (частей).

Что касается последнего абзаца Введения, то в нём обычно формулируется проблематика всей работы в целом. Во Введении на фоне старого знания о предмете речи научного исследования автор формулирует новое, что определяет дальнейшее восприятие содержания работы адресатом.

В Основной части раскрываются, доказываются (аргументируются) основные положения работы, которые были во Введении изложены тезисно. Вы знаете, что любая научная работа содержит две взаимосвязанные части – описательную, или обзорную, и основную (которая, в свою очередь, может состоять из 2-х глав).

В обзорной части / первой главе содержится история вопроса. Эта часть носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ разных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, даётся их оценка, обосновываются и формулируются собственные позиции автора. Таким образом, обзорная часть содержит не только описание и систематизацию того, что сделано по данной проблеме, но и обоснование научной позиции автора. Иначе говоря, описывая точки зрения различных авторов, сравнивая, сопоставляя, оценивая эти точки зрения (но не личности авторов!), выражая своё согласие или несогласие с ними, вы должны изложить, почему. Аналитический обзор литературы даётся в хронологическом или проблемном порядке (по сути это аналитический реферат-обзор).

В основной (или центральной) части работы помещается основная информация, которая должна отвечать требованиям новизны (это в бóльшей степени относится к диссертационным и дипломным работам), полноты и достоверности. Здесь освещается процесс исследования, даётся анализ и обобщение основных результатов, их объяснение.

Каждая глава / каждый раздел заканчивается выводами в форме реферата-резюме. Если основная часть не делится на разделы, то рассмотрение каждого вопроса темы (возможно, по параграфам) заканчивается краткими выводами (2-3 абзаца).

Заключение представляет собой итоговое изложение основного, концептуального содержания работы. Это обобщённая итоговая оценка проделанной работы. В заключении определяется степень решения задач, поставленных во введении, значение полученных данных, формулируются выводы общего характера как результат всего исследования. Структура заключения содержит следующие смысловые блоки:

· возвращение к теме работы, её значимости, к актуальности проблематики;

· перечисление полученных в результате анализа фактов, данных и т. п., их логичность, обоснованность;

· возможности использования результатов исследования на практике;

· перспективы развития темы (это факультативный компонент; он показывает степень научной зрелости автора).

Основная идея и проблема научной работы, заявленные во Введении в общем виде, затем развёртываются в основной части: доказываются, объясняются, уточняются, опровергаются и т. д.

Сжатое содержание научной работы представлено её планом-оглавлением и названием / заглавием.

Курсовая / дипломная работа – это особый синтетический жанр научной речи. Он вобрал в себя элементы разных видов вторичных научных текстов: аннотации, реферата, рецензии. Поэтому очень важно владеть навыками создания вторичных научных текстов, а также знать структурные и языковые особенности функционально-семантических типов речи, так как и повествование, и описание, и рассуждение представлены в тексте научной работы.

4) Расскажите, что такое курсовая работа.

Ответьте на вопросы.

ü Определилась ли тема вашей курсовой работы, её структура?

ü Какие части в ней выделяются? Какую систему нумерации частей научной работы вы выбрали? Каковы на этот счёт рекомендации вашего научного руководителя?

ü Какая информация обычно содержится во Введении? Каково содержание Введения к вашей работе?

ü Есть ли в вашей работе реферативная, обзорная глава / часть? Каково будет её содержание?

ü Сколько собственно исследовательских глав / частей будет в вашей работе?

ü Какая информация, как правило, содержится в Заключении?

ü Вы уже составили список необходимой литературы (библиографию) к вашей научной работе? Расскажите кратко (в аннотированной форме) об основных, базовых трудах.

ü Планируете ли вы предложить какое-либо Приложение? Если планируете, то какого рода?

Задание 84

Познакомьтесь со словосочетаниями, которые вы можете употреблять в научной (курсовой / дипломной) работе.

Проблемы и вопросы  
Проблема научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная; изучаемая, поставленная, дан­ная проблема; состояние / формулировка / раз–работка проблемы ставить / поставить, выдвигать / выдви­нуть, затрагивать / затронуть, рассматривать / рассмотреть проблему работать над проблемой чего    
Проблемы некоторые проблемы, ряд важных проблем, широкой круг проблем  
Вопрос актуальный, теоретический, принципиальный, практический, общий, частный, конкретный, важный, сложный, спорный, правомерный; поставленный, данный, затро­нутый, указанный вопрос; состояние / история / рассмо­трение / решение / постановка вопроса ставить / поставить, затрагивать / затронуть, рассматривать / рассмотреть, исследовать, изучать / изучить вопрос; работать над вопросом о чём / пере­ходить / перейти к вопросу о чём / вернуться к вопросу о чём /    
Вопросы   некоторые, отдельные вопросы, многочисленные вопросы; ряд вопросов, круг вопросов  
Цели и задачи исследования  
Цель   важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная ставить / поставить цель перед собой+ инфинитив, являться целью чего представлять главную цель чего  
Цели следующие цели, различные цели  
Задача первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, конкретная, определённая, указанная, основная, научная, практическая задача   ставить / поставить (важную) задачу, решать / решить (поставленную) задачу  
Задачи   главные (основные) задачи, задачи исследования   наметить / определить / перечислить / сформулировать главные задачи исследования  
Направление   ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, намеченное, указанное, следующее; направление исследования, данное направление получать / получить (новое) направление  
Направления   основные направления современных исследований   изучать / изучить, намечать / наметить / отражать / отразить, определять / определить основные направления исследования  
Процессы изучения, исследования  
Изучение метод / объект изучения; объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углублённое, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное являться объектом для (дальнейшего) изучения
Исследование   настоящее, научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, фундаментальное, всестороннее, систематическое, углублённое, глубокое, детальное, подробное, актуальное; исследование актуального вопроса / важной проблемы; дальнейшее исследование облегчать / облегчить, затруднять / за­труднить исследование
Подход научный, современный, объективный, философский, односторонний, узкий, широкий, новый подход; подход к проблеме, (новый) подход к рассматриваемым явлениям искать / найти, разрабатывать / раз­работать новый подход к чему; иметь объективный подход к чему.
Влияние большое, огромное, глубокое, заметное, определённое влияние; степень / характер влияния, влияние ряда факторов на дальнейшее развитие чего Иметь, оказывать / оказать, показывать / показать, учитывать / учесть влияние чего на что; находиться / происходить под влиянием чего  
Фактор основной, главный, (не)существенный, решающий фактор  
Факторы   некоторые, следующие, различные, перечисленные факторы   отмечать / отметить, приводить / привести, перечислять / перечислить (основные) факторы, явля­ться / явиться, становиться / стать (решающим) фактором, останавливаться / остано­виться на некоторых факторах, уделять внимание следующим факторам
Анализ   научный, объективный, конкретный, всесторонний, детальный, тщательный, дальнейший анализ; анализ результатов (имеющихся фактов, таблиц) произвести / производить анализ чего, опираться на научный анализ, использовать для анализа чего, выяснять / выяснить при анализе чего, обнаруживаться / обнаружиться в ре­зультате анализа чего
Научная основа исследования  
Основа   научная, теоретическая, экспериментальная основа; на основе наблюдений, обобщения чего (полученных данных) определять / определить, получать / получить, устанавливать / установить, доказывать / доказать на основе чего; лечь в основу чего; служить / послужить, быть / являться основой чего
Фактический материал  
Материал   научный, справочный, собранный, полученный, имеющийся, использованный материал; материал для исследований (для наблюдений); обработка / обобщение / расположение материала собирать / собрать, получать / получить, исследовать, накапливать / накопить, обобщать / обобщить (фактический) материал    
Данные   фактические, конкретные, цифровые, новые, имеющиеся, полученные, приведённые; последние данные; данные таблиц / анализа, обработка / обобщение (полученных) данных собрать / собирать, иметь, получать / получить данные о чём
Факт конкретный, общеизвестный, бесспорный факт  
Факты некоторые / основные / следующие / убедительные / полученные / имеющиеся факты систематизировать, обобщать / обоб­щить, накапливать / накопить, получать / получить ряд фактов, обратиться к фактам, опираться на (бесспорные) факты, иметь дело с фактами
Сведения   краткие, подробные, новые, старые, полученные, дополнительные сведения; сведения о чём иметь, представлять / представить, получать / получить, собирать / соб­рать сведения
Информация   точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, существующая, необходимая информация иметь, получать / получить информацию, располагать информацией  
Метод и методика исследования  
Метод   научный, объективный, исторический, указанный, научно обоснованный, данный, предложенный, разработанный метод; метод получения решения / описания / исследования чего, метод научного анализа, недостатки предложенного метода
Методы   описание / анализ / рассмотрение существующих методов рассматривать / рассмотреть, сравнивать / сравнить существующие методы
Методика   научная, современная, применяемая, разработанная, предложенная методика; использование новой методики; методика изучения чего / описания чего / исследования чего описывать / описать, разрабатывать / разработать, применять / применить методику, пользоваться методикой  
Характеристика явления  
Связь   причинная, глубокая, определённая, непосредственная, возможная, причинно-следственная связь; установление, выявление связи чего с чем обнаруживать / обнаружить, выявлять / выявить, исследовать связь чего с чем устанавливать / установить причинную связь  
Взаимосвязь   тесная взаимосвязь, взаимосвязь и взаимозависимость вещей и явлений   раскрывать / раскрыть, описать / описывать, выявлять / выявить, устанавливать / установить взаимосвязь, находиться в тесной взаимосвязи с чем
Особенности   характерные, отличительные, существенные, специфические, следующие, некоторые, важнейшие особенности знать, изучать / изучить, устанавливать / установить, перечислять / перечислить (важнейшие) особенности, иметь свои особенности (ряд особенностей)
Научные теории и идеи  
Теория   новая, современная, вышеизложенная, рассматриваемая теория; предложенная / разработанная кем теория   выдвинуть / предложить / разработать / создать / изложить теорию
Гипотеза   научная, перспективная, плодотворная, интересная, указанная гипотеза; опровержение / разработка / обос­нование / развитие / подтверждение гипотезы обосновывать / обосновать, подтверждать / подтвердить, развивать / развить гипотезу  
Обоснование   глубокое / научное / теоретическое обоснование; обоснование выдвинутых положений / выво­дов / гипотезы теории получать / получить, иметь научное обоснование  
Подтверждение   новое, блестящее, экспериментальное, наглядное, убедительное подтверждение; подтверж­дение взглядов, гипотезы, предположения находить / найти, получать / получить (экспериментальное) подтверждение
Доказательство   теоретическое, логическое, строгое, убедительное доказательство находить / найти, получать / получить, иметь доказательство, служить / являться доказательством
Результаты научных исследований  
Вывод   основной, аналогичный, обоснованный, глубокий, противоположный, полученный вывод; выводы по главе, по разделу обосновывать / обосновать, излагать / изложить, обсуждать / обсудить выводы, приходить / прийти к выводу  
Значение   научное, теоретическое, практическое, большое, исключительное, особое, решающее значение иметь значение, сохранять / сохранить, терять / потерять, утрачивать / утратить своё значение
Роль   большая, значительная, особая, основная, определяющая роль   определять / определить, отмечать / отметить, отрицать, показывать / показать, выяснять / выяснить, подчёркивать / подчеркнуть роль кого / чего
Положения   основные / многие / некоторые положения статьи, диссертации, доклада, монографии   высказывать / высказать, выдвигать / выдвинуть, намечать / наметить, вырабатывать / выработать, формулировать / сформулировать, подтверждать / подтвердить положения; исходя из этих положений
           

Вы должны также знать, что для любой научной речи организующим языковым началом считается употребление группы глаголов интеллектуально-познавательной деятельности в значении «проводить научное исследование»: анализировать, проводить / делать анализ, рассматривать, выяснять, выявлять, уточнять, указывать, выделять, освещать, проверять, прогнозировать, обсуждать, моделировать, прослеживать, формировать, формулировать, раскрывать, выводить, оценивать, интерпретировать, описывать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, группировать, противопоставлять, классифицировать, систематизировать, обобщать, разрабатывать, обосновывать, характеризовать, предполагать, допускать, проистекать, располагать, противостоять, соответствовать, проявлять(ся), ускорять, усваивать, устанавливать, исследовать, изучать, развивать, вырабатывать, подтверждать, отрицать, углублять, расширять, объяснять, приводить доводы / факты / аргументы / примеры и т.д.

Задание 85

1) Вы знакомы с алгоритмом составления реферата-обзора, стадиальность построения речевого произведения. Попробуйте сами сформулировать алгоритм написания научного работы. В аудитории проанализируйте его. Внесите изменения и уточнения в составленный вами алгоритм.

2) При составлении алгоритма написания научной работы вы должны учитывать следующее.

ü Выбрав тему, вы должны проанализировать литературу, «присвоить» чужой опыт, чужие знания, пропустить через себя, сквозь призму своего видения / понимания проблемы, то есть вам нужно научиться всесторонне анализировать предмет исследования и выстраивать систему знаний о нём, создавать концепцию своего научного исследования.

ü Определив замысел и концепцию научного исследования, вы должны составить его программу, план.

ü Вам необходимо научиться работать с фактами, выстраивать аргументы в поддержку выдвинутых в научной работе положений.

ü Свои мысли вам нужно выразить соответствующими языковыми средствами, а для этого требуется владеть культурой речи, всеми её аспектами.

3) «Присваивая» чужой опыт, чужие знания, формулируя теоретическую базу, исследуя её отправные точки, вы должны уметь соотносить собственный текст с текстами других авторов. Познакомьтесь с таблицей «Способы введения в собственный текст чужой речи».

Способ Его содержание
   
1. Цитирование / Цитация Дословная передача содержания источника без трансформации его лексико-грамматических конструкций. Вспомните правила цитирования и способы оформления цитат.
2. Аннотация (аннотированное изложение) Недословная краткая передача основного содержания (основных положений) источника с полной трансформацией лексико-грамматических конструкций. Вспомните требования, предъявляемые к тексту аннотации, и языковые средства его оформления.
3. Монографический реферат (реферативное изложение) Недословная, но адекватная передача содержания источника с частичной или полной трансформацией лексико-грамматических конструкций. Вспомните требования, предъявляемые к тексту монографического реферата, и языковые средства его оформления.
4. Реферат-обзор (аналитическое изложение) Недословная, но адекватная передача чужих мыслей с трансформацией лексико-грамматических конструкций источника на лексико-грамматические конструкции, обозначающие речемысли­тельную деятельность автора, с возможным включением собственных оценочных конструкций. Вспомните требования, предъявляемые к тексту аналитического реферата-обзора, и языковые средства его оформления.

ü Создав своё речевое произведение, вы должны уметь (научиться) анализировать свой текст, то есть владеть навыками самоанализа и рефлексии.

4) Подумайте, какие жанры научной речи представлены в курсовой / дипломной работе. Аргументируйте ваше понимание.

5) Скажите, какие функционально-семантические типы речи представлены в научной работе.

Задание 86

Вспомните, что такое справочно-библиографический аппарат научного произведения и каковы правила его оформления. Напомним вам.

¨ Элементы библиографического описания.

1. Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.

2. Заглавие – название произведения.

3. Издание – сведения об отличиях данногопроизведенияот других изданий того же произведения.

4. Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания.

5. Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц (с.), листов (л.).

¨ Условные разделительные знаки и последовательность расположения.

1. Заголовок описания. Основное заглавие.

2.:  Другое заглавие.

3. /  Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).

4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.

5.. – Место издания.

6.:  Издательство (книга).

7.,  Год издания (книга).

8.. – Год издания (журнал).

9.. – Номер (журнал).

10..– Количество страниц (в книге: – 150 с.; страницы, на которых помещена составная часть: – С. 115–125).

¨ Библиографическая ссылка.

Внутритекстовая ссылка приводится в круглых скобках: перед круглыми скобками и в круглых скобках после описания документа точка не ставится.

Например:

В исследовании о современных иноязычных заимствованиях Е.В. Какорина пишет: «Тексты СМИ не только отражают речевую практику многих социальных групп говорящего коллектива, но и отчасти формируют эту практику» (Какорина Е.В. Иноязычное слово в узусе 90-х годов / / Русский язык сегодня: Сб. статей / Отв. ред. Л.П. Крысин. – М.: Азбуковник, 2000. – С. 173).

Если автор произведения в основном тексте указан, то в библиографической ссылке его фамилию и инициалы допускается не повторять: Исследователь речевого этикета Н.И. Формановская так определяет его: «Речевой этикет – это социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их социальным положением и ролями, ролевыми и личными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения» (Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. – М.: Рус. Яз., 2002. – С. 12).

В курсовой / дипломной работе, как правило, не рекомендуется использовать внутритекстовые ссылки. Их включение в основной текст научной работы оправдано лишь в том случае, когда в работе по каким-либо причинам отсутствует библиографический список или подстрочные (затекстовые) ссылки.

Подстрочная ссылка – ссылка под текстом, при этом используются, как правило, арабские цифры (реже – звездочки *).

ü При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводятся слова Там же.

Например:

Там же. – С. 100.

ü В целях сокращения библиографических ссылок допускается не указывать в них отдельные обязательныеэлементы(объём, наименование издательства).

ü В повторных библиографических ссылках на авторский документ допускается не указывать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием и указывать только имя автора, заглавие и страницы.

Например:

Формановская Н.И. Русский речевой этикет … С. 12.

В научных работах обычно применяется постраничная нумерация подстрочных примечаний.

Затекстовая ссылка – это библиографическая ссылка за текстом. В публикуемых научных работах рекомендуется сквозная нумерация затекстовых примечаний от первого до последнего в книге / статье. При этом также употребляют арабские цифры, реже – звездочки. Затекстовые (концевые) ссылки могут использоваться в курсовых / дипломных работах, они выносятся в конец работы на отдельный лист.

Оформление библиографических ссылок и библиографического списка осуществляется в состветствии с ГОСТом 7.1-84 и ГОСТом 7.0-84 (Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления. – М.: Гос. Комитет СССР по стандартам, 1984.) Также на каждой профилирующей кафедре Военного университета имеются необходимые рекомендации по написанию научной работы.

По мнению У.Эко, итальянского историка литературы, культурологии, семиотики, профессора нескольких университетов и известного писателя, правила оформления справочно-библиографического аппарата научной работы имеют огромное значение[36]. Во-первых, они функциональны, так как помогают опознать (узнать / определить) книгу, статью, о которых идёт речь. Во-вторых, нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча …»

2) Составьте фрагмент библиографии к вашей научной работе.

3) Чем отличаются внутритекстовые и подстрочные ссылки? Какую систему ссылок вы используете в своей работе?

4) Как можно упростить оформление повторных ссылок?

5) Изучение научной литературы по теме курсовой / дипломной работы – серьёзная и кропотливая работа. Учёные-науковеды советуют начинать изучение литературы по выбранной теме с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах темы. Чтобы понять, насколько книга полезна в вашей работе, следует прочитать её аннотацию, просмотреть оглавление, введение и заключение, предметный и именной указатель, а также можно просто пролистать книгу. При этом вы должны всё время помнить тему и / или план вашей научной работы, чтобы не тратить время зря на чтение ненужной литературы.

И вот вы отобрали необходимую литературу. Читать статьи и книги по теме работы следует с карандашом / ручкой в руке, делая необходимые записи на отдельных листах или карточках. У. Эко советует всем, кто занимается научной работой, завести персональный ящичек с библиографическими карточками. «Постепенно, по мере появления названий, в него будут попадать всё новые карточки.» Карточки нужно ставить в алфавитном порядке. В них нужно записывать библиотечный шифр, чтобы книгу легко можно было заказать в библиотеке. У. Эко рекомендует записывать шифры в правом верхнем углу. А в верхнем левом – делать вашу помету: имеет ли данная работа общее значение или же относится к определённой главе, определённому параграфу вашего научного произведения. Это библиографическая картотека, где собраны маленькие карточки с выходными данными тех книг, которые вы будете использовать при написании работы. Автор отмечает, что также полезно завести картотеку конспектов[37]. Это карточки с выписками из книг и статей, которые вы прочитали. Подобные выписки содержат резюме, цитаты, комментарии – словом, всё то, что из этих книг вы будете использовать при написании текста вашей работы.При изучении научных работ вы можете воспользоваться следующим алгоритмом.

· Общее знакомство с работой по аннотации и оглавлению.

· Ознакомительное чтение введения и заключения.

· Просмотровое чтение всего текста научной работы.

· Изучающее чтение выбранных фрагментов.

· Конспектирование представляющих интерес материалов.

· Критическое осмысление и оценка законспектированного, его интерпретация, редактирование и запись как фрагмента текста будущей курсовой / дипломной работы.

Задание 87

1) Расскажите преподавателю и товарищам по группе о планируемой структуре (композиции) вашей курсовой работы.

2) Обсудите актуальность тем ваших курсовых работ.

3) Охарактеризуйте: а) цели и задачи исследования; б) объект и предмет.

4) Расскажите, какие методы и приёмы научного исследования вы планируете применить в своей работе.

5) Охарактеризуйте материал исследования.

6) В чём состоит / будет состоять научная новизна вашей работы? Какова её возможная практическая значимость?

7) Как вы думаете, строгое соблюдение требований, предъявляемых к оформлению справочного и библиографического аппарата научной работы, – это простая формальность или проявление уровня культуры автора научной работы, помощь потенциальному адресату? Аргументируйте ваше мнение.

8) Расскажите о справочно-библиографическом аппарате научной работы.

9) Подумайте, какие трудности в написании курсовой работы могут вам встретиться (или, если вы уже писали научную работу, то с какими трудностями вы встретились), и посоветуйте, как их можно избежать. Вспомните алгоритм ваших действий, а также стадиальность в создании научного произведения.

10) Уже знакомый вам Умберто Эко считает[38], что писать дипломную работу надо с удовольствием, надо работать в охотку. «Если выбрана тема, которая вам интересна, если вы в самом деле решили отвести на диплом какое-то время, … вы заметите, что диплом может превратиться в увлекательнейшее конструирование, что-то вроде пари или игры в охотников за сокровищами.

Есть какой-то спортивный азарт в погоне за недоступными текстами, радость разгаданного кроссворда, когда отыскивается, после длительных умственных терзаний, ответ на некий вопрос, казавшийся безысходным».

Умберто Эко утверждает, что диплом – это пари с самим собою. По его мнению, дело начинается с загадки, которая не имеет ответа. Результат же должен быть обретён за конечное число ходов … Несмотря на то, что материал не желает делиться с вами секретами. Ваша задача – «расколоть» его, выследить, захватить, изучить … А иногда диплом – это паззл[39]: надо найти каждому фрагменту единственное место.

И вот ещё одно наблюдение Умберто Эко: «Если вы работаете в своё удовольствие, вам захочется продолжить». Захочется усовершенствовать те пункты, которые были недоработаны, углубить отдельные положения, на которые не было ни времени, ни сил. Вам захочется дочитать недочитанные книги, дописать недописанные фрагменты. Это значит, что работа над курсовой или дипломом пробудила творческий процесс.

· Выразите ваше отношение к словам У. Эко.

11) Познакомьтесь с десятью правилами цитирования, которых советует придерживаться Умберто Эко.

Правило 1. Отрывки, предназначенные для цитирования, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны.

Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное нами мнение.

Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после неё помещена ваша полемическая оговорка (то есть ваше оценочное суждение, содержащее несогласие с цитируемым материалом).

Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой источник ссылается автор.

Правило 5. Цитаты из первостепенных, основных источников делаются по академическим собраниям, или же по самым уважаемым изданиям.

Правило 6. Если вы изучаете иностранный текст, цитаты из первоисточника могут быть приведены на языке оригинала и обязательно следует дать перевод или же иностранный исследователь цитируется сразу в переводе.

Правило 7. Отсылка к автору и произведению должна быть ясной.

Правило 8. Не забывайте цитируемый материал заключать в кавычки.

Правило 9. Цитаты должны быть абсолютно точны. Во-первых, слова должны приводится в той же форме, в которой стоят в источнике. Поэтому, закончив работу. У. Эко советует перепроверить все цитаты по источникам, поскольку в процессе напечатания или перепечатывания могли вкрасться какие-то ошибки.

Во-вторых, нельзя выкидывать кусочки текста, никак этого не обозначив. На месте опущенных слов и словосочетаний ставится многоточие (…), на месте опущенных предложений и абзацев – многоточие в угловых скобках (<…>).

В-третьих, не рекомендуется искажать текст своим вмешательством. Любые ваши комментарии, пояснения и уточнения необходимо заключать в круглые скобки. Курсивы и выделения (подчёркивания), если они не авторские, а ваши, тоже должны оговариваться.

Правило 10. Цитата – почти свидетельское показание. У. Эко призывает заботиться о том, чтобы у вас были свидетели защиты, чтобы вы знали, где их найти и чтобы они (ваши цитаты. – Т.Т.) внушали доверие. Всякая отсылка, подчёркивает профессор, должна быть чёткой и достоверной, а также проверяемой. Это означает, что при цитировании обязательно указывается первоисточник, даётся его библиографическое описание.

· Скажите, выполняете ли вы их.

Почему в научной работе важно выполнять правила цитирования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: