Общий порядок применения таможенных режимов. Виды таможенных режимов

Предусмотренные ТК РФ таможенные режимы перемещения товаров представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления, контроля, уплаты таможенных пошлин, налогов, а также нахождения товаров в избранном режиме (ограничение прав пользования и распоряжения товарами), включая требования по оформлению завершения действия таможенного режима.

Согласно подпункту 22 пункта 1 ст. 11 ТК РФ таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Однако не все таможенные режимы имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретным режимом. Существуют, например, режимы, которые почти не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть "уходит" из-под таможенного контроля.

Вместе с тем ТК РФ предусмотрены общие условия применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного режима. С точки зрения юридической техники такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).

К таким принципам, в соответствии с главой 17 ТК РФ, следует отнести:

обязательность заявления таможенного режима — пункт 1 ст. 156 ТК РФ (любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одним из предусмотренных ТК РФ таможенным режимом);

право выбора любого таможенного режима в соответствии с ТК РФ — пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенный режим, но при условии соблюдения всех его требований);

право изменения выбранного таможенного режима на иной в соответствии с ТК РФ — пункт 2 ст. 156 ТК РФ (участник ВЭД вправе в любое время изменить избранный таможенный режим на иной, при условии соблюдения требований изменяемого и избираемого таможенных режимов);

обязательность соблюдения условий и требований избранного таможенного режима — пункт 1 ст. 156 ТК РФ (в противном случае возможно привлечение к ответственности, например, в соответствии со ст. 16.17 КРФоАП "Неисполнение требований таможенного режима экспорта", ст. 16.19 КРФоАП "Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами");

разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом — ст. 157 ТК РФ (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК РФ для помещения товара под избранный таможенный режим (ст. 159, 161 ТК РФ), а в отдельных случаях и выполнение требований таможенного режима (ст. 160 ТК РФ);

соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы — ст. 158 ТК РФ (запреты и ограничения, не носящие экономического характера[114], а также требования, установленные в целях валютного контроля[115], обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленного таможенного режима);

приостановление действия таможенного режима при изменении статуса товара — ст. 162 ТК РФ (в случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например, в качестве вещественного доказательства, действие таможенного режима в отношении этого товара приостанавливается).

Проявление последнего принципа может не ограничиваться только случаями возбуждения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушений таможенных правил). Так, например, согласно пункту 3 ст. 217 ТК РФ на таможенный склад, в случаях, предусмотренных ТК РФ, могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. Один из таких случаев указан в пункте 3 ст. 214 ТК РФ, где, в частности, отмечается, что действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад.

В целях структурирования правовых норм, регулирующих применение таможенных режимов, все таможенные режимы разделены законодателем на четыре самостоятельные группы.

1. Основные таможенные режимы:

выпуск для внутреннего потребления;

экспорт;

международный таможенный транзит.

2. Экономические таможенные режимы:

переработка на таможенной территории;

переработка для внутреннего потребления;

переработка вне таможенной территории;

временный ввоз;

таможенный склад;

свободная таможенная зона (свободный склад).

3. Завершающие таможенные режимы:

— реимпорт;

— реэкспорт;

— уничтожение;

— отказ в пользу государства.

4. Специальные таможенные режимы:

— временный вывоз;

— беспошлинная торговля;

— перемещение припасов;

— иные специальные таможенные режимы.

Сразу следует отметить, что такая группировка имеет значение только для целей нормотворчества, не оказывая никакого влияния на практические аспекты правоприменения.

Вместе с тем, и с теоретической точки зрения сложно найти объяснение предложенному законодателем разделению таможенных режимов на группы.

Возможно, основные таможенные режимы рассматриваются в качестве таковых из-за частоты обращения к ним участников ВЭД. Экономические таможенные режимы объединены в соответствующую группу по хозяйственно-целевому применению (коммерческие[116], производственные цели). Завершающие таможенные режимы характеризуются окончанием таможенного контроля по завершению действия любого из них (см. пункт 1 ст. 360 ТК РФ). И, наконец, специальные таможенные режимы предусматривают узконаправленное (конкретно определенное) использование товаров, полностью освобожденных от уплаты таможенных платежей.

Однако, какие бы критерии ни лежали в основе законодательного разделения таможенных режимов на группы, для конкретного участника ВЭД любой избранный таможенный режим является единственным (ТК РФ не предусмотрена возможность выбора сразу двух и более таможенных режимов) и специальным (отличным от других режимов и применяемым для решения конкретных хозяйственных задач).

Для удобства рассмотрения таможенных режимов рекомендуется придерживаться определенного алгоритма действий, предусматривающих знакомство с наиболее значимыми характеристиками исследуемой правовой модели. Такой подход поможет избежать сумбурного представления о таможенных режимах (ввиду большого количества информации) и выявить сущностные характеристики каждого из них.

Предлагается следующий порядок знакомства с конкретным таможенным режимом:

понятие таможенного режима;

основные источники и уровни нормативного регулирования [117])

процедурные требования к помещению товаров под таможенный режим (требования, предъявляемые к товарам, перечень разрешительных документов, порядок налогообложения, особенности декларирования, должностные лица таможенных органов, наделенные компетенцией принятия юридически значимых решений);

сроки и условия нахождения товаров в избранном таможенном режиме;

порядок приостановления и завершения (закрытия) действия таможенного режима.

Важно также иметь в виду, что не все необходимые документы в настоящее время уже приняты, а действующие приведены в соответствие с ТК РФ 2003 года. Поэтому требуется обращать внимание на актуальность используемых правовых источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: