Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (18 ч + 6 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11 ч + 5 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (29ч + 7ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (7ч + 2ч)


Русский язык. 5 класс.

Тематическое планирование. Базовый уровень (6 часов в неделю) (204 часа).

Дата Кол-во часов Тема урока Цели и задачи урока Характеристика основных видов учебной деятельности Контроль
план фактич
  ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 +1*)[5]
    1. (1ч.)   . Язык и человек Осознание роли речевой культуры, общения коммуникативных умений в жизни человека.. Чтение и анализ текста; работа с текстом упражнения, мини-сочинение Упр 3 стр 5
    2. (1ч.) .Общение устное и письменное. Знакомство с основными особенностями устной и письменной речи   . Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми. Д/З прослушать информационное сообщение СМИ, подготовить его пересказ.
    3. (1ч.) Читаем учебник. Слушаем на уроке Познакомиться со структурой учебника; овладеть приёмами работы с книгой; познакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Овладение приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога. Рабочая тетрадь[6] (РТ): с.4 – 5, упр. 1 – 3
    4. (1ч.) Р. Р. Стили речи. Познакомить с особенностями разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Знакомство с правилами этикета. Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. П 5 упр 18
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (19 + 4*)
    5. (1ч.) Звуки и буквы. Произношение и правописание. Повторить сведения о соотношении произношения и правописания. Познакомить с понятием транскрипции. Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. П 6 упр 24
    6. (1ч.) Орфограмма. Закрепить и систематизировать знания, полученные учащимися ранее об орфограмме. Познакомит с понятием морфема. Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах. РТ: с. 6 – 8, упр.7 – 9. П 7упр 28
    7. (1ч.) Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Систематизировать и закрепить знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. РТ: с. 5 – 6, упр.4 – 6 п8 упр31-38
    8. (1ч.) Правописание проверяемых согласных в корне слова. Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра. РТ: с. 8 – 9, упр.10 – 12 п 9 ур43-46
    9. (1ч.) Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание. РТ: с. 9 – 11, упр.13 – 18 п10 упр 49
    10. (1ч.) Буквы и, у, а после шипящих. Закрепление и систематизация знаний и умений, полученных учащимися ранее; отработка навыков орфографически правильного письма. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. РТ: с.11, упр.19 – 20 п 11 упр 53
    11. (1ч.) Разделительные ъ и ь. Закрепить правило употребления ъ и ь. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. РТ: с.12, упр.21 п 12 упр 58
    12. (1ч.) Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант. Закрепить понятие о предлоге; выработать умение отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибаться в написании. Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации). Тест1[7]: с. 8 – 9 П 13упр 64
    13. (1ч.) Входной контроль (диктант) Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выполнение контрольной работы.  
    14 – 15. (2ч.) Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) Формировать умение отличать текст от набора предложений и озаглавливать текст. Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Изложение. Упр.70 РТ: с. 12 – 13, упр.22 – 23 учебник упр 69
    16. (1ч.) Части речи. Закрепить знания учащихся о частях речи, полученные в начальной школе. Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение. П 15 упр 77
    17. (1ч.) Глагол.   Закрепить знания и умения, полученные учащимися в начальной школе; отработать умение выделять глагол среди других частей речи. Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. П 16 упр 82
    18. (1ч.) -Тся и –ться в глаголах Повторение правила. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом. П 17 упр85
    19. (1ч.) Р. Р. Тема текста. Сформулировать понятие темы текста; научить выделять в тексте общую тему. Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта П 18 упр 87
    20 - 21. (2ч.) Личные окончания глаголов. Не с глаголами. Активизация знаний учащихся о личных окончаниях глаголов и правописании не с глаголами Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами. РТ: с. 14 – 15, упр.26 Тест 2: с.10 – 11 п 19 упр 89
    22. (1ч.) Имя существительное. Активизация знаний об имени существительном, о его морфологических признаках. Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных» Тест 3: с. 12 – 13 п 20 упр 98
    23. (1ч.) Имя прилагательное. Активизация знаний об имени прилагательном, о его морфологических признаках. Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины. РТ: с.14, упр.27 Тест 4: с. 14 - 15
    24. (1ч.) Местоимение. Закрепить и систематизировать знания о местоимении. Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. РТ: с. 13 – 14, упр.24 – 25
    25. (1ч.) Р. Р.Основная мысль текста. Показать отличие темы высказывания от его основной мысли; познакомить учащихся со способами раскрытия основной мысли текста; учить определять основную мысль текста. Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос. Тест 5:с. 16 – 17 п 23 упр 118
    26 - 27. (2ч.) Контрольный диктантс грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над ошибками.   РТ: с.15, упр.28 Тест 6: с.18 – 21  
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28+ 7*)
    28. (1ч.) Синтаксис и пунктуация. Познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация». Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение. П 24-25 упр123
    29. (1ч.) Словосочетание. Повторить сведения о словосочетании, его строении, его отличии от слова и предложения. Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. П26 упр133
    30. (1ч.) Разбор словосочетаний. Познакомить учащихся с видами словосочетаний и со схемой разбора словосочетаний. Формировать умение правильно разбирать словосочетания. Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. РТ: с. 16 – 18, упр.29 – 33 п 27 упр140
    31. (1ч.) Предложение. Познакомить учащихся с основными признаками предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения); продолжить формировать умение отличать предложение от словосочетания. Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Сжатое изложение по тексту. Тест 7: с.22 -23 П 28 упр 143
    32 - 33. (2ч.) Р. Р.Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. Учить детей строить сжатый текст; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения. РТ: с.27, упр.49  
    34. (1ч.) Виды предложений по цели высказывания. Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; формировать умение распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно их произносить, использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений. Тест 8:с. 24 – 25 П 29 упр 147 (у) 149 (п)
    35. (1ч.) Восклицательные предложения. Познакомить учащихся с видами предложений по интонации, с пунктуационным оформлением повествовательных и побудительных восклицательных предложений; вырабатывать умение распознавать предложения по интонации. Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах. РТ: с. 19 – 20, упр.34 – 37 П 30 упр 155
    36 - 37. (2ч.) Р. Р.Сочинение на свободную тему. Формирование умения создавать собственный связный текст, определяя свободную тему, стиль и основную мысль своего сочинения. Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.   Упр.157  
    38. (1ч.) Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Познакомить учащихся с понятием главных членов предложения; дать понятие о подлежащем и его способах выражения; формировать умение находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением. Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. П 31-32 упр 162
    39. (1ч.) Сказуемое. Дать понятие о сказуемом и его способах выражения; формировать умение находить грамматическую основу, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным. Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. РТ: с.21, упр.38 – 39 п 33 упр 163
    40. (1ч.) Тире между подлежащим и сказуемым. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать навык постановки тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними. РТ: с.22, упр.41 П 34 упр 173
    41. (1ч.) Нераспространенные и распространенные предложения. Познакомить учащихся с понятием распространенности; развивать навык и умение отличать распространенные предложения от нераспространенных. Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. П 35 упр 177
    42. (1ч.) Второстепенные члены предложения. Дать общее понятие о второстепенных членах предложения, развивать навык находить в предложении второстепенные члены предложения, а также учить распространять предложения при помощи второстепенных членов предложения. Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения. п 36 3 предложения для разбора
    43. (1ч.) Дополнение. Познакомить учащихся с понятием дополнения и со способами его выражения; формировать умение находить дополнение в предложении, различать подлежащее и дополнение. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений. П 37 упр 185
    44. (1ч.) Определение. Познакомить учащихся с понятием определения и со способами его выражения; формировать умение находить определение в предложении. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. П 38 упр187
    45. (1ч.) Обстоятельство. Познакомить учащихся с понятием обстоятельства и со способами его выражения; формировать умение находить обстоятельство в предложении и употреблять его в речи. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. РТ: с. 21 – 22, упр.40 Тест 9:с. 26 – 27 П39 упр192
    46 - 48. (3ч.) Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. Познакомить учащихся с понятием однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены в предложении, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при них. Познакомить с обобщающими словами при однородных членах и их ролью в речи; вырабатывать умение находить обобщающие слова и ставить знаки препинания при них. Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант. РТ: с. 23 – 22, упр.42 – 48 Тест 10:с.28 -29 П 40 упр200 П 41 упр205 П 41 упр211
    49. (1ч.) Предложения с обращениями Познакомить учащихся с обращением как словом, называющим того, к кому обращаются с речью; формировать умение правильного употребления обращений в речи и правильной постановки знаков препинания. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. РТ: с.28, упр.50 – 51 Тест 11:с.30-31 П 42 упр 219
    50. (1ч.) Р. Р.Письмо. Познакомить учащихся с жанром письма; определить особенности этого жанра; формировать навык правильного написания письма. Работа с жанром письма. Написание письма товарищу. РТ: с.29, упр.52 Упр 225
    51. (1ч.) Синтаксический разбор простого предложения. Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал. Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения. РТ: с. 29 – 30, упр.53п 44 упр 228
    52 – 53. (2ч.) Р. Р.Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Написание сочинения. Упр. 229.
    54. (1ч.) Пунктуационный разбор простого предложения. Познакомить учащихся с порядком и правилами пунктуационного разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал. Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения. П 45 упр231
    55. (1ч.) Простые и сложные предложения. Познакомить учащихся со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных. Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам. РТ: с. 30 – 32, упр.54 – 56 Тест 12:с.32-33 П 46 упр 239
    56 - 57. (2ч.) Синтаксический разбор сложного предложения. Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора сложного предложения; формировать умение правильно производить такой разбор. Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения. РТ: с. 32 – 34, упр.57 – 58 п 47 упр244
    58. (1ч.) Предложения с прямой речью. Дать определение «прямой речи» и «словам автора»; формировать умение пунктуационно выделять прямую речь в предложении и тексте, составлять предложения с прямой речью. Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. РТ: с.34, упр.59 П 48 упр249
    59. (1ч.) Диалог. Познакомить учащихся с понятием «диалог», «реплика»; формировать умение правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, интонационно правильно читать диалоги. Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине). РТ: с. 35 – 36, упр.60 – 63 П 49упр255
    60. (1ч.) Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». Обобщить и систематизировать полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепить умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений. Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. Тест 13:с.34-37 Вопрсы на стр 119
    61 - 62. (2ч.) Контрольный диктантс грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над ошибками.   РТ: с. 37 – 38, упр.64
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 + 5*)
    63. (1ч.) Фонетика. Гласные звуки. Познакомить учащихся с таким разделом науки о языке, как фонетика; дать понятие о гласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки. Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». П 50-51 упр265
    64. (1ч.) Согласные звуки. Дать понятие о согласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки. Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. П 52 упр 274
    65. (1ч.) Изменение звуков в потоке речи. Дать понятие чередования звуков: гласных и согласных; формировать умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова. Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. П 53 упр276
    66. (1ч.) Согласные твердые и мягкие. Дать понятие твердости/ мягкости согласных; познакомить с обозначением мягкости согласного при фонетической записи слова; формировать умение различать твердые и мягкие согласные, производить частичную транскрипцию. Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью. П 54 упр280
    67. (1ч.) Р. Р.Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). Познакомить учащихся с текстами повествования, с ролью описания в художественном повествовании; формировать умения составлять план текста, пересказывать текст и воспроизводить его в письменном виде. Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения.  
    68. (1ч.) Согласные звонкие и глухие. Дать понятие о звонких и глухих согласных, об их образовании и различии друг от друга; формировать умение различать звонкие и глухие согласные. Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация. РТ: с. 38 – 39, упр.65 - 67
    69. (1ч.) Графика.   Познакомить учащихся с понятием графики русского языка и каллиграфии. Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии.  
    70. (1ч.) Алфавит. Рассказать об истории появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка. Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста. Тест 14:с.38-39
    71 - 72. (2ч.) Р. Р.Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. Познакомить учащихся с типом речи – описанием; формировать умение описывать предмет в разных стилях речи. Развивать навыки письменной речи; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения. См. Никитина Е.И. с. 159.  
    73. (1ч.) Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Дать понятие о значении мягкого знака как средства обозначения мягкости согласных, о написании сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; формировать умение выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме. Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте. РТ: с. 39 – 40, упр.68 - 69
    74. (1ч.) Двойная роль букв е, ё, ю, я. Дать понятие о двойной роли букв е, е, ю, я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; формировать умение называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. РТ: с. 41 – 42, упр.70 - 75
    75. (1ч.) Орфоэпия. Познакомить учащихся с понятием орфоэпии, с правилами нормативного произношения звуков в словах и ударением; формирование умения находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки. Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок. РТ: с. 43 – 44, упр.76 - 79
    76. (1ч.) Фонетический разбор слова. Познакомить учащихся с порядком и правилами фонетического разбора слова; формировать умение производить данный разбор, записывать звуки слова, различать буквы и звуки. Фонетический разбор.  
    77. (1ч.) Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Фонетика и графика»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Тест 15:с.40-41
    78. (1ч.) Контрольный диктантс грамматическим заданием. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. РТ: с. 44 – 45, упр.80 - 81
    79 - 80. (2ч.) Р. Р.Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). Познакомить учащихся с таким жанром картины как натюрморт, с его композицией; формирование умения устно описывать изображенное на картине. Написание сочинения.  
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 4*)
    81. (1ч.) Слово и его лексическое значение. Дать понятие о слове, лексическом и грамматическом его значении; доказать важность обогащения лексического запаса, постоянного обращения к толковым словарям; формировать умение пользоваться толковым словарем. Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания РТ: с.47, упр.85
    82. (1ч.) Однозначные и многозначные слова. Дать понятие о многозначности и однозначности слов; вырабатывать умение различать значения слов. Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему. РТ: с. 46 – 47, упр.83 - 84
    83. (1ч.) Прямое и переносное значение слов. Дать понятие о прямом и переносном значении слов; формировать умение различать эти значения. Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения. РТ: с. 46 – 47, упр.82, 86
    84. (1ч.) Омонимы. Дать понятие об омонимах, об их отличии от многозначных слов; учить находить омонимы в толковом словаре; формировать умение употреблять омонимы в речи. Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.  
    85. (1ч.) Синонимы. Познакомить учащихся с понятием синонимов в русском языке, с их ролью в речи; формировать умение находить синонимы к данному слову, пользоваться словарем синонимов. Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы. РТ: с.50, упр.93
    86 - 87. (2ч.) Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). Проверить умение учащихся в письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, проверить орфографические и пунктуационные навыки. Написание сочинения. Упр. 368
    88. (1ч.) Антонимы. Дать понятие об антонимах в русском языке; формировать умение подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, употреблять в речи. Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.  
    89 - 90. (2ч.) Повторение изученного в разделе «Лексика». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Лексика»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ: с. 48 – 51, упр.87 - 92, 94 Тест 16:с.42-43
    91 - 92. (2ч.) Р. Р. Контрольное изложение(по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. Написание изложения. Упр. 375. См. также Никитина Е.И. с. 140.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21 + 6*)
    93. (1ч.) Морфема - наименьшая значимая часть слова. Подвести учащихся к пониманию морфемы как значимой части слова; раскрыть смысл её значимости. Морфемный анализ слов. РТ: с. 51 – 52, упр.95 - 97
    94. (1ч.) Изменение и образование слов. Показать учащимся отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова; формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения слова. Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов. РТ: с. 53 – 54, упр.101 - 103
    95. (1ч.) Окончание. Дать понятие об окончании, о типах окончания (нулевое); формировать умение определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола. Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. РТ: с. 52 – 53, упр.98 - 99
    96 (1ч.) Р. Р.Сочинение по личным впечатлениям. Повторить стили речи, композиционную структуру сочинения; вырабатывать умение составлять собственный связный текст – описание по личным впечатлениям. Написание сочинения. Упр.385
    97. (1ч.) Основа слова. Сформировать представление об основе слова; вырабатывать умение выделять основу в слове. Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания. РТ:с.53,упр.100
    98. (1ч.) Корень слова. Контрольный словарный диктант. Познакомить учащихся с понятием корень слова, со способами образования однокоренных слов; формировать умение находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, правильно выделяя в них корень. Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.  
    99 - 100. (2ч.) Р. Р.Рассуждение. Сочинение – рассуждение. Дать понятие о рассуждении как о типе речи, о его композиционной структуре, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование); формирование умение самостоятельно создавать текст – рассуждение. Написание сочинения. Упр. 402.
    101. (1ч.) Суффикс. Дать понятие о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными суффиксами; отрабатывать навыки выделения суффиксов, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.  
    102. (1ч.) Приставка. Дать понятие о приставке как о значимой части слова, о её роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными приставками; отрабатывать навыки выделения приставок, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов. Тест17:с.44-45
    103. (1ч.) Р. Р.Выборочное изложение с изменением лица. Формировать умение выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. Написание изложения. Упр.420.
    104 - 105. (2ч.) Чередование звуков. Беглые гласные. Познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, с понятием беглые гласные; формировать умение выделять части слов с чередующимися звуками и беглыми гласными. Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова. РТ:с.54,упр.104 с.56, упр.107
    106 - 107. (2ч.) Варианты морфем. Морфемный разбор. Познакомить учащихся с понятием «варианты морфем» и порядком морфемного разбора; формировать умение различать варианты морфем и соблюдать порядок морфемного разбора. Работа с однокоренными словами. Устный и письменный морфемный разбор. Тест18: с.46-47
    108. (1ч.) Правописание гласных и согласных в приставках. Повторить правило правописания гласных и согласных в неизменяемых приставках; формировать умение находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках. Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём.  
    109. (1ч.) Буквы З и С на конце приставок. Познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на конце приставок; вырабатывать правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающуюся на з или с. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ: с. 54 – 56, упр.105 - 106
    110. (1ч.) Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –лаг- - -лож-; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.  
    111. (1ч.) Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывая свой выбор. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ:с.58,упр.112
    112. (1ч.) Буквы О – Ё после шипящих в корне. Познакомить учащихся со способом выбора о – ё в корнях слов после шипящих; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами о – ё после шипящих и обосновывать свой выбор. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ: с. 59 – 60, упр.113 - 116
    113. (1ч.) Буквы И – Ы после Ц. Познакомить учащихся с условиями выбора и – ы после ц; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами и – ы после ц и обосновывать свой выбор. Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. РТ:с.60, упр.117- 118 Тест19:с.48-49
    114-115. (2ч.) Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Морфемика. Орфография»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ: с. 57 – 58, упр.108 – 111 Тест20:с.50-53
    116-117. (2ч.) Контрольный диктантс грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над ошибками. РТ: с. 61 – 62, упр.119 - 120
    118-119. (2ч.) Р. Р.Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). Дать понятие о роли деталей в художественном описании; продолжить работу над понятием натюрморт; формировать умение описывать малопредметные натюрморты и создавать текст-описание. Написание сочинения.   Упр. 470.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (18+ 6*)
    120. (1ч.) Имя существительное как часть речи. Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формировать представление о грамматических категориях имени существительного; вырабатывать умение определять, какую роль в предложении занимает имя существительное. Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине.  
    121. (1ч.) Р. Р.Доказательства в рассуждении. Познакомить учащихся со структурой текста - рассуждения, ролью доказательства в рассуждении; формировать умение анализировать текст – рассуждение с точки зрения его структуры, умение составлять рассуждение самостоятельного характера. Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение. См. Никитина Е.И. с. 182, 208.
    122. (1ч.) Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Познакомить учащихся с основными различиями между одушевленными и неодушевленными существительными; формировать умение их различать. Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений.  
    123. (1ч.) Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. Дать представление об именах существительных собственных и нарицательных; познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; формирование умения распознавать имена собственные и нарицательные. Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение.  
    124. (1ч.) Род имен существительных. Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории рода существительного; отработать умение определять родовую принадлежность имен существительных. Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных.  
    125. (1ч.) Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму множественного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи. Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.  
    126-127. (2ч.) Р. Р.Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). Повторить структуру рассуждения и повествования; формировать умение включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. Написание изложения.   Упр. 513.
    128. (1ч.) Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. Познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму единственного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи, умение разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму того или иного числа. Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. РТ: с. 64 - 65, упр.124 – 125 Тест21:с.54-55
    129. (1ч.) Три склонения имен существительных. Повторить полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных»  
    130-131. (2ч.) Падежи имен существительных. Повторить полученные в начальной школе сведения о падежах имен существительных; проверить умение учащихся определять падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже  
    132-133. (2ч.) Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Повторить правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе, а также познакомить с особенностями склонения существительных с основой на –ий, –ия, -ие; вырабатывать навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам. РТ: с. 63 - 64, упр.121 - 122
    134-135. (2ч.) Р. Р.Подробное изложение с изменением лица. Формировать умение излагать содержание исходного текста с изменением лица, умение устранять неоправданные повторы одних и тех же слов, для более точного выражения мысли. Написание изложения. Упр. 547.
    136. (1ч.) Множественное число имен существительных. Познакомить учащихся с особенностями употребления имен существительных во множественном числе; формировать умение правильно склонять существительные во множественном числе. Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста. РТ: с. 63 - 64, упр.123
    137. (1ч.) Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Познакомить учащихся с правилом правописания О– Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; формировать умение применять данное правило на практике. Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. РТ:с.65,упр.126 - 127
    138. (1ч.) Морфологический разбор имени существительного. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного; формирование умения производить данный разбор. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. Тест22:с.56-57
    139-140. (2ч.) Повторение изученного по теме «Имя существительное». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя существительное»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ:с.66,упр.128 Тест23:с.58-61
    141. (1ч.) Р. Р.Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). Дать понятие об элементах рассуждения в описании; формировать умение устно описывать изображенное на картине, умение составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников. Составление устного описания картины. отзыва. Упр.564
    142-143. (2ч.) Диктантс грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над ошибками.    
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (11 +5*)
    144-145. (2ч.) Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формировать умение употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки. Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. РТ:с.66,упр.129
    146-147. (2ч.) Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Повторить правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; познакомить учащихся с условиями выбора о – е в окончаниях прилагательных формировать навык орфографически верного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных. РТ: с. 67 - 68, упр.130 – 131 Тест24:с.62-63
    148. (1ч.) Р. Р.Описание животного. Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. Написание изложения.    
    149-150. (2ч.) Прилагательные полные и краткие. Познакомить учащихся с грамматическими особенностями полных и кратких прилагательных, с нормами их образования и употребления; формировать умение различать полные и краткие прилагательные, определять синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении, умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую. Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине. РТ: с. 68 - 69, упр.132
    151-152. (2ч.) Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). Проверить умение учащихся в письменной форме описывать животного, изображенного на картине, умение излагать свои мысли четко и лаконично, умение правильно строить предложения, избегая повторов слов; проверить орфографические и пунктуационные навыки. Написание сочинения.   Упр. 600.
    153. (1ч.) Морфологический разбор имени прилагательного. Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; формирование умения выполнять разбор полных и кратких прилагательных. Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.  
    154-155. (2ч.) Р. Р. Контрольное изложение.Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. Написание изложения. См. Никитина Е.И. с. 217.  
    156-157. (2ч.) Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя прилагательное»; формировать умения применять полученные знания на практике. Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. РТ:с.69,упр.133 – 134 Тест25:с.64-65
    158-159. (2ч.) Контрольный диктантс грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. Выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их. Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над ошибками.  
ГЛАГОЛ (29 +7*)
    160. (1ч.) Глагол как часть речи. Повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения. Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.  
    161. (1ч.) Не с глаголами. Повторить правописание не с глаголами; формировать орфографическую и пунктуационную грамотность. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. РТ: с. 73 - 74, упр.142
    162. (1ч.) Р. Р.Рассказ. Дать понятие о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; формировать умение составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам. Создание устного рассказа по иллюстрациям См. также Никитина Е.И. с. 231.  
    163-164. (2ч.) Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. Дать понятие о неопределенной форме глагола; формировать умение правильно употреблять и писать глаголы в неопределенной форме. Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.  
    165. (1ч.) Правописание -ться и –тся в глаголах. Повторить условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; отрабатывать умение находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, умение правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. РТ: с. 71 - 72, упр.139 - 140
    166-167. (2ч.) Виды глагола. Дать понятие о видах глагола, способах образования видовых пар; формировать умение распознавать виды глагола по вопросам и по значению. Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).  
    168-169. (2ч.)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: