double arrow

Таможенно - тарифное регулирование (таможенная пошлина)

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко. Во-первых, таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 13 НК РФ отнесена к федеральным налогам. Во-вторых, посредством введения таможенной пошлины, изменения размеров ее ставок либо отмены таможенной пошлины на отдельные товары государство регулирует динамику внешнеторгового товарооборота, в том числе решая вопросы защиты российских производителей товаров, а также наполнения внутреннего рынка необходимой продукцией.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров и в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 ст. 318 ТК РФ существует два вида таможенных пошлин:

— ввозная (импортная) таможенная пошлина;

— вывозная (экспортная) таможенная пошлина.

Наибольший перечень товаров (по количеству и разнообразию) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются товары, отнесенные главным образом к категории сырьевых (например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный).

Из чего складывается размер таможенной пошлины или, иначе говоря, что представляет собой налоговая база таможенной пошлины и ее ставка? Прежде всего, необходимо уяснить разницу между такими понятиями, как "размер таможенной пошлины" или собственно таможенная пошлина и "ставка таможенной пошлины".

Размер таможенной пошлины — это общая сумма, которую требуется уплатить по данному виду платежа, в отношении конкретного товара, перемещаемого через таможенную границу РФ на определенных условиях.

Ставка таможенной пошлины — это фиксированная величина, являющаяся основанием для расчета размера таможенной пошлины. Данная величина устанавливается на каждый вид товара, который подлежит обложению таможенной пошлиной.

Совокупность или свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом (фр. тариф — tarif — система ставок). Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, подлежащих обложению таможенной пошлиной при их перемещении через таможенную границу РФ, и ставок пошлин, соответствующих каждому виду товара. Виды и размеры ставок, равно как и категории налогооблагаемых товаров, в настоящее время определяются Правительством РФ.

Необходимо подчеркнуть особо одну важную деталь, характеризующую структуру таможенного тарифа, — это способ наименования и обозначения товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Дело в том, что перемещаемые товары, будучи предметами международной купли-продажи, мены, дарения и иных внешнеэкономических операций, в различных странах долгое время имели различные критерии классификации[67] и обозначения, что препятствовало определению и сопоставлению будущих затрат, связанных с ввозом либо вывозом товаров[68]. Кроме того, различия в официально принятых наименованиях товаров разных государств затрудняли также процедуру таможенного оформления (по причине невозможности использования иностранных документов и дополнительных затрат (по времени) на приведение обозначения заявленных к оформлению товаров в соответствие с национальными требованиями). Поэтому в 1950 году Советом таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация) была разработана товарная номенклатура (получившая название Брюссельской). Как отмечает Э. А. Берлин, в начале 70-х гг. Совет таможенного сотрудничества приступил к составлению новой товарной классификации. Практическая работа началась в рамках исследовательской группы, преобразованной в 1973 году в Комитет по гармонизированной системе... Подготовка гармонизированной системы была завершена к 1981 г., т. е. потребовалось 10 лет. С июня 1983 г. Международная конвенция о гармонизированной системе, изданная на двух официальных языках Совета таможенного сотрудничества (английском и французском), была официально открыта для подписания государствами—членами Совета. К концу 1987 г. эту Конвенцию подписали и ратифицировали 53 страны и ЕЭС, что дало основание Совету объявить о вступлении ее в силу с начала следующего года... С 1 января 1988 г. вступила в силу Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров[69].

При создании гармонизированной системы разработчики руководствовались двумя основными принципами выделения товаров в группы:

— товар должен обладать самостоятельным отличительным признаком;

— товар, включаемый в систему, должен представлять интерес, по крайней мере, для нескольких стран (для этой цели использовались данные международной и национальной статистики внешней торговли различных стран)[70].

Все товары в ТН ВЭД классифицированы по таким признакам, как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).

По структуре классификация включает в себя: разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Каждой категории товаров соответствует свой девяти-, десятизначный цифровой код. Неотъемлемой частью ТН ВЭД являются примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД.

В РФ применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, подготовленная ФТС на основании статьи 2 Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года[71].

Согласно Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) в ТН ВЭД СНГ без каких-либо дополнений и изменений использованы все товарные позиции и субпозиции ГС, относящиеся к ним цифровые коды, а также основные правила интерпретации ГС. Поэтому первые шесть цифр кодового обозначения ТН ВЭД СНГ совпадают с соответствующими обозначениями ее международной основы — ГС. Классификация товаров в ТН ВЭД СНГ на седьмом и последующих знаках является развитием (детализацией) позиций ГС. На уровне восьми знаков кодового обозначения ТН ВЭД СНГ де-факто совпадает с комбинированной номенклатурой Европейского Союза. Девятый знак кода предназначен для детализации в интересах России и других государств — участников Содружества.

Многолетняя практика показала, что задачи обеспечения оперативного использования мер тарифного и нетарифного регулирования[72] в интересах России требуют дальнейшего развития ТН ВЭД. Проще говоря, изменения в номенклатуру могут быть внесены лишь после длительного согласования со странами—партнерами России по СНГ и подписания с ними дополнительных соглашений. В связи с этим ФТС и Минторг России разработали ТН ВЭД России и Таможенный тариф России. Данные документы представляют собой развитие ТН ВЭД в интересах России на 10-м знаке кодового обозначения, то есть такую детализацию ТН ВЭД СНГ, которая может осуществляться по решению только Правительства России без согласования государствами-участниками вышеуказанного соглашения. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ, безусловно, сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что обеспечивает выполнение ее обязательств по международной конвенции о ГС и единой ТН ВЭД СНГ[73].

"Как правило, изменения в гармонизированной системе вводятся в действие один раз в 5—6 лет. Последний раз такие изменения вносились в 1996 году. С 1 января 2002 года вступила в силу третья редакция ГС. В соответствии с обязательствами РФ необходимые изменения с этого же момента должны быть внесены в ТН ВЭД России...

В результате всех изменений сейчас в ТН ВЭД России около 11 тысяч позиций, имеющих 10-значное кодовое обозначение. Изменения в ТН ВЭД России в части кодового обозначения, наименования и содержания позиций коснулись более 2,5 тысячи позиций...

Работа по подготовке новой редакции ТН ВЭД России, по существу, велась в течение полутора лет и включала в себя несколько этапов: подготовку русскоязычной версии ГС (с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2002 года), подготовку третьей редакции ТН ВЭД СНГ и подготовку новой (второй) редакции ТН ВЭД России...

Наиболее существенных изменений можно ожидать к 2007 году, когда закончится следующий цикл пересмотра ГС"[74].

Опубликование ТН ВЭД России обеспечивает ФТС.

Для целей классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, а также удобства в ее использовании ФТС разрабатывает пояснения к ТН ВЭД России. Опубликование пояснений к ТН ВЭД России также осуществляет ФТС. Пояснения к ТН ВЭД России имеют справочный характер.

Кроме того, ФТС издает в дополнение к пояснениям к ТН ВЭД России рекомендации для таможенных органов и иных заинтересованных лиц, касающиеся классификации отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

При таможенном декларировании код товаров определяется декларантом или таможенным брокером и указывается в соответствующих документах (таможенной декларации).

В соответствии с пунктами 3, 5 ст. 40 ТК РФ в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными.

При возникновении сложностей в вопросах определения кода конкретного товара в соответствии с ТН ВЭД России можно обратиться за разъяснениями в таможенный орган.

В соответствии с пунктом 1 ст. 25 ТК РФ таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Вместе с тем, согласно пункту 3 ст. 25 ТК РФ информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действия (бездействия) таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств.

Помимо консультирования существует более действенный способ упреждения возможных конфликтов, обусловленных проблемой определения кода товара по ТН ВЭД, именуемый предварительным решением.

Предварительное решение выделено законодателем в самостоятельный институт (§ 3 главы 6 ТК РФ). Основное значение предварительного решения заключается в том, что оно обязательно для всех таможенных органов.

Предварительное решение принимается:

— по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД;

— по вопросам происхождения товаров из конкретной страны.

Инициатива принятия предварительного решения может исходить только от заинтересованного лица. Предварительное решение принимается таможенным органом до момента представления товара для таможенного оформления.

Ввиду того, что не предусмотрено сроков для обращения (запроса)[75] заинтересованного лица в уполномоченный таможенный орган для принятия предварительного решения, отказ в принятии такого решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом о принятии предварительного решения (при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа, — часть 2 пункта 2 ст. 42 ТК РФ). При этом предусмотрен срок действия самого предварительного решения, который ограничен пятью годами со дня его принятия.

Процедура принятия предварительного решения, как и консультирование по таможенным вопросам, осуществляются таможенными органами бесплатно.

Таким образом, таможенно - тарифное регулирование России основывается (помимо Закона РФ "О таможенном тарифе") на ТН ВЭД России и Таможенном тарифе Российской Федерации[76].

Общая структура Таможенного тарифа, в целом, представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид:

 

Код товара по ТН ВЭД России Наименование позиции Дополнительные единицы измерения Ставка таможенной пошлины

 

Для сравнения можно отметить, что Единый таможенный тариф Европейского Союза (ЕТТ ЕС) в табличном виде состоит из пяти колонок: в первой колонке приводится код товара, во второй — описание товара; третья и четвертая колонки содержат ставки таможенных пошлин автономные и договорные (конвенционные), пятая колонка — единицы измерения. Автономные пошлины — это пошлины, установленные ЕС в одностороннем порядке при формировании ЕТТ. При этом размеры ставок таможенных пошлин на конкретные товары определялись в зависимости от степени обработки сырья. Договорные пошлины взимаются с товаров, ввезенных из стран, которые являются участниками ВТО (Всемирная торговая организация) или с которыми ЕС заключил соглашения, содержащие оговорку о наибольшем благоприятствовании в тарифных вопросах[77].

Многоколонный также и таможенный тариф Японии. Ставки пошлин в нем сгруппированы в четырех столбцах: первый — общие (базовые) ставки пошлин, которые могут быть изменены в одностороннем порядке; второй — ставки, закрепленные ВТО (так называемые договорные, или конвенционные); третий — преференциальные; четвертый — временные ставки пошлин, вводимых на основании Закона о временных тарифных мерах[78].

Особенности расчета таможенной пошлины напрямую зависят от вида ее ставки. Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 4) предусмотрены 3 вида ставок[79]:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах. Следует отметить, что в Таможенном тарифе преобладают, в основном, адвалорные ставки, позволяющие детально учитывать при определении размера платежа стоимость перемещаемого товара. Однако расчет таможенной пошлины по адвалорной ставке порой оказывается весьма затруднительным, что объясняется наличием такого института, как "таможенная стоимость".

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации[80], и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Для этих целей могут применяться отдельные формуляры таможенных документов, именуемые декларацией таможенной стоимости (ДТС)[81].

ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, декларируемые с использованием грузовой таможенной декларации, за исключением случаев:

— ввоза товаров физическими лицами (для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

— ввоза товаров, заявляемая величина таможенной стоимости которых не порождает обязанности уплаты таможенных платежей (например, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 ст. 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей);

— если при таможенном оформлении одной из предыдущих партий товаров, поставленных по внешнеторговому договору, согласно которому ввозятся декларируемые товары, таможенным органом было принято решение о возможности применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в отношении всех товаров, поставляемых по этому договору, и не производятся дополнительные начисления к цене сделки и (или) вычеты из нее, а условия договора остаются неизменными.

Что же такое таможенная стоимость и в чем ее отличие от обычной (рыночной) стоимости товара?

История зарождения и формирования института таможенной стоимости имеет почти такие же хронологические этапы, как и гармонизированная система описания и кодирования товаров.

1950 год — Брюссельская конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (принята, в большей части, странами Западной Европы, более 70, стран).

1979 год — Соглашение о применении ст. 7 ГАТТ "Оценка товаров для таможенных целей" (при участии 99 стран), подписанное в рамках Токийского раунда многосторонних переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ (ВТО).

Так называемые "Брюссельская таможенная стоимость" и "ГАТТовская таможенная стоимость" между собой несколько различны и применяются самостоятельно (относительно независимо друг от друга)[82]. Что касается российской законодательной базы по таможенной стоимости, то она основана на указанном выше Соглашении по применению ст. 7 ГАТТ (ВТО).

Таможенная стоимость — институт, имеющий безусловно экономические характеристики и состоящий из таких элементов, как затраты и прибыль. Однако не все затраты в соответствии с законодательством могут быть включены в таможенную стоимость. Здесь важно подчеркнуть, прежде всего, о какой таможенной стоимости идет речь.

Элементы, входящие в структуру таможенной стоимости, могут быть различны, в зависимости от того, какая эта стоимость, ввозимых или вывозимых товаров. Кроме того, необходимость определения таможенной стоимости может возникнуть при изменении таможенного режима (см., например, пункт 2 ст. 214 ТК РФ, ст. 222 ТК РФ), а также в случае уплаты таможенных платежей в отношении незаконно перемещенных товаров или товаров, использованных на территории РФ в нарушение требований таможенных процедур (пункты 2, 3 ст. 327 ТК РФ).

Таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию РФ. В основе такой формулировки лежит главный метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров — "Метод по цене сделки с ввозимыми товарами". Однако ввиду того, что данный метод, хотя и основной, но не единственный, под "приобретением товаров" в контексте приведенного определения следует понимать довольно широкий перечень возможных вариантов получения прав на ввозимые товары (купля-продажа, обмен (бартер) и т. д.). Вместе с тем, и здесь не обойтись без особенностей и исключений. Так, например, если права на товар переходят в результате дарения или взаимозачетов (клиринг), то определить затраты по приобретению либо вообще невозможно, ввиду отсутствия таковых, либо представляется затруднительным, по причине неадекватной условности проведенного взаимозачета. В таких ситуациях за основу берется, как правило, рыночная стоимость товара, с учетом степени его износа.

Таким образом, таможенная стоимость ввозимых товаров может быть представлена по ее составляющим, а именно:

— затраты по приобретению;

— затраты по доставке приобретенных товаров до места ввоза на таможенную территорию РФ.

Затраты по приобретению, в свою очередь, могут включать:

а) комиссионные (по продаже) и брокерские услуги;

б) стоимость контейнеров, тары и упаковки (составляющих с товаром одно целое, в соответствии с ТН ВЭД);

в) стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем продавцу бесплатно либо по сниженным ценам;

г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

д) величину части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи и использования ввозимых (оцениваемых) товаров на территории РФ.

Следует отметить, что основу всех затрат, конечно, составляет контрактная стоимость товара. Все перечисленное должно быть включено в контрактную стоимость лишь в том случае, если эти расходы ранее туда не вошли. Кроме того, при наличии факторов, влияющих на установление реальной цены товара, например, взаимозависимость продавца и покупателя, таможенный орган вправе не принять такую стоимость и обратиться к контрактным (рыночным) ценам на идентичные (одинаковые во всех отношениях) или однородные (имеющие некоторые различия, например, по химическому составу, но коммерчески взаимозаменяемые и обладающие одинаковой репутацией на рынке) товары.

Вторую группу затрат составляют расходы по доставке приобретенных товаров до места ввоза на территорию РФ (транспортные расходы), которые включают в себя следующие показатели[83].

а) Стоимость транспортировки (фрахт). Стоимость транспортировки составляют расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения. При определении таможенной стоимости стоимость транспортировки от места ввоза на таможенную территорию РФ до места назначения может быть вычтена из цены сделки, если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути.

б) Расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров. Данные расходы могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров, если такая перегрузка, перевалка осуществлялась после ввоза на таможенную территорию РФ. При этом факт проведения таких операций и величина соответствующих расходов, а также их оплата продавцом должны быть документально подтверждены декларантом таможенному органу.

в) Страховые суммы. Страховая сумма (страховая премия) — сумма, уплаченная страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения. Причем стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки, поэтому расходы на страхование не подразделяются "до места ввоза" и "после места ввоза" и, соответственно, не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости.

Перечисленные затраты, так же как и предыдущие (затраты по приобретению), должны учитываться с целью доначисления только в том случае, если ранее не вошли в контрактную стоимость[84].

Подводя краткий итог рассмотрения таможенной стоимости ввозимых товаров, можно схематично изобразить ее структуру:

Таможенная стоимость ввозимых товаров

Контрактная (рыночная) цена товара

Возможные доначисления:

а) связанные с приобретением товаров;

б) по доставке товаров до места ввоза на таможенную территорию РФ[85].

Таможенная стоимость вывозимых товаров выглядит несколько иначе и, согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" определяется Правительством РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1461 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации"[86] таможенная стоимость определяется как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт, либо себестоимость идентичных или однородных товаров, включая затраты, связанные с их реализацией, и размер получаемой прибыли. В случае, если во внешнеторговом договоре отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара (например, с учетом биржевых котировок на соответствующую дату, по формуле расчета цены и т. п.) либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора окончательная цена товара определяется по результатам его приемки покупателем по количеству и качеству (т. е. на дату таможенного оформления цена сделки не известна), определение и заявление таможенной стоимости осуществляется исходя из представленных декларантом документов, подтверждающих и/или уточняющих заявленную им таможенную стоимость вывозимых товаров.

При отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывозимых товаров (например, безвозмездные и компенсационные поставки, поставки по договору аренды и т. п.), а также в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости стоимость вывозимого товара определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории РФ, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров[87].

Однако во всех случаях (определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров), если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (пункт 6 ст. 323 ТК РФ). Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей. При этом дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна.

Таможенная стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета:

— таможенной пошлины по адвалорной ставке;

— НДС и акциза, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

— для исчисления таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате физическими лицами по единым ставкам (ст. 282, 288 ТК РФ).

Таможенная стоимость вывозимых товаров служит налоговой базой для расчета экспортной таможенной пошлины по адвалорной ставке.

Следующий вид ставки таможенной пошлины называется специфической и устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро. Например, пиво безалкогольное — 0,6 евро за 1 л или зажигалки карманные газовые (не подлежащие повторной заправке) — 5 евро за 1000 шт.[88]

И еще один вид ставок таможенных пошлин, которые имеют название комбинированных, то есть включающих в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной — 20% там. стоим., но не менее 30 евро за 1 шт. — указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% там. стоим.) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Комбинированная ставка для спортивной обуви — 15% там. стоим, плюс 0,7 евро за 1 пару — также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

Так как в Таможенном тарифе преобладают ставки таможенных пошлин в процентах к таможенной стоимости товаров, то они и являются основными его характеристиками, на предмет сочетания протекционистского[89], фискального, а также внешнеполитического (выполнение условий вступления РФ в ВТО) подходов в таможенно - тарифной политике государства. В настоящее время в Таможенном тарифе выделяется четыре уровня адвалорных ставок, а именно, 5%, 10%, 15% и 20% к таможенной стоимости ввозимых товаров.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.

В соответствии с пунктом 2 ст. 29 ТК РФ правила определения страны происхождения товаров устанавливаются для целей:

применения тарифных преференций;

применения непреференциальных мер торговой политики (запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Тарифные преференции представляют собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров [90].

Данные преимущества выражаются в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а также в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Преференциальная система Российской Федерации охватывает следующие группы стран.

1. Развивающиеся страны [91] — пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.)- В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).

2. Наименее развитые страны среди развивающихся стран — пользователей национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.).

К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.

Перечень стран—пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057[92].

Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции"[93]. К числу такого рода товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

Данная система преференций Российской Федерации разработана в соответствии с Общей системой преференций.

Общая система преференций (ОСП) была создана решением Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКАД) в начале 70-х годов для стимулирования экспорта промышленных товаров из развивающихся государств. ОСП предусматривает предоставление индустриальными странами (донорами) таможенно-тарифных льгот в форме снижения или отмены ввозных пошлин на определенные товары, поставляемые государствами, отставшими в экономическом развитии (бенефициарами).

Льготы в рамках ОСП предоставляются на невзаимной основе, то есть не требуют встречных уступок от государства-бенефициара. Будучи добровольными, эти льготы предоставляются на основе индивидуальных схем преференций стран-доноров, где устанавливаются срок действия льгот, круг государств-получателей, перечень товаров, подпадающих под льготы, и порядок оформления прав на последние непосредственно поставщиками товаров. Правовой статус ОСП оставляет за странами-донорами свободу действий в отношении льгот и не препятствует их отмене или сокращению по собственному усмотрению.

Схема тарифных льгот Европейского Союза в рамках ОСП начала действовать одной из первых — с 1971 года, в США — с 1976 года, Канаде — с 1974 года[94].

Освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрены не только для товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из наименее развитых среди развивающихся стран. Например, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары[95].

В соответствии с пунктом 1 ст. 30 ТК РФ страной происхождения товара может быть как конкретная страна (регион или часть страны, например, свободная таможенная зона), так и группа стран или таможенные союзы стран.

Для того чтобы товар мог рассматриваться как происходящий из какой-либо страны, такой товар должен отвечать одному из следующих требований:

1. Полное производство товара в данной стране. Страной производства (изготовления, рождения, выращивания, добычи, промысла и др. действий) товара, согласно статье 31 ТК РФ, считается не только территория соответствующего государства, но и морские суда данной страны, осуществляющие добычу и переработку морских ресурсов, а также зарегистрированные в данной стране космические объекты (находящиеся в космическом пространстве), на которых получена продукция высоких технологий.

2. Достаточная переработка товара в данной стране. Общим правилом достаточной переработки является изменение классификационного кода товаров (в результате переработки или изготовления товаров) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

Однако данное правило будет определяющим при установлении страны происхождения товаров, если одновременно выполняются следующие условия:

— характер производственных или иных операций должен отвечать критериям достаточной переработки (пункт 3 ст. 32 ТК РФ дает исчерпывающий перечень операций, которые не отвечают критериям достаточной переработки, — обеспечение сохранности товаров, простые сборочные операции, смешивание товаров и др. операции);

— соблюдаются дополнительные критерии (в случае их установления) достаточной переработки, а именно, специальные требования к особенностям осуществления определенных производственных или технологических операций[96] и/или выполнение правил адвалорной (стоимостной) доли.

Например, по Соглашению о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций[97] (утверждено постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 479[98]) товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого развивающейся страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Правила фиксированной адвалорной доли можно встретить и в отдельных таможенных режимах (свободный склад и свободная таможенная зона), содержащих льготные условия таможенного налогообложения. Например, в соответствии с ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ст. 32 ТК РФ при установлении порядка применения критериев достаточной переработки и для целей предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки[99].

Следует также обратить внимание на ряд важных положений, касающихся применения национальных правил определения страны происхождения товаров. В соответствии с пунктом 2 ст. 35 ТК РФ и абзацем 2 пункта 1 ст. 36 ТