Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров

Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации первоначально таможенные отношения возникают между перевозчиком и таможенным органом. Причем следует различать места пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации и места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.

Места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации включают в себя:

§ пункты пропуска через Государственную границу РФ;

§ иные места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации"1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлени-1 ям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства, оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти, субъектом Российской Федерации соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Строительство и оборудование указанных объектов производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, являющихся заказчиками строительства (ч. 1, 2 ст. 12 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 69 ТК РФ Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ для прибытия на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров.

На основании раздела II постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 "Об утверждении положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации"[23] пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы на:

§ морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные — по виду международного сообщения;

§ пассажирские, грузовые, грузопассажирские — по характеру международного сообщения;

§ постоянные, временные, сезонные — по режиму работы.

Решения Правительства РФ об установлении пунктов пропуска с указанием их классификации публикуются в официальной печати и при необходимости доводятся в установленном порядке Министерством иностранных дел РФ до дипломатических (консульских) представительств иностранных государств в Российской Федерации и заинтересованных международных организаций, дипломатических и консульских представительств Российской Федерации за рубежом[24].

С момента пересечения товарами таможенной границы РФ такие товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем (пункт 1 ст. 360 ТК РФ). Однако таможенное оформление начинается позже, а именно с момента представления таможенному органу необходимых документов и сведений (пункт 1 ст. 60 ТК РФ). Поэтому после пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы перевозчик обязан доставить товар и транспортное средство в место прибытия в неизменном виде и состоянии, а также представить таможенному органу необходимые документы и сведения. Перечень таких документов и сведений предусмотрен статьями 73 – 76 ТК РФ, в зависимости от видов транспортных средств, на которых перевозятся товары.

Дальнейшие действия зависят от того, в каком таможенном органе товар будет декларироваться (заявлен к определенному таможенному режиму).

В отличие от товаров, транспортные средства подлежат таможенному оформлению и, в частности, таможенному декларированию в месте прибытия на таможенную территорию РФ (ст. 279 ТК РФ). Таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным режимом временного ввоза и с учетом положений главы 22 ТК РФ.

Независимо от места таможенного декларирования, находящийся под таможенным контролем товар, после прибытия и представления таможенному органу, приобретает для таможенных целей еще один статус — находящегося на временном хранении. Данный статус предусматривает помещение и нахождение товаров в специально оборудованных и охраняемых местах (складах временного хранения — складских помещениях, открытых площадках), являющихся зонами таможенного контроля.

Возможна также разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров в месте их прибытия. Например, если дальнейшая транспортировка будет осуществляться другими транспортными средствами и/ или другими лицами (таможенным перевозчиком).

Если местом таможенного декларирования является таможенный орган ввоза товара на таможенную территорию РФ, то есть таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место прибытия, то в зависимости от готовности декларанта и порядка работы таможенного органа, возможно:

§ сразу приступить к таможенному декларированию;

§ поместить товар на ближайший СВХ (для целей подготовки к подаче таможенной декларации и других необходимых документов).

При несовпадении таможенного органа места прибытия товара на таможенную территорию РФ и таможенного органа, в котором товар будет декларироваться, применяется таможенная процедура внутреннего таможенного транзита. Цель данной таможенной процедуры заключается в доставке товара с места прибытия до места таможенного декларирования. В соответствии с пунктом 4 ст. 103 ТК РФ в случае применения внутреннего таможенного транзита течение срока временного хранения прерывается и исчисляется заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

Внутренний таможенный транзит. Внутренний таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, предназначенную для перевозки иностранных товаров между несколькими таможенными органами Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.

Общее назначение внутреннего таможенного транзита заключается в предоставлении заинтересованным лицам возможности перевозки иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории Российской Федерации.

Конкретные варианты возможного применения внутреннего таможенного транзита перечислены в пункте 2 ст. 79 ТК РФ и предусматривают:

§ перевозку (доставку) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия на таможенную территорию РФ, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования;

§ перевозку (доставку) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место вывоза (убытия) товара за пределы таможенной территории РФ;

§ перевозку товаров между складами временного хранения, таможенными складами (например, в случае исключения владельца СВХ из Реестра владельцев СВХ — ст. 114 ТК РФ);

§ перевозку товаров в иных случаях, когда на товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей (например, внутренний таможенный транзит международных почтовых отправлений — ст. 296 ТК РФ).

Как видно, внутренний таможенный транзит используется не только как таможенная процедура, предшествующая таможенному декларированию товаров.

Процедура внутреннего таможенного транзита не применяется в нескольких случаях (пункт 3 ст. 79 ТК РФ):

§ при вынужденной (технической) или промежуточной посадке воздушного судна в месте прибытия во время совершения регулярного международного рейса, без частичной выгрузки товаров;

§ при транспортировке товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

В соответствии с пунктом 4 ст. 79 ТК РФ субъектом перевозки товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита может выступать любой перевозчик, в том числе таможенный перевозчик.

Из множества возможных перевозчиков товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита можно выделить несколько групп субъектов.

1. Обычные перевозчики, например, сами участники ВЭД.

2. Транспортные организации, имеющие статус международных перевозчиков и осуществляющие свою деятельность на основании международных конвенций. В отличие от таможенного перевозчика, международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу РФ. Для примера можно обратиться к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП[25] (Конвенция МДП 1975 года). Процедура МДП применяется при соблюдении следующих условий:

§ наличие книжки МДП;

§ наличие гарантии гарантирующего объединения;

§ получение разрешения о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

Книжка МДП выдается гарантийными объединениями государств — участников Конвенции МДП 1975 г. В Российской Федерации книжки МДП выдаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая, в свою очередь, гарантирует таможенным органам РФ уплату таможенных платежей на сумму 50 000 долларов США в случае нарушения перевозчиком таможенного законодательства РФ (например, недоставка товаров до места назначения). АСМАП несет солидарную ответственность с международным перевозчиком за уплату таможенных платежей[26].

3. Таможенные перевозчики. Таможенный перевозчик — это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории Российской Федерации.

Претендовать на получение права осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика может только российская транспортная организация (российское юридическое лицо).

Получение права на занятие деятельностью в качестве таможенного перевозчика не ограничивает российскую организацию в возможности выступать в роли иных участников таможенных правоотношений. Поэтому транспортные услуги могут выходить за рамки статуса таможенного перевозчика. Например, помимо перевозок товаров по таможенной территории РФ транспортная организация может заниматься и международными перевозками грузов, в том числе на основании Конвенции МДП 1975 года. С другой стороны, иностранная транспортная компания, перемещающая товары через таможенные границы различных государств, не вправе претендовать на статус таможенного перевозчика.

Порядок получения статуса таможенного перевозчика (в форме свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков) носит разрешительный характер. Причин тому несколько.

Таможенный орган, рассматривающий заявление организации-претендента о включении в Реестр таможенных перевозчиков, должен убедиться, что приняты все предусмотренные ТК РФ меры:

— по снижению рисков и ликвидации возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства (утрата товаров, неуплата таможенных платежей)[27];

— по обеспечению возмещения вреда, который может быть причинен товару, вверенному таможенному перевозчику по договору перевозки[28].

Кроме ответственности за уплату таможенных платежей и гражданско-правовой ответственности за несоблюдение соответствующих договорных обязательств, таможенный перевозчик может быть привлечен к административной ответственности за совершение нарушений таможенных правил (например, ст. 16.9 КРФоАП "Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них", ст. 16.6 КРФоАП "непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы" и др.), а также возможен отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков (ст. 98 ТК РФ)[29].

В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности таможенные перевозчики могут быть:

§ зональными (при перевозках товаров в пределах зоны деятельности одной таможни, например, между таможенными постами и таможней, в подчинении которой находятся данные таможенные посты);

§ региональными (при перевозках товаров в пределах территории одного регионального таможенного управления, то есть между таможнями и таможенными постами, замыкающимися на соответствующее региональное таможенное управление);

§ общероссийскими (при перевозках товаров между различными региональными таможенными управлениями, таможнями, таможенными постами).

Таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров любыми видами транспорта, о чем необходимо заявить на стадии обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.

Согласно ст. 80 ТК РФ оформление внутреннего таможенного транзита носит разрешительный характер. Разрешение на перевозку товаров выдает в письменном виде таможенный орган отправления, то есть таможенный орган, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров.

За получением разрешения на внутренний таможенный транзит вправе обратиться:

§ перевозчик (таможенный или иной перевозчик);

§ экспедитор, являющийся российским лицом;

§ лицо, осуществляющее хранение товаров или проведение с товарами других операций в месте доставки, не являющиеся местом нахождения таможенного органа (например, в случаях временного хранения товаров на складе получателя — ст. 117 ТК РФ)[30].

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при выполнении ряда условий, которые по обязательности соблюдения могут быть разделены на три группы.

1. Соблюдение запретов, ограничений и требований, предусмотренных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ:

§ товары не запрещены к ввозу в РФ;

§ проведены необходимые виды государственного контроля (пограничный, санитарный и другие), предусмотренные при ввозе товаров в РФ;

§ получены разрешения и/или лицензии на транспортировку отдельных товаров по таможенной территории РФ[31].

2. Представлена транзитная декларация (ст. 81 ТК РФ).

3. Приняты меры по обеспечению соблюдения требований таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств (ст. 86 ТК РФ):

§ обеспечена уплата таможенных платежей (ст. 338 ТК РФ);

§ принято решение о таможенном сопровождении транспортных средств, перевозящих товары (ст. 87 ТК РФ);

§ определены специальные маршруты внутреннего таможенного транзита для отдельных видов товаров, товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу установлены частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ, товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 3 ст. 86 ТК РФ);

§ обеспечено надлежащее оборудование транспортного средства, контейнера или съемного кузова для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ст. 84 ТК РФ);

§ обеспечена идентификация товаров (ст. 83 ТК РФ). Условия, отнесенные к 1 и 2-й группам, должны соблюдаться всегда, независимо от заявителей внутреннего таможенного транзита и перевозчиков. Различны могут быть только формы транзитных деклараций (либо товаротранспортные и таможенные документы, в том числе книжка МДП, либо отдельная форма транзитной декларации — пункты 1, 4, 7, 8 ст. 81 ТК РФ).

Для условий внутреннего таможенного транзита третьей группы, за исключением идентификации товаров и документов, характерна избирательность. Так, например, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком, то таможенные органы не требуют обеспечения уплаты таможенных платежей, таможенного сопровождения, транспортировки товаров по конкретным маршрутам.

Так как реализация права перевозки товаров любым перевозчиком обусловлена соблюдением требований таможенного законодательства, то зачастую проще обратиться к услугам специализированной организации (таможенному перевозчику), нежели нести затраты во времени, финансовые расходы по надлежащему оборудованию транспортных средств, а также ответственность за риск недоставки товаров.

Продолжительность перевозки товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита определяется таможенным органом отправления в каждом конкретном случае. На установление срока перевозки влияют такие факторы, как заявление перевозчика, вид транспорта, протяженность маршрута. Однако все перечисленное должно приниматься во внимание только в пределах сроков, обозначенных в пункте 1 ст. 82 ТК РФ, а именно, 2000 километров за один месяц для автомобильного, железнодорожного, морского (речного) транспорта и три дня для воздушного транспорта. Продление предельных сроков внутреннего таможенного транзита допускается только в случаях невозможности своевременной доставки товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В процессе внутреннего таможенного транзита возможны перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами.

Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.

Местом доставки товаров является место нахождения таможенного органа, имеющее одновременно статус зоны таможенного контроля (в большинстве случаев территории СВХ, на которых располагаются таможенные посты либо структурные подразделения таможен, осуществляющие таможенное оформление товаров). Исключения могут составлять случаи доставки товаров в места нахождения склада получателя товаров..

После прибытия товаров и транспортных средств в место назначения:

а) таможенный перевозчик предъявляет таможенному органу товары, транзитную декларацию, а также иные товаросопроводительные документы (в течение одного часа с момента прибытия или с момента начала работы таможенного органа, а при перевозках товаров железнодорожным транспортом — в течение 12 часов);

б) таможенный орган в течение двух часов с момента предъявления товаров, транзитной декларации и иных документов регистрирует факт прибытия и в течение 24 часов с момента регистрации прибытия оформляет письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.

Письменное подтверждение о прибытии является одновременно документом, подтверждающим завершение внутреннего таможенного транзита. В практике перевозок (доставки) под таможенным контролем товаров и транспортных средств такое подтверждение получило название свидетельства о доставке.

Временное хранение товаров. Временное хранение представляет собой таможенную процедуру, предназначенную для хранения иностранных товаров без уплаты таможенных платежей и без применения к товарам ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Основными целями применения рассматриваемой таможенной процедуры являются:

§ обеспечение сохранности товаров до завершения таможенного оформления в целом;

§ предоставление возможности заинтересованным лицам проверить товар и подготовиться к таможенному декларированию.

С практической точки зрения просматривается еще и материальная заинтересованность участника ВЭД в скорейшем завершении таможенного оформления, так как нахождение товара на СВХ связано с расходами по его хранению.

Товары приобретают статус находящихся на временном хранении с момента предъявления в месте прибытия.

Завершается временное хранение выпуском товаров в соответствии с определенным таможенным режимом либо помещением товаров под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК РФ). Например, по просьбе физического лица или при невозможности немедленного таможенного оформления товаров последние подлежат помещению на СВХ (пункт 3 ст. 285 ТК РФ). Временное хранение таких товаров завершается их помещением под иную таможенную процедуру, именуемую перемещением товаров физическими лицами (подраздел 3 главы 23 ТК РФ).

Общий срок временного хранения товаров составляет два месяца.

Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца.

Таким образом, продление общего срока временного хранения товаров возможно только на два месяца.

При изучении сроков временного хранения необходимо учитывать несколько факторов.

1. Наличие обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность прерывания срока временного хранения товаров. Например, в соответствии с пунктом 4 ст. 103 ТК РФ в случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию РФ до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения этих товаров начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

2. Категория товаров. Например, для товаров, подвергающихся быстрой порче, срок хранения на СВХ определяется сроком сохранения их качеств (пункт 2 ст. 103 ТК РФ). Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ, могут храниться на СВХ не более трех суток (пункт 3 ст. 103 и пункт 1 ст. 13 ТК РФ).

3. Правовой статус товаров. Пункт 1 статьи 103 ТК РФ определяет сроки временного хранения для товаров, являющихся предметами таможенного оформления и соответственно таможенного контроля. Однако если товар помещен на СВХ в процессе проведения специальной таможенной ревизии, то срок хранения определяется сроком проведения специальной таможенной ревизии (пункт 7 ст. 377 и пункт 5 ст. 376 ТК РФ). В случае перехода товара из статуса оформляемого в вещественное доказательство, например, по делу о нарушении таможенных правил, временное хранение будет продолжаться в течение всего периода производства по делу (с момента возбуждения дела и до вступления в законную силу соответствующего постановления).

Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения.

Под складами временного хранения понимаются, как, собственно, складские помещения, так и открытые площадки. В обоих случаях склады СВХ должны отвечать следующим требованиям.

1. Требования, предъявляемые к месту нахождения СВХ. В соответствии с пунктом 1 ст. 107 ТК РФ СВХ должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

2. Требования, предъявляемые к обустройству и оборудованию СВХ. Данные требования предъявляются в целях:

§ обеспечения сохранности товаров;

§ исключения доступа к товарам посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями);

§ обеспечения возможности проведения, в отношении хранящихся товаров, таможенного контроля;

§ обеспечения завершения внутреннего таможенного транзита.

Понятия "владелец СВХ" и "лицо, осуществляющие временное хранение товаров" могут и не совпадать.

ТК РФ позволяет выделить следующие категории лиц, осуществляющих временное хранение товаров.

1. Владельцы СВХ.

Владельцы СВХ — это наиболее многочисленная категория лиц, в большинстве своем специализирующихся на оказании услуг по временному хранению товаров.

Причем в зависимости от правового положения владельцы СВХ, в свою очередь, делятся на несколько групп:

российские юридические лица, включенные в Реестр владельцев складов временного хранения;

таможенные органы. РФ.

Временное хранение товаров юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев СВХ, представляет собой отдельное направление деятельности в области таможенного дела.

Данное направление деятельности в области таможенного дела основано на разрешительном порядке получения соответствующего статуса. Претендентом на получение свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ может быть только российское юридическое лицо, которое обязано выполнить следующие условия (ст. 109 ТК РФ):

· владеть необходимыми помещениями и (или) открытыми площадками, планируемыми к использованию в качестве СВХ;

· обеспечить уплату таможенных платежей из расчета 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение;

· заключить договор страхования риска гражданской ответственности на сумму 3500 рублей за один квадратный метр полез-' ной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, или из расчета 1000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей.

ТК РФ допускает владение помещениями и (или) открытыми площадками не только на праве собственности, но и на основании договора аренды либо иметь соответствующие склады и территории в хозяйственном ведении. Договор аренды должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в Реестр владельцев СВХ, при том, что само свидетельство действительно в течение пяти лет.

Заявление о включении в Реестр владельцев СВХ подается на каждое территориально обособленное помещение (открытую площадку), которые планируется использовать в качестве СВХ. Соответственно по каждой такой обособленной единице осуществляется включение в Реестр владельцев СВХ с выдачей отдельного свидетельства.

ТК РФ предусмотрена возможность создания нескольких типов СВХ.

1. СВХ открытого типа, предназначенных для хранения любых товаров и использования любыми лицами.

2. СВХ закрытого типа, предназначенных для хранения:

— товаров владельца склада;

— определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте;

— товаров, требующих особых условий хранения.

Право выбора типа создаваемого СВХ остается за заявителем. О типе будущего СВХ указывается в заявлении о включении в Реестр владельцев СВХ.

При несоблюдении владельцем СВХ требований таможенного законодательства и гражданского законодательства (в связи с оказанием услуг по хранению товаров), возможно наступление следующих негативных последствий.

1. Привлечение к ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил). Например, по ст. 16.9 КРФоАП "Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них", ст. 16.14 КРФоАП "Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций".

2. Уплата таможенных платежей.

3. Возмещение ущерба, причиненного лицам, чьи товары хранились на СВХ.

4. Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения (ст. 113 ТК РФ).

Следующая группа владельцев СВХ представлена таможенными органами. Для создания СВХ таможенным органам не требуется получать свидетельств о включении в Реестр владельцев СВХ. Централизованный учет таких складов ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, который обязан обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.

СВХ, созданные таможенными органами, могут быть только открытого типа. Такие склады должны отвечать всем предусмотренным требованиям по их обустройству, оборудованию, месту расположения.

Таможенные органы, как владельцы СВХ, также несут ответственность за соблюдение требований таможенного и гражданского законодательства в части уплаты таможенных платежей и возмещения причиненного вреда.

Железная дорога.

ТК РФ допускает по запросу железной дороги осуществлять. временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги.

Места такого хранения (не являющиеся складами временного хранения) должны быть согласованы с таможенными органами. Данные места в период хранения товаров приобретают статус зон таможенного контроля, а железная дорога обязана не только обеспечить сохранность товаров, но и исключить доступ к ним посторонних лиц.

В случае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения таможенных органов железная дорога несет ответственность как за уплату таможенных платежей, так и за нарушение таможенных правил (ст. 16.9 КРФоАП).

Получатель товаров.

В соответствии со статьей 117 ТК РФ временное хранение с разрешения таможенного органа может осуществляться на складе получателя товаров.

Возможность временного хранения товаров, не обращаясь к услугам владельцев СВХ, допускается в одном из следующих случаев:

— получатель товаров получил право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, то есть отвечает критериям "добросовестного участника ВЭД";

— товары требуют особых условий хранения, которые могут быть обеспечены получателем, при отсутствии в разумной близости (от места получения товара) соответствующего СВХ[32];

— получателем товара является государственный орган или учреждение.

Ответственность получателя товаров при осуществлении им временного их хранения проистекает из пункта 3 ст. 113 ТК РФ и заключается в обязанности по уплате таможенных платежей и возможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований таможенной процедуры временного хранения товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: