Территориальное общественное самоуправление: понятие, правовая и экономическая основа деятельности

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

ФЗ №131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимает форму самоорганизация граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Соответственно, основными принципами осуществления ТОС являются принципы самостоятельности и ответственности жителей и органов ТОС.

Принцип самостоятельности означает самостоятельное определение жителями системы и структуры органов ТОС, свободу действий при осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения, а также финансово-экономическую самостоятельность органов ТОС. Принцип ответственности предполагает возможность наступления неблагоприятных последствий в случаях признания судом решений органов ТОС противоправными, неосуществления или ненадлежащего осуществления органами ТОС своих полномочий и т.п. Ответственность органов ТОС может наступить перед жителями, органами местного самоуправления и органами государственной власти, юридическими лицами.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Границы территории ТОС устанавливаются представительным органов муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и т.п.

Часть 2 ст. 27 ФЗ №131-ФЗ закрепляет две основные формы осуществления территориального общественного самоуправления:

1) непосредственно, т.е. посредством всех форм прямого волеизъявления граждан:

- общие собрания;

- конференции жителей;

- опросы жителей соответствующей территории;

- микрореферендумы и т.п.

2) органы ТОС:

- собрания,

- советы,

- правления,

- председатель ТОС.

Кроме того, в качестве элемента системы территориального общественного самоуправления следует выделить добровольные союзы и органов ТОС (например, Ассоциация самоуправляемых территорий в г. Саратове, «Общественная инициатива» в г. Тольятти).

ФЗ №131-ФЗ впервые закрепляет многоуровневую модель территориального общественного самоуправления, определяя следующие территории осуществления ТОС:

- подъезд многоквартирного жилого дома;

- многоквартирный жилой дом;

- группа жилых домов;

- жилой микрорайон;

- сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

- иные территории проживания граждан.

Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уровней вышестоящим, например, старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а старший по дому, в свою очередь, председателю ТОС микрорайона.

На одной территориальной единице может быть создан только один орган ТОС. Образование нового субъекта ТОС на территории, на которой уже действует субъект ТОС, может быть осуществлено по истечении срока полномочий действующих органов ТОС. Высшим руководящим органом ТОС является общее собрание (конференция) жителей соответствующей территории.

Охарактеризуйте правовую и экономическую основу ТОС. Какие вопросы может решать ТОС?

Задачи.

1. На местный референдум были вынесены следующие вопросы: об установлении льгот по оплате налогов в местный бюджет для учреждений здравоохранения и народного образования; о переименовании улиц города; о строительстве аквапарка; об отзыве главы муниципального образования. Какие их этих вопросов могут стать предметом местного референдума?

2. Комитет территориального общественного самоуправления обратился в представительный орган муниципального образования в порядке правотворческой инициативы с проектом Положения об озеленении улиц. Представительный орган ответил отказом на обращение комитета, мотивируя это тем, что в местном бюджете не предусмотрено финансирование подобного мероприятия. Комитет обратился в прокуратуру.

Проанализируйте изложенную ситуацию.

3. На собрании жителей села Александровка было принято решение ввести сбор за право торговли. Глава сельской администрации заявил, что установление подобного сбора не входит в компетенцию собрания граждан.

Дайте оценку действиям собрания жителей села и главы сельской администрации.

4. Выберите правильные ответы, обосновав свой выбор со ссылками законодательство. Формами непосредственной демократии в системе местного самоуправления являются: собрания граждан, депутатские слушания, областной референдум, правотворческая инициатива, коллегия администрации города, городской референдум, выборы депутатов областного Законодательного Собрания, обращение жителей в администрацию района, выборы главы муниципального образования, заседание постоянной комиссии представительного органа муниципального образования.

5. Глава города получил жалобу от жителя города на действия начальника отдела социального обеспечения городской администрации. В жалобе из реквизитов был указан только адрес электронной почты, по которому можно дать ответ. Глава города признал жалобу анонимной и отказался рассматривать ее по существу.

Правомерны ли действия главы города? Какие обращения признаются анонимными?

6. Житель городского округа обратился в местную администрацию по телефону с жалобой на действия органов жилищно-коммунального хозяйства. В администрации ему ответили, что законодательством не предусмотрена подача жалоб и иных обращений по телефону.

Правомерны ли действия местной администрации? Какие виды обращений предусматривает законодательство? Является ли легитимным обращение гражданина по телефону?

7. Муниципальный служащий изъявил желание выдвинуться на выборы депутатов представительного органа муниципального образования. В избирательной комиссии его заявление не приняли, мотивировав свой отказ тем, что муниципальный служащий не может быть депутатом. Правомерен ли отказ избирательной комиссии? Каков порядок выдвижения и регистрации кандидатов на муниципальных выборах?

8. После официального опубликования результатов выборов один из избирателей обратился в суд с заявлением с просьбой признать результаты выборов недействительными. В основе заявления лежал тот факт, что избирательная комиссия была сформирована на пять дней позже срока, установленного законодательством, а также то обстоятельство, что персональный состав членов избирательной комиссии не был опубликован.

Каким, по вашему мнению, должно быть решение суда? Кто вправе обращаться в суд с заявлением о признании результатов выборов недействительными?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: