Виды таможенных платежей и общий порядок их уплаты

Существование в таможенном праве института таможенных платежей как совокупности норм, определяющих виды, порядок расчета и условия взимания соответствующих пошлин, налогов и сборов, должно восприниматься с учетом нескольких правовых оговорок, которые содержатся как в ТК РФ, так и в части первой НК РФ.

Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В ч. 2 ст. 2 НК РФ также отмечается, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

И хотя отдельные вопросы, связанные с таможенными платежами и статусом таможенных органов в области их взимания, регулируются Налоговым кодексом РФ, все же основная часть норм содержится в источниках, относящихся к таможенному законодательству и иным правовым актам Российской Федерации (Таможенный кодекс РФ, Закон РФ "О таможенном тарифе РФ", постановления Правительства РФ об утверждении ставок таможенных пошлин).

Таким образом, взяв за основу соответствующие статьи Таможенного и Налогового кодексов РФ и учитывая положения правовых источников, главным образом таможенного законодательства, можно сформулировать понятие таможенных платежей.

Под таможенными платежами понимаются пошлины, налоги и сборы (перечисленные в статье 318 Таможенного кодекса РФ), взимаемые таможенными органами в области таможенного дела.

Для удобства изучения таможенных платежей предварительно их можно классифицировать, взяв за критерий такого деления факт перемещения через таможенную границу РФ.

Таким образом, основную группу платежей составят пошлины и налоги, которые непосредственно связаны с перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами и уплата которых является обязательным условием применения таможенных режимов или специальных таможенных процедур:

ввозная и вывозная таможенные пошлины;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применительно к ввозной таможенной пошлине, но устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами.

Следует отметить, что в отдельных случаях платежи первой группы могут иметь опосредованное отношение к факту перемещения товара, например, при изменении таможенного режима товара, уже перемещенного через таможенную границу (режим временного ввоза изменяется на выпуск для свободного обращения), либо при таможенном декларировании отходов переработки товаров.

Другая группа таможенных платежей представлена таможенными сборами. ТК РФ содержит упоминание только об одном виде таможенных сборов — сборе за таможенное сопровождение (пункт 3 ст. 87 ТК РФ). Данный вид платежа подлежит уплате за таможенное сопровождение сотрудниками таможенных органов транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение взимаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Принимая во внимание особенности производства таможенных операций и таможенных процедур, а также цели заявления сведений при таможенном декларировании товаров, можно утверждать, что ТК РФ содержит упоминание еще об одном платеже, а именно, таможенном сборе за таможенное оформление товаров, поскольку в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 ст. 124 ТК РФ в таможенной декларации могут быть указаны сведения об исчисленных таможенных сборах.

Очевидно, что основную группу платежей составляют таможенная пошлина, НДС, акциз. Эти платежи являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджета (до 40%). Именно этим платежам посвящен раздел III ТК РФ.

Рассмотрим подробнее общие положения о порядке уплаты таможенных платежей.

Плательщики таможенных платежей (ст. 328 ТК РФ)

Общего понятия плательщиков таможенных платежей таможенное законодательство не дает. Вместе с тем, по аналогии с ч. 1 ст. 19 НК РФ, а также в соответствии с пунктом 1 ст. 328 ТК РФ можно отметить, что плательщики таможенных платежей — это лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимые пошлины и налоги. Иными словами, лица, ответственные за уплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ).

Примечательно, что ТК РФ допускает уплату таможенных платежей за товары, перемещаемые через таможенную границу любыми лицами. Вместе с тем, таких лиц нельзя относить к категории плательщиков таможенных платежей, поскольку это их право, но не обязанность. То есть в случае неуплаты таможенных платежей в установленный срок таможенный орган будет требовать исполнения соответствующей обязанности только от лиц, ответственных за уплату платежа.

В соответствии со статьей 320 и пунктом 1 ст. 328 ТК РФ всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколько самостоятельных групп.

1. Обязательные плательщики таможенных платежей. К обязательным плательщикам следует отнести декларантов и таможенных брокеров, поскольку они являются участниками таможенных операций и процедур, требования которых предусматривают уплату таможенных платежей.

2. Возможные плательщики таможенных платежей. Данная категория плательщиков может рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК РФ связывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.

К числу таких плательщиков относятся:

владелец склада временного хранения, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 112 ТК РФ);

перевозчик товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (таможенный перевозчик, международный перевозчик или иное лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит) либо экспедитор, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 ст. 90 ТК РФ);

владелец таможенного склада, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 230 ТК РФ);

лица, незаконно перемещающие товары, и транспортные средства через таможенную границу,

лица, участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;

лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза (пункт 4 ст. 320 ТК РФ), то есть недобросовестные приобретатели товаров[53];

организация почтовой связи, утратившая или выдавшая без разрешения таможенного органа международные почтовые отправления (пункт 5 ст. 295 ТК РФ).

Таким образом, обязательные плательщики таможенных платежей — это лица, которые обязаны уплатить платеж в установленный срок. Они же являются лицами, ответственными за исполнение данной обязанности.

Возможные плательщики таможенных платежей изначально не несут никакой обязанности по их уплате. Однако данная обязанность может появиться в случае возникновения оснований ответственности за уплату таможенных платежей.

Другими словами, если у обязательных плательщиков обязанность связана с ответственностью, то у возможных плательщиков, наоборот, ответственность порождает обязанность.

Следующий аспект института таможенных платежей связан со сроками их уплаты (ст. 329 ТК РФ).

Общего понятия срока уплаты таможенного платежа в таможенном законодательстве не приводится. Поэтому представляется актуальным сформулировать соответствующее определение.

Так, исходя из содержания ст. 329 ТК РФ срок уплаты таможенных платежей можно определить как период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы, или событие, с возникновением которого ТК РФ связывает необходимость уплаты таможенных платежей.

В соответствии со статьей 329 ТК РФ существуют следующие виды сроков уплаты таможенных платежей.

1. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ — 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита[54], если место таможенного декларирования отлично от места прибытия товаров на таможенную территорию. При этом совпадение сроков уплаты платежей со сроком подачи таможенной декларации (см. пункт 1 ст. 129 ТК РФ) не должно отождествляться, так как момент принятия декларации, в случае ее подачи, например, на второй или на третий день, не завершает срок уплаты платежа.

Примечательно также, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента пересечения товарами таможенной границы, то есть до начала "открытия" срока уплаты платежа.

2. При вывозе товаров срок уплаты таможенных платежей не имеет как такового периода и определен событием, с которым связано, в том числе, возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, а именно, подачей таможенной декларации (подпункт 2 пункта 1 ст. 319 и пункт 2 ст. 329 ТК РФ).

Отдельные исключения из этого правила предусмотрены в случаях применения периодического временного таможенного декларирования (ст. 138 ТК РФ), а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом (ст. 312 ТК РФ) и по линиям электропередачи (ст. 314 ТК РФ).

3. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня завершения действия изменяемого таможенного режима (например, день истечения срока хранения товаров в режиме таможенного склада — абзац 1 пункта 1 ст. 223 ТК РФ).

4. При нецелевом использовании условно выпущенных товаров сроком уплаты таможенных платежей является первый день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами (например, продажа товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день принятия таможенным органом таможенной декларации при условном выпуске данных товаров.

5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет за собой обязанность уплаты таможенных платежей, сроком такой уплаты считается день совершения данного нарушения (например, утрата или выдача без разрешения таможенного органа товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита, хранящихся на складе временного хранения или помещенных под таможенный режим таможенного склада, магазина беспошлинной торговли[55]). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (например, день прибытия товаров на таможенную территорию — пункт 2 ст. 77 ТК РФ, день получения письменного разрешения на внутренний таможенный транзит — ст. 80 ТК РФ, день завершения внутреннего таможенного транзита — пункт 4 ст. 103, день помещения товаров под избранный таможенный режим — пункт 3 ст. 157 ТК РФ).

6. Сроки уплаты таможенных платежей в случае применения специальных таможенных процедур установлены для каждой такой процедуры в отдельности. Например, физические лица, перемещающие товары в ручной клади и сопровождаемом багаже[56], уплачивают таможенные платежи непосредственно при следовании через Государственную границу Российской Федерации (пункт 1 ст. 287 и пункт 1 ст. 286 ТК РФ).

7. Сроки уплаты таможенных платежей, устанавливаемые для отдельных случаев таможенными органами или заинтересованными лицами, с согласия таможенных органов. Например, сроки уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных товаров (при уплате периодических сумм таможенных пошлин, налогов — пункт 3 ст. 212 ТК РФ), сроки предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (пункты б, 7 ст. 333 ТК РФ).

Со сроком уплаты таможенного платежа тесно корреспондируется такое понятие, как дата уплаты таможенного платежа. Под датой уплаты таможенного платежа понимается день совершения плательщиком действий, освобождающих его от обязанности по уплате платежа в отношении перечисленной суммы.

При соблюдении требований таможенных операций и процедур дата уплаты таможенного платежа не должна превышать установленные сроки уплаты. Иначе, в части превышения таких сроков, образуется недоимка[57], с которой взимается определенный процент (пени)[58], за просрочку уплаты таможенного платежа.

В ТК РФ дата уплаты таможенного платежа обозначена моментом исполнения обязанности по уплате таможенного платежа (ст. 332 ТК РФ).

Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей зависит от той формы и способа уплаты, которую избирает плательщик (безналичная форма уплаты, внесение денежных средств в кассу таможенного органа, применение микропроцессорных пластиковых карт, зачет авансовых сумм или денежного залога).

На основании ст. 332 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в следующих случаях.

1. С момента списания денежных средств со счета плательщика в банке. Для целей подтверждения данного факта плательщиком предоставляется таможенному органу платежное поручение с отметкой банка о списании соответствующих сумм.

В соответствии с пунктом 2 ст. 149 ТК РФ в случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на счета таможенных органов. И хотя ограничений прав пользования и распоряжения такими товарами ТК РФ не предусмотрено, тем не менее они продолжают находиться под таможенным контролем, сохраняя статус иностранных товаров (см. пункты 4, 3 ст. 151 ТК РФ).

Кроме того, если при проверке правильности исчисления таможенных платежей таможенный орган не согласится с декларантом (например, в случае обнаружения недостоверности заявленных сведений или когда такие сведения должным образом не подтверждены), то товар выпускается при условии обеспечения уплаты таможенных платежей применительно к сумме, определяемой как разница между суммой дополнительно начисленных таможенным органом пошлин и налогов и суммой уплаченных таможенных платежей (пункт 3 ст. 338, пункт 3 ст. 153 ТК РФ).

Одновременно с нормативными преобразованиями процедуры уплаты таможенных платежей в безналичной форме принимаются меры по техническому совершенствованию механизма такой уплаты, которые предусматривают одновременное решение нескольких задач, а именно:

а) создание надлежащих условий для участников ВЭД, ускоряющих процедуру таможенного оформления, в части проверки поступления соответствующих сумм;

б) обеспечение поступления таможенных платежей на счета таможенных органов.

К таким мерам, в частности, относится введение микропроцессорных пластиковых карт, именуемых иначе как таможенные карты[59].

Таможенная карта представляет собой микропроцессорную банковскую карту, которая эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте. При этом уплата таможенных платежей с таможенной карты производится либо в валюте РФ, либо в долларах США.

Расчеты с применением таможенных карт осуществляются на базе специализированного платежного электронного терминала или на базе персонального компьютера с устройством чтения магнитной полосы и микропроцессора таможенной карты, устанавливаемых в таможенных органах.

Для уплаты таможенных платежей декларант одновременно с подачей грузовой таможенной декларации представляет в таможню таможенную карту, указав ее в описи прилагаемых к ГТД документов. Например, "Таможенная карта №___".

На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций после проведения проверки соблюдения установленных условий, необходимых для принятия таможенной декларации, до регистрации поданной ГТД инспектор таможни осуществляет операции по оплате таможенных платежей с использованием таможенной карты. Для этого таможенная карта помещается в считывающее устройство терминала. Держатель карты (пользователь таможенной карты, чье имя указано на лицевой стороне карты и образец подписи которого имеется на ее оборотной стороне) вводит с помощью выносного устройства электронного терминала персональный код. Далее (при правильном наборе держателем карты персонального кода) инспектор набирает на терминале ИНН декларанта и сумму таможенных платежей, подлежащих уплате на основании оформляемой ГТД. После получения положительного ответа (подтверждения платежеспособности карты) терминал распечатывает счет в трех экземплярах.

Держатель таможенной карты расписывается на одном экземпляре счета. После этого инспектор проверяет идентичность подписи держателя таможенной карты на счете с образцом Подписи на таможенной карте. При совпадении подписи на таможенной карте — инспектор подтверждает произведенный платеж (нажатием соответствующей клавиши на терминале).

В экземпляр счета с подписью держателя таможенной карты инспектор вносит данные, удостоверяющие личность держателя карты, которые заверяет своей подписью и личной номерной печатью. Данный экземпляр счета передается в отдел таможенных платежей таможни. На двух неподписанных экземплярах счета инспектор делает запись "Оплачено", которую также заверяет своей подписью и личной номерной печатью. Один экземпляр не подписанного держателем карты счета инспектор передает держателю таможенной карты, второй приобщает к комплекту документов с ГТД, внеся в опись документов номер и дату счета. После завершения каждой платежной операции терминал распечатывает подтверждающий чек, который служит основанием возвращения инспектором таможенной карты держателю (декларанту).

Наличие платежного документа, сформированного электронным терминалом и подписанного держателем таможенной карты и инспектором таможни, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни.

2. С момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа. При осуществлении таможенного платежа наличными оформляется таможенный приходный ордер (ТПО)[60].

3. С момента зачета (по инициативе плательщика) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов в качестве таможенных платежей.

Моментом зачета является принятие таможенным органом такого заявления. То есть таможенному органу предварительно необходимо убедиться в наличии факта излишней уплаты либо излишнего взыскания, а также сверить размеры соответствующих сумм.

4. С момента зачета (по инициативе плательщика) авансовых сумм или денежного залога в качестве таможенных платежей.

Моментом зачета является получение таможенным органом распоряжения о зачете.

При наличии авансовых сумм на счете таможенного органа в качестве распоряжения о зачете рассматривается поданная таможенная декларация (применительно к суммам таможенных пошлин, налогов, указанных в ней, — пункт 3 ст. 330 ТК РФ).

В случае использования денежного залога для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, помимо распоряжения о зачете требуется подтвердить исполнение обязательства, которое обеспечивалось денежным залогом (пункт 4 ст. 345 ТК РФ). Например, предоставить свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита (пункт 1 ст. 92 ТК РФ), если в соответствии с со ст. 86 ТК РФ применялось обеспечение уплаты таможенных платежей).

5. С момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства.

6. С момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей, а при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях — организации почтовой связи, которая затем переводит денежные суммы на счет соответствующего таможенного органа (таможенного органа, который их и начислил при осуществлении таможенного оформления товара в месте международного почтового обмена, — пункты 3, 4 ст. 295 ТК РФ).

Таможенные пошлины, налоги могут уплачиваться по выбору плательщика как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РФ[61].

Пересчет валюты РФ в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, — на день фактической уплаты.

Как правило, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исключения из данного правила составляют случаи:

— выпуска товаров до подачи таможенной декларации (пункт 3 ст. 150 ТК РФ);

— уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (ст. 312 ТК РФ);

— уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ либо использованных на таможенной территории РФ в нарушение требований таможенных процедур внутреннего таможенного транзита или временного хранения (пункт 1 ст. 327 ТК РФ).

ТК РФ предусматривается изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки[62] либо рассрочки[63].

Предоставление отсрочки либо рассрочки возможно на срок от одного до шести месяцев и при наличии одного из следующих оснований:

— причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

— задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа;

— перемещаемые плательщиком через таможенную границу товары являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

— осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

Однако в случаях возбуждения в отношении плательщика уголовного дела по признакам таможенного преступления или возбуждения процедуры банкротства таможенный орган отказывает в выдаче разрешения либо отменяет ранее принятое решение об изменении срока уплаты таможенных платежей.

Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов сопровождается:

— взиманием процентов (начисляемых на сумму задолженности), исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки;

— применением мер по обеспечению уплаты таможенных платежей.

Применение мер по обеспечению уплаты таможенных платежей имеет место не только при предоставлении отсрочки или рассрочки, но и при:

— условном выпуске товаров (ст. 151 ТК РФ);

— перевозке или хранении иностранных товаров (внутренний таможенный транзит, временное хранение товаров на складе получателя — пункт 2 ст. 117 ТК РФ);

— осуществлении деятельности в области таможенного дела (ст. 339 ТК РФ).

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает двадцати тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (например, когда плательщик получил право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления товаров).

К способам обеспечения уплаты таможенных платежей относятся залог товаров и иного имущества, банковская гарантия[64], внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), поручительство, а в отдельных случаях также договор страхования.

Взыскание не уплаченных в установленные сроки сумм таможенных пошлин, налогов. Не уплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом независимо от привлечения плательщика к ответственности за нарушение таможенных правил (назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, — ч. 4 ст. 4.1 КРФобАП).

Принудительное взыскание таможенных платежей имеет свои особенности применительно к лицу, в отношении которого могут; быть использованы меры по взысканию таможенных платежей.

В отношении юридического лица предусмотрен механизм бесспорного списания необходимых сумм со счетов плательщика-организации в банке или за счет иного имущества, а также в судебном порядке.

Принудительное взыскание с физических лиц производится только в судебном порядке.

Принудительное взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей не производится при наличии одного из следующих обстоятельств.

1. Если требование[65] об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, то есть при истечении срока давности взыскания таможенных платежей.

2. Если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится при наличии заявления плательщика и по решению таможенного органа, на счет которого поступили соответствующие платежи. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных платежей.

Проценты (по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ) на возвращаемые суммы таможенных платежей начисляются только в том случае, если таможенный орган пропустит месячный срок (со дня подачи плательщиком заявления) принятия решения о возврате. Проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

ТК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований при установлении одного из которых излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги не возвращаются:

— наличие у плательщика задолженности[66] по уплате таможенных платежей;

— сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей (за исключением возврата платежей физическим лицам);

— пропущен срок обращения в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей.

В соответствии с главой 33 ТК РФ возврату подлежат не только суммы излишне взысканных или излишне уплаченных таможенных платежей, но и суммы пеней и процентов, уплаченные с возвращаемых сумм таможенных пошлин, налогов.

Кроме того, отдельно оговариваются (статьи 356, 357 ТК РФ):

— основания и порядок возврата уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов, не относящихся к излишне уплаченным или излишне взысканным;

— основания и порядок возврата денежного залога. Возврат таможенных платежей, не относящихся к излишне уплаченным или излишне взысканным (например, в случаях отзыва таможенной декларации — ст. 134 ТК РФ или вывоза товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта — ст. 239 ТК РФ), возможен при подаче плательщиком заявления об этом в течение одного года со дня, следующего за днем наступления оснований для возврата. Причем уплаченные суммы пеней и процентов (если, конечно, таковые были уплачены) возврату не подлежат.

Возврат денежного залога осуществляется только при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательств.

Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом.

Денежный залог может быть возвращен в валюте платежа и, в зависимости от формы уплаты, в наличной валюте либо перечислен на счет плательщика.

Возврат авансовых платежей в соответствии с пунктом 5 ст. 330 ТК РФ осуществляется применительно к возврату таможенных пошлин, налогов при условии, что заявление о возврате подано в течение трех лет со дня внесения авансовых платежей в кассу или поступления на счет таможенного органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: