Формы, способы и средства таможенного контроля

Формы таможенного контроля. Все используемые формы таможенного контроля перечислены в статье 360 ТК РФ. Перечень форм таможенного контроля является исчерпывающим, то есть таможенные органы не вправе проводить иные проверочные мероприятия, отличные от тех, которые упомянуты в ТК РФ.

Как отмечается в пункте 1 ст. 358 ТК РФ, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Новеллой российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочности, основанной на системе управления рисками. При этом под риском, в соответствии с абзацем 1 пункта 2 ст. 358 ТК РФ, понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства.

Согласно абзацу 2 пункта 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

— имеющих устойчивый характер;

— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

— подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

— затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Управление рисками, как принцип производства таможенного контроля, заимствован из Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур[42]. Вместе с тем надо признать, что анализ рисков отчасти применялся таможенными органами еще до принятия ТК РФ 2003 года. Например, в распоряжении ГТК России от 27 мая 1999 г. № 01-14/632 " Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"[43] указывался перечень характерных признаков, которые могли свидетельствовать о наличии контрафактной (поддельной) продукции. Использование результатов аналитической работы, в целях выявления фактов недостоверного декларирования ввозимых в РФ товаров, можно обнаружить в документах, относившихся к оформлению цветочной продукции[44].

На основании ст. 387 ТК РФ таможенные органы в целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей вправе собирать и накапливать информацию о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Такая информация может включать сведения:

— об учредителях организации;

— о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

— о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

— об открытых банковских счетах;

— о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

— о местонахождении организации;

— о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика;

— о платежеспособности лиц, включенных в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

— в отношении физических лиц — о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

Таким образом, мотивом решения о выборе конкретной формы (форм) таможенного контроля лежат результаты определенной аналитической работы.

Остановимся подробней на каждой из форм таможенного контроля.

1. Проверка документов и сведений.

Можно выделить несколько этапов такой проверки.

а) Проверка самих документов на предмет их подлинности и действительности (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы), отсутствие исправлений, то есть все то, что может и должно относиться к форме документа).

б) Проверка сведений, необходимых для таможенных целей. Такого рода сведения в основном должны содержаться в представляемых документах и на этом этапе таможенные органы интересует уже не форма, а содержание документа (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.).

Однако таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики[45], обработки сведений с использованием программных средств.

Рассматриваемая форма таможенного контроля может проводиться только в процессе таможенного оформления товаров (пункт 1 ст. 367 ТК РФ)

2. Устный опрос.

Устный опрос, как форма таможенного контроля, также проводится при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например, специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.

3. Получение пояснений.

В отличие от устного опроса, возможность получения объяснений не ограничена институтом таможенного оформления и допускается везде, где ТК РФ предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для свободного обращения. Более того, таможенные органы вправе получать объяснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (Декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица).

Получение пояснений оформляется в письменной форме.

4. Таможенное наблюдение.

Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностным лицом таможенного органа за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых операций.

Таможенное наблюдение может быть систематическим (на территории склада временного хранения) или разовым (при таможенном оформлении товаров вне мест нахождения таможенных органов), непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).

Таможенное наблюдение может проводиться как в процессе таможенного оформления, так и в отношении товаров, условно выпущенных на таможенной территории РФ (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки).

5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств также является визуальным исследованием, которое проводится должностным лицом таможенного органа, но исследуется уже не деятельность (как это имеет место при таможенном наблюдении), а конкретные предметы.

Предметами осмотра могут быть товары, багаж физических лиц, транспортные средства, грузовые емкости, средства таможенной идентификации (например, таможенные пломбы, печати).

Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.

Обязательность письменного оформления результатов таможенного осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта) возможно при наличии одного из оснований:

— дальнейшее использование таможенными органами результатов осмотра, например, в качестве доказательственной информации (ст. 392 ТК РФ);

— требование лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров и (или) транспортных средств (как альтернатива акту, возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра).

6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

Таможенный досмотр — это визуальное (непосредственное или опосредованное) исследование товаров и транспортных средств, связанное со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации (когда последняя приобретает статус документа, имеющего юридическое значение). Исключения составляют случаи:

— таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);

— таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;

— таможенного досмотра при проведении таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно в присутствии понятых и только в случаях:

— неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;

— существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

— пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

— оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).

Производство таможенного досмотра товаров и транспортных средств всегда оформляется актом (в двух экземплярах).

7. Личный досмотр.

Личный досмотр — это исключительная форма таможенного контроля и применяется в отношении физических лиц.

Использование личного досмотра возможно при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары:

— запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу за ее пределы;

— перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

При этом физическое лицо должно следовать через Государственную границу Российской Федерации и находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.

Места производства таможенного оформления могут быть не только в международных морских и воздушных портах, автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу, но и на транспортных средствах, например, в железнодорожных составах.

Транзитная зона аэропорта, открытого для международного сообщения, представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения пассажиров, следующих через Российскую Федерацию международными авиарейсами с посадкой в соответствующем российском порту. Поводами для личного досмотра транзитных пассажиров могут быть сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта или, наоборот, оперативные данные о незаконной транспортировке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления и пресечения такого перемещения проистекает из международных договоров с участием Российской Федерации.

Компетенцией принятия решения о необходимости производства личного досмотра обладает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее. Такое решение принимается в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа или оформляется отдельным актом.

Следующей характерной особенностью личного досмотра являются его субъекты — лица, участвующие в досмотре. Каждый из этих субъектов, в зависимости от занимаемого положения, имеет определенный статус и, кроме того, должен отвечать предъявляемым ему требованиям.

В качестве первого субъекта можно отметить должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.

Следующий субъект личного досмотра — физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра. Каких-либо общих требований, предъявляемых к данному участнику, на предмет возможного применения по отношению к нему такой формы таможенного контроля, как личный досмотр, не предусмотрено. Поэтому к числу отсутствующих ограничений можно, в частности, отнести возраст, дееспособность. Одновременно с этим отдельные специальные ограничения все же существуют. Такие ограничения связаны, главным образом, с профессиональным статусом перемещаемого лица, который определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов Федеральной службы безопасности и ряд других субъектов.

К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, производящего личный досмотр. При этом досматриваемое лицо вправе:

— знакомиться с решением о проведении личного досмотра;

— ознакомиться со своими правами' и обязанностями;

— добровольно выдать скрываемые предметы;

— давать объяснения, заявлять ходатайства;

— пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;

— знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него, а также получить второй экземпляр этого акта;

— обжаловать действия должностных лиц таможенного органа. И еще один вид субъектов личного досмотра, которые принимают в нем участие вне зависимости от особенностей последнего, — это понятые. Понятые должны быть в количестве двух человек и одного пола с досматриваемым лицом.

Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного досмотра и удостоверении своими подписями всех отраженных в акте личного досмотра сведений о фактах, содержании и результатах действий, производившихся в их присутствии.

Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр, и др.). В качестве таких лиц выступают медицинский работник, специалист, переводчик, законный представитель или сопровождающий несовершеннолетнего либо недееспособного лица.

Личный досмотр может проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены.

Кроме того, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда.

О проведении личного досмотра составляется акт.

8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров, не находящихся под таможенным контролем.

Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками (например, акцизными марками), наличия на них идентификационных знаков (например, соответствующих товарных знаков) является подтверждение легальности ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров должны рассматриваться как доказательства ввоза товаров в РФ без производства таможенного оформления. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (пункт 2 ст. 374 ТКРФ).

9. Осмотр помещений и территорий.

Осмотр помещений и территорий представляет собой визуальное исследование должностными лицами таможенных органов мест, где находятся или могут находиться товары и (или) транспортные средства.

Целями проведения осмотра помещений и территорий являются:

— проверка наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (условно выпущенных, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах, хранящихся и (или) выставленных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, находящихся у лиц в соответствии с условиями таможенных процедур или иных таможенных режимов);

— обнаружение в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ.

Поводами для применения данной формы таможенного контроля могут служить:

— наличие информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ;

— наличие информации о нахождении товаров, ввезенных в РФ с нарушением таможенных правил;

— выборочная проверка.

