Таможенное декларирование товаров

Таможенное декларирование — это заявление по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенному декларированию подлежат товары:

· перемещаемые через таможенную границу;

· при изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада);

· являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

· являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

· являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения;

· незаконно ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

ТК РФ предусматривает несколько форм таможенного декларирования, а именно, письменную, устную, электронную и конклюдентную формы.

В настоящее время в РФ используется в основном письменная форма таможенного декларирования.

В области внешнеэкономической деятельности (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) применяется установленная форма грузовой таможенной декларации (ГТД)[33].

Прототипом грузовой таможенной декларации служит единый административный документ (ЕАД), используемый для таможенного декларирования товаров в странах Европейского Союза.

Этот документ, введенный с 1 января 1988 года (в России ГТД применяется с 1 апреля 1989 года) заменил собой многочисленную национальную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при прохождении таможенного контроля на границах стран—членов Европейского Союза). Введение ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во времени, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров[34].

Таким образом, созданная по образцу ЕАД грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий в у словно-закодированном виде все необходимые для таможенных целей сведения (в соответствии с заявленным таможенным режимом) о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах.

Порядок применения ГТД при таможенном декларировании товаров установлен приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации"[35]. В соответствии с данным порядком в одной ГТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим. При этом количество товаров (по наименованию), декларируемых с помощью одной ГТД (с использованием добавочных листов), не ограничено.

Одновременно с подачей ГТД в таможенный орган представляются необходимые для таможенных целей документы (с прилагаемой описью) и электронная копия ГТД на магнитном носителе. Принятие ГТД оформляется путем присвоения последней регистрационного номера.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей:

— исчисления и взимания таможенных платежей;

— формирования таможенной статистики;

— применения таможенного законодательства (проверки соблюдения требований избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры).

Такими, сведениями, в частности, могут быть:

— сведения о заявляемом таможенном режиме;

— о лице, декларирующем товар (декларанте), его представителе (таможенном брокере), ином лице, имеющем право на совершение с товаром юридически значимых действий от собственного имени;

— сведения о лице, составившем таможенную декларацию (представитель организации-декларанта, специалист по таможенному оформлению, если товар декларируется таможенным брокером);

— сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код по ТН ВЭД России, страна происхождения, страна отправления (назначения), производитель товаров, характеристика упаковки, количество, таможенная стоимость);

— сведения об исчислении таможенных платежей (виды и размеры ставок таможенных пошлин, НДС, акцизов, таможенных сборов, а также суммы исчисленных таможенных платежей);

— сведения о примененных таможенных льготах (по уплате таможенных платежей);

— сведения о курсе валюты (для целей учета и исчисления таможенных платежей);

— сведения о соблюдении мер нетарифного регулирования (лицензии, сертификаты);

— иные сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товара под заявленный таможенный режим;

— место и дата составления таможенной декларации.

Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим (путем проставления соответствующей печати), и подписывается работником этого лица.

Основное назначение представляемой одновременно с подачей ГТД документации заключается в подтверждении сведений, которые содержатся в ГТД в кратком и закодированном виде[36].

Документы, необходимые для таможенного декларирования, можно разделить на относительно самостоятельные группы по целевому признаку.

Первая группа документов называется организационными документами. К организационным документам относятся учредительные и регистрационные документы (учредительные договоры, уставы, свидетельства о регистрации и др.), то есть документы, подтверждающие сведение о декларанте (его представителе).

Здесь же можно отметить и удостоверительные документы, то есть документы, удостоверяющие полномочия представителя декларанта на подачу ГТД (доверенность, договор оказания услуг в случае декларирования товаров таможенным брокером).

Следующая группа документов имеет название коммерческих. К документам данной группы относятся внешнеторговые договоры, счета-фактуры (проформы), спецификации, упаковочные листы и др. То есть то, что отражает основания и (частично) цели перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Далее следуют транспортные (перевозочные) документы (коносамент, железнодорожная накладная и др.). В указанных документах, как правило, отражены особенности транспортировки товаров, используемые таможенными органами для целей контроля за правильностью исчисления таможенной стоимости товара, проверки маршрута его движения.

Среди всех документов особую группу составляют так называемые таможенные документы. Таможенные документы характеризуются тем, что составляются исключительно для таможенных целей. Такие документы, как правило, либо изначально выдаются таможенными органами (например, свидетельство о включении таможенного брокера в соответствующий Реестр таможенных брокеров, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, разрешение на применение таможенного режима переработки на таможенной территории), либо ими регистрируются (например, экспортная таможенная декларация, если требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе товара в режиме реимпорта).

К отдельной группе документов можно отнести платежно -разрешительные документы, не охваченные предыдущими примерами. Это такие, как лицензии (выдаваемые Министерством экономического развития и торговли РФ на право ввоза/вывоза отдельных категорий товаров), сертификаты соответствия, разрешения, платежные поручения, таможенные приходные ордеры, гарантии банков по обеспечению уплаты таможенных платежей и др.).

Стоит помнить, что любая группировка имеет в большей степени теоретико-познавательное, нежели практическое, значение, поскольку один и тот же документ может выполнять несколько функций. Например, документ, подтверждающий уплату таможенных платежей (платежное поручение), одновременно служит и своего рода разрешительным документом, поскольку является одним из оснований выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Разрешительными являются и таможенные документы, выдаваемые таможенными органами на право использования таможенного режима (разрешение на переработку товаров).

При перемещении товаров физическими лицами в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей, допускается устная форма таможенного декларирования.

В местах таможенного оформления, оборудованных для применения физическими лицами "зеленого коридора", декларирование может осуществляться в конклюдентной форме, то есть выбор "зеленого коридора" рассматривается как заявление об отсутствии товаров, подлежащих письменному декларированию.

Порядок подачи, приема и проверки таможенной декларации для физических лиц значительно отличается от одноименной процедуры, предусмотренной для участников ВЭД.

В соответствии с пунктом 1 ст. 286 ТК РФ декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации.

Участники ВЭД вправе подавать таможенную декларацию любому таможенному органу, который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ Российской Федерации (внутренний таможенный орган). Единственным исключением из данного правила является предусмотренная ТК РФ возможность для ФТС устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров:

— при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний, например, в целях производства таможенного контроля культурных ценностей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных и делящихся материалов;

— перемещаемых отдельными видами транспорта (трубопроводный транспорт, линии электропередачи);

— относимых к "группе риска" (товары, часто являющиеся предметами таможенных правонарушений, товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения)[37];

— по перечню, устанавливаемому Правительством РФ (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности).

Срок подачи таможенной декларации установлен для товаров, ввозимых в РФ, и не должен превышать 15 дней с момента предъявления товаров в месте их прибытия на таможенную территорию РФ либо с момента завершения внутреннего таможенного транзита (например, с момента помещения на склад временного хранения). Допускается продление срока подачи таможенной декларации в пределах срока временного хранения товаров.

Таможенная декларация на вывозимые товары подается, как правило, до их убытия за пределы таможенной территории РФ.

Таможенная декларация и необходимые для декларирования документы принимаются таможенным органом в день их подачи. С момента принятия таможенной декларации последняя становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. То есть лицо, подающее таможенную декларацию, несет ответственность за достоверность указанных в таможенной декларации сведений.

ТК РФ перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии таможенным органом таможенной декларации. Таможенный орган не принимает таможенную декларацию в следующих случаях.

1. Таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный на ее принятие (таможенная декларация пересылается таможенным органом в надлежащий таможенный орган).

2. Таможенная декларация подана ненадлежащим лицом.

3. Таможенная декларация не оформлена соответствующим образом (не указаны необходимые для декларирования сведения, не соблюдена форма декларирования, отсутствуют подписи, печати организации).

4. Отсутствуют необходимые для таможенного декларирования документы (за исключением случаев, когда получено письменное разрешение таможенного органа на отсрочку представления отдельных документов).

5. В отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (например, не завершена таможенная процедура внутреннего таможенного транзита).

Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии.

Проверка принятой таможенным органом декларации и необходимых документов должна быть завершена не позднее трех рабочих дней (со дня принятия таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров).

Наряду с общим порядком таможенного декларирования участники ВЭД могут воспользоваться:

предварительным таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации на иностранные товары за 15 дней до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита);

неполным таможенным декларированием (подача неполной таможенной декларации на иностранные (ввоз) или российские (вывоз) товары, с последующим представлением таможенному органу недостающих сведений[38], но при условии указания в неполной декларации сведений, необходимых для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, идентификации товаров (по совокупности количественных и качественных характеристик), а также сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (лицензий);

периодическим таможенным декларированием (подача одной таможенной декларации на все товары (российские либо иностранные), перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода времени).

Перспективой совершенствования процедуры таможенного декларирования является подача данных в электронной форме (пункт 8 ст. 63 ТК РФ). Однако на современном этапе развития таможенного дела в России электронная форма декларирования в самостоятельном виде почти не применяется[39], а используется в качестве дубликата ГТД.

В международной таможенной практике электронная форма декларирования товаров используется с начала восьмидесятых годов двадцатого столетия (США, Япония). При полной автоматизации процедуры производства таможенного оформления течение сроков измеряется уже не в днях, а в часах и минутах.

Субъектом таможенного декларирования или лицом, имеющим право на подачу таможенной декларации, может быть либо декларант, либо таможенный брокер (представитель декларанта).

В качестве декларанта, как правило, может выступать получатель либо отправитель товаров или иное лицо, имеющее полномочия на распоряжение товарами на таможенной территории РФ. Вместе с тем, в отличие от физических лиц, декларантом — организацией или индивидуальным предпринимателем может быть только российское лицо. Исключение составляют случаи:

— перемещения товаров иностранным перевозчиком в режиме международного таможенного транзита;

— перемещения товаров дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств;

— перемещения товаров в режимах временного ввоза, реэкспорта, транзита, выпуска для внутреннего потребления (для собственных нужд) представительствами иностранных организаций, зарегистрированными (аккредитованными) на территории РФ;

— в иных случаях, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо, например, при заявлении таможенного режима уничтожения товаров, перевозимых транзитом по территории РФ.

В остальных случаях иностранный участник ВЭД для целей таможенного декларирования перемещаемых через таможенную границу РФ товаров должен обратиться к услугам таможенного брокера[40].

Особенность деятельности таможенного брокера (как участника таможенного оформления товаров в целом и таможенного декларирования в частности) заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Соответственно таможенный брокер при совершении нарушений таможенных правил может быть привлечен к административной ответственности, например, по факту недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КРФоАП).

Таможенный брокер также несет ответственность за уплату таможенных платежей (пункт 2 ст. 144 и пункт 1 ст. 320 ТК РФ) и гражданско-правовую ответственность за возмещение причиненного ущерба лицу, в интересах которого проводилось таможенное оформление товаров (ст. 140 ТК РФ).

Кроме того, возможен отзыв свидетельства о включении организации в Реестр таможенных брокеров (ст. 145 ТК РФ).

Таможенный брокер, будучи организацией (российским юридическим лицом), действует посредством находящихся у него в штате (не менее двух) специалистов по таможенному оформлению товаров (работников таможенного брокера).

Специалистом по таможенному оформлению может стать физическое лицо, имеющее высшее образование, стаж работы не менее двух лет, успешно сдавшее квалификационный экзамен (на знание таможенного законодательства) и получившее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Срок действия данного квалификационного аттестата законом не ограничивается, вместе с тем, через каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, необходимо проходить обучение по программам повышения квалификации в объеме 40 академических часов. В противном случае аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть аннулирован (подпункт 5 пункта 1 ст. 148 ТК РФ).

Контрольные вопросы:

1. Из каких этапов состоит таможенное оформление товаров?

2. Какие факторы могут влиять на особенности таможенного оформления товаров?

3. Для каких целей применяется внутренний таможенный транзит товаров?

4. Кто вправе перевозить товары по процедуре внутреннего таможенного транзита?

5. Какие применяются меры для обеспечения соблюдения требований таможенного и иных законодательств при внутреннем таможенном транзите?

6. В каких случаях применяется таможенная процедура временного хранения товаров и какие (по правовому статусу) товары могут храниться на складе временного хранения?

7. Какие лица вправе осуществлять временное хранение товаров?

8. Какие существуют сроки временного хранения товаров?

9. Что отличает таможенное декларирование от иных таможенных операций?

10. Какие формы таможенных деклараций применяются участниками ВЭД?

11. Основное назначение и виды документов, необходимых при таможенном декларировании товаров.

12. Кто вправе декларировать товары?

13. Ответственность таможенного брокера при таможенном декларировании товаров.

14. Для каких целей необходим квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению?

15. В каких случаях таможенный орган вправе отказать в принятии таможенной декларации?

16. Какова последовательность действий таможенного органа после подачи таможенной декларации?

17. Какие из таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, временное хранение, таможенное декларирование) являются обязательными, а какие факультативными?

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: