Диверсификация (от лат. diversificatio— изменение, разнообразие) — это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т. д.). В узком смысле слова под диверсификацией принято понимать проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.
Примером диверсификации является деятельность японской авиакомпании JAL после ее выхода из-под государственного контроля. Свою миссию она определила, как ʼʼзавоевание лидирующих позиций в интегрированной сфере бытового и культурного обслуживанияʼʼ. Новыми сферами бизнеса стали авиарейсы на небольшие расстояния, в т.ч. вертолетные; рекреационные услуги, включая гостиничное хозяйство, курортно-туристическое обслуживание; товарное обращение, финансы, информатика, образование.
Разделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию, которую иногда называют латеральной (лат. lateralis— боковой) диверсификацией. В свою очередь, связанная диверсификация должна быть вертикальной или горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятий.
Вертикальная интеграция, или связанная вертикальная диверсификация, — это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до или после производственного процесса. Вертикальная интеграция состоит по сути в том, что предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия вместо того, чтобы покупать их на рынке у других предприятий. Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя различные стратегически важные звенья в цепи производства и сбыта продукции. В результате вертикальной интеграции происходит объединение фирм, находящихся на различных этапах производственного процесса.
Чаще всего такая интеграция реализуется в двух базовых формах, которые характеризуют направленность интеграции и положение предприятия в производственной цепочке:
‣‣‣ Интеграция ʼʼназадʼʼ, или так называемая обратная интеграция;
‣‣‣ Интеграция ʼʼвпередʼʼ, или прямая интеграция.
При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т. е. приобретает или устанавливает контроль над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. Целью такой интеграции должна быть защита стратегически важного источника сырья либо доступ к новой технологии, важной для базовой деятельности.
При прямой интеграции предприятие присоединяет функции, выполняемые ранее дистрибьюторами, т. е. приобретаются транспортные, сервисные службы, каналы сбыта и другие функциональные службы, связанные с основной деятельностью фирмы. Мотивацией в данном случае является обеспечение контроля над сбытом продукции, иногда желание лучше знать своих потребителей. Вертикальная интеграция может проводиться за счёт мобилизации как внутренних, так и внешних факторов.
На заводе компании Ford производственный процесс был интегрирован до такой степени, что на входе его была железная руда, а на выходе — готовый автомобиль. Крупная химическая компания Du Pont выбрала стратегию обратной вертикальной интеграции, приобретя добывающее предприятие для удовлетворения своей потребности в нефти. Некоторые преимущества такого подхода состоят в снижении издержек и улучшении координации и контроля.
Горизонтальная интеграция, или связанная горизонтальная диверсификация, — это объединение предприятии, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. Горизонтальное объединение может помочь добиться экономии на масштабе производства и/или снизить опасность конкурентной борьбы, расширить спектр товаров или услуᴦ. Зачастую важной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков; в данном случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.
Классическим примером горизонтальной диверсификации является проникновение американских пивоваренных компаний в область изготовления и сбыта безалкогольных напитков. В этом случае произошло расширение спектра продуктов, которые предлагаются схожему кругу потребителей. Вместе с тем, был достигнут синергический эффект за счёт лучшей загрузки транспортного парка, совместного использования каналов сбыта и т. д.
Несвязанная диверсификация или просто диверсификации я — это охват таких направлении деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. Считается, что диверсификация оправданна, в случае если возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, либо позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции находится в стадии спада.
Примером диверсификации может служить предприятие, продающее бензин, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приобретает мебельную фабрику. Ярким примером диверсификации является деятельность ЗападноСибирского металлургического комбината. Комбинат производит металлургическую продукцию, наряду с этим он организовал производство мебели, сантехнической продукции, имеет мощное подсобное хозяйство, на базе которого организовано производство колбасы, хлеба и других продуктов питания.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4