Основанием для проведения осмотра помещений и территорий является предписание, подписанное начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.

Предельный срок проведения осмотра составляет один день. Осмотр жилых помещений не допускается.

Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах.

10. Таможенная ревизия [46].

Под таможенной ревизией понимается проверка факта выпуска товаров (таможенного оформления), а также достоверности сведений, указанных в документах, необходимых для таможенных целей при производстве таможенного оформления товаров.

Таможенная ревизия проводится путем сопоставления указанных сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц. Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы вправе использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.

Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах.

Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих в качестве декларантов (при перемещении товаров — ст. 16 ТК РФ). Однако во всех случаях проведение общей таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу.

Основными требованиями проведения общей таможенной ревизии являются:

— соблюдение сроков проведения общей ревизии (не более трех рабочих дней);

— непрепятствование осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица;

— однократность проведения общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров (абзац 5 пункта 2 ст. 376 ТК РФ)[47].

Специальная таможенная ревизия — более жесткий вариант таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными мерами (например, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров.

ТК РФ предусматривает три категории лиц, у которых может быть проведена специальная таможенная ревизия.

1. Декларанты, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов (при перемещении товаров — ст. 16 ТК РФ).

Поводами для проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут быть обнаруженные при проведении общей таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений (например, сдача в аренду товаров, временно ввезенных в РФ представительством иностранной компании для обеспечения своей деятельности).

2. Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения).

Поводом для проведения специальной таможенной ревизии может послужить обнаружение данных, свидетельствующих о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности в области таможенного дела[48].

3. Лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными в РФ товарами.

Поводом для проведения специальной таможенной ревизии у лиц, которые ранее не принимали участие в процессе перемещения проверяемых товаров, может быть обнаружение данных, свидетельствующих о том, что ввезенные товары не прошли таможенного оформления либо оформлены с нарушением установленных требований (недостоверно задекларированы, не соблюдены действующие запреты и ограничения, нарушен порядок уплаты таможенных платежей).

В отличие от общей таможенной ревизии, специальная ревизия может быть назначена только по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения также вручается проверяемому лицу.

Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии). Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы наделены правом применения таких форм таможенного контроля, как осмотр территорий и помещений проверяемого лица, осмотр и досмотр товаров. Кроме того, возможно проведение инвентаризации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таможенные органы также могут ограничивать права собственности на проверяемые товары путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами). Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований:

— обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками;

— отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;

— обнаружение фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При аресте товары остаются у владельца или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. Однако, если имеются основания полагать, что арест не может обеспечить достаточную сохранность товаров или товары являются запрещенными к ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие.

Как правило, изъятые товары помещаются на склад временного хранения.

Решение об аресте или изъятии товаров принимается должностным лицом таможенного органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а также в присутствии не менее двух понятых.

Об изъятии или аресте товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого обнаружены товары (его представителю).

Результаты общей и специальной таможенной ревизии оформляются актом, с вручением копии лицу, у которого проводилась ревизия. О дальнейшем распоряжении изъятыми или арестованными товарами указывается в данном акте.

Способы и средства производства таможенного контроля. Использование одинаковых форм таможенного контроля может иметь свои особенности, в зависимости от избираемых тактических приемов или способов производства таможенного контроля. В свою очередь, способ таможенного контроля тесно связан с таким понятием, как средства производства таможенного контроля, под которым понимаются отдельные предметы, способствующие осуществлению проверки (печать, пломба, световод, рентгеноустановка и другие)[49].

Рассмотрим несколько примеров отдельных способов производства таможенного контроля.

Идентификация (ст. 390 ТК РФ) товаров и транспортных средств.

В таможенном деле идентификация имеет широкое использование. Так, например, идентификация применяется при оформлении внутреннего таможенного транзита (ст. 83 ТК РФ "Идентификация товаров и документов на них"), при применении таможенных режимов переработки (идентификация товаров для переработки в продуктах переработки — ст. 175, 189, 199 ТК РФ). На идентификации основано производство таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (глава 38 ТК РФ).

Таможенная идентификация имеет ряд особенностей (по сравнению, например, с идентификацией, применяемой в криминалистике) и, как способ контроля, состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в придании предметам индивидуальных признаков либо отражении уже существующих на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей — пункт 1 ст. 390 ТК РФ);

На втором этапе устанавливается тождество предметов по ранее заданным либо отраженным индивидуальным признакам.

Таможенная идентификация способствует производству таких форм таможенного контроля, как таможенный досмотр, осмотр, проверка документов. Это позволяет определить таможенную идентификацию как прием, способствующий производству отдельных форм таможенного контроля путем конкретизации его предмета, то есть обращения внимания на отдельные индивидуальные признаки.

К иным способам производства таможенного контроля можно отнести такие, как привлечение специалистов и экспертов (ст. 378, 384, 385 ТК РФ), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ), принудительная остановка транспортных средств (подпункт 1 пункта 1 ст. 409, ст. 410 ТК РФ), применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия (§ 3 главы 39 ТК РФ).

Обращаясь к средствам таможенного контроля, можно весь их перечень поделить на несколько групп:

— специальные средства (устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки транспорта, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества (ст. 416 ТК РФ);

— технико-химические средства (металлоискатели, световоды, детекторы для проведения экспресс-анализа, досмотровая рентгеновская техника)[50].

Единственные средства контроля, не вошедшие в вышеприведенный перечень, это поисковые собаки, применяемые, как правило, в целях обнаружения наркотических веществ[51]. Представляется, что они могут образовывать самостоятельную группу средств таможенного контроля.

Для целей производства таможенного контроля в ТК РФ предусмотрена такая правовая модель, как зона таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ).

Зоны таможенного контроля создаются:

— вдоль таможенной границы РФ;

— в местах производства таможенного оформления;

— в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

— в местах временного хранения;

— в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;

— в иных местах, определяемых ТК РФ (например, местах нахождения арестованных товаров — пункт 2 ст. 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлинной торговли — пункт 4 ст. 260 ТК РФ).

Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию — абзац 1 пункта 1, пункт 2 ст. 78 ТК РФ, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):

— при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);

— при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках "Customs control zone". Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями.

Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Соответственно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором[52].

В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КРФоАП "Нарушение режима зоны таможенного контроля".

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся институты таможенного оформления и таможенного контроля?

2. Что является объектом и предметами таможенного контроля?

3. Что означает для товаров и транспортных средств статус находящихся под таможенным контролем?

4. С какими юридическими фактами связано окончание нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем?

5. Какие предусмотрены льготы в области таможенного контроля и возможно ли полное освобождение от него?

6. В каких случаях допускается проведение таможенного контроля после выпуска товаров для свободного обращения?

7. Деятельность каких лиц может подвергаться таможенному контролю?

8. Может ли таможенный контроль осуществляться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу?

9. Как соотносятся таможенный контроль и правоохранительная деятельность таможенных органов?

10. В чем отличие таможенного контроля от иных видов государственного контроля (пограничного, санитарно-карантинного, карантинного фи-тосанитарного, ветеринарного и др.)?

11. Что понимается под формой таможенного контроля?

12. Что такое способ производства таможенного контроля и как соотносятся форма контроля и способ контроля?

13. Какие существуют средства производства таможенного контроля?

14. Что такое таможенная идентификация и в каких таможенных процедурах и таможенных режимах она применяется?

15. Какие лица обязаны хранить (в пределах установленных сроков) документы, необходимые для таможенного контроля?

16. Для каких целей создаются зоны таможенного контроля и какие бывают виды зон таможенного контроля?

17. Какие формы таможенного контроля могут проводиться только в процессе таможенного оформления товаров?

18. Каких лиц можно отнести к участникам личного досмотра?

19. Какие существуют различия между следующими формами таможенного контроля:

— устным опросом и получением пояснений;

— таможенным осмотром товаров и транспортных средств и таможенным досмотром товаров и транспортных средств.

20. Что общего и отличительного между экспертом и специалистом, привлекаемыми таможенными органами при осуществлении (проведении) таможенного контроля?

 

 

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: