double arrow

Вопрос 1. Тарифная политика в отраслях топливно-энергетического комплекса

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно- энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. В состав ТЭК входят отрасли по добычи и переработке различных видов топлива (топливная промышленность), электроэнергетика и предприятия по транспортировке и распределению электроэнергии. Топливная промышленность является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики государств.

Сложившаяся система управления электроэнергетикой страны до 1991 года работала в условиях монополии государственной собственности. Все генерирующие предприятия и линии электропередачи строились, в условиях плановой экономики, за счет средств государственного бюджета. Принятие решений о значительных капитальных вложениях не было непосредственно связано с результатами экономической деятельности предприятий электроэнергетики. Непроизводительные расходы отдельных предприятий покрывались путем перераспределения доходов внутри самой отрасли или даже между отраслями.

Государственное регулирование тарифов в РФ основано на следующих принципах

- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, определение экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете тарифов;

- обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, устанавливаемыми Правительством РФ и предусматривающими обязательности опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти.

Основным из вышеперечисленных принципов является обеспечение баланса экономических интересов производителей (субъектов естественных монополий) и потребителей их продукции и услуг.

Реализация указанного принципа предполагает, с одной стороны, установление экономически обоснованных, т.е. полностью компенсирующих текущие и инвестиционные расходы предприятий-монополистов, тарифов и цен, а с другой - учет экономических возможностей потребителей, уровня платежеспособного спроса при приемлемом уровне рентабельности.

Перекос тарифного баланса, как в сторону регулируемых организаций (завышение тарифов и цен), так и в сторону потребителей (занижение тарифов и цен), пагубно сказывается не только на финансово-экономическом состоянии «ущемленной» стороны, но и через систему прямых и обратных межотраслевых связей на общей социально-экономической ситуации в стране (динамике ВВП, инфляции, неплатежах, потреблении домашних хозяйств и занятости).

Вопрос 2. Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, интеграция, демонополизация и др.) хозяйственных образований

Приватизация.

Приватизация представляет собой систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». В 1992 г. обсуждались различные программы приватизации, подготовлен­ные комиссиями Верховного Совета и правительством. В середине года под давлением кабинета реформаторов был принят проект, который в теоретичес­ком отношении опирался на идеи радикального либерализма - представления о частной собственности как наиболее эффективной форме организации хозяйственной деятельности, которая лучше всего реализует "естественные" права и интересы человека. Радикализм этой программы заключался в ориен­тации на максимально возможные масштабы и форсированный способ проведения. Конечной целью приватизации объявлялось формирование широкого класса собственников, способных создать социальную базу нового демократи­ческого общества; приоритет отдавался накоплению частного капитала

Другим отражением приватизации экономики является процесс формирования акционерных обществ (АО) как современной коллективной формы частного капитала.

Источники средств для приватизации (соответственно для акционирова­ния предприятий) можно подразделить на внутренние и внешние. К внутрен­ним относятся средства, имевшиеся в распоряжении частного капитала для приобретения приватизируемых государственных предприятий - денежные сбережения наиболее состоятельной и предприимчивой части населения, включая капитализированные доходы теневой экономики, а также капитал, сформированный в период рыночных реформ. К внешним следует отнести дополнительные доходы, образовавшиеся в частном секторе благодаря госуда­рственной политике поддержки приватизации и сокращения расходов част­ного капитала на приобретение приватизируемых объектов.

Национализация
Национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в Собственность государства.

Согласно законопроекту "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации /национализации/" о национализации, подготовленному Минимуществом, под национализацией понимается принудительное обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ для удовлетворения ее потребностей в продукции, непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику.

Расположенное на территории РФ имущество, находящееся в собственности иностранного физического или юридического лиц, подлежит национализации в соответствии с новым федеральным законом, если другое не установлено международным договором РФ.

В состав национализируемого комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, необходимая для достижения целей национализации. Национализация имущества для удовлетворения потребностей субъектов РФ и муниципальных образований не допускается. В отношении денег и ценных бумаг решение о национализации не может быть принято.

В случае, если права собственника не оформлены надлежащим образом, такой собственник может быть установлен судом, в том числе по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере национализации. Отказ от права собственности в отношении национализируемого имущества, перемена его собственников, признание собственника – гражданина безвестно отсутствующим, а также реорганизация, ликвидация и несостоятельность юридического лица национализируемого имущества не являются основанием для приостановления процедуры национализации.

Решения о национализации принимаются на основании акта правительства РФ. В решении о национализации должно содержаться наименование национализируемого имущества, наименование лица, являющегося его собственником.

Интеграция

Интеграция представляет собой процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух или более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни

Зависимость интеграционных и дезинтеграционных процессов определяется влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов важны мировые тенденции развития экономических отношений, политические и экономические интересы (экономическая потребность в восстановлении или в развитии новых форм интеграции национального хозяйства, а она объективно может реализоваться в том случае, если она дополняется соответствующей политической волей), поиск новых организационных форм в мирохозяйственных отношениях, экономическая политика государств, характеристики экономической системы государства и т. д.

Одним из факторов интеграции является интеграционный потенциал. Разрозненным элементам системы присущи внутренние силы, способствующие стремлению к объединению элементов в целостное образование. На примере России влияние интеграционного потенциала четко прослеживается: после распада СССР на отдельные замкнутые экономические пространства центростремительные силы начали подталкивать бывшие республики к возобновлению старых экономических связей, тем более, что высоко интегрированная экономическая система бывшего Союза определяла и промышленный потенциал каждого субъекта СНГ, и единое экономико-правовое пространство для движения товаров и капиталов.

Демонополизация

В основе процесса развития конкуренции и рыночных отношений лежат следующие основные мероприятия:

1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений;

2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств;

3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике.

Основным нормативным актом является: "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по развитию конкуренции и ограничению деятельности монополий в 1991 году был создан Антимонопольный комитет РФ, который осуществляет:

· Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации предприятий;

· Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению фирм (более 35% рынка);

· Предоставление льготных кредитов и налоговых льгот для впервые вступающих на данный товарный рынок предприятий;

· Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;

· Привлечение иностранных инвестиций, развитие свободных экономических зон

К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:

· Подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;

· Разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

· Осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

· Контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;

· Контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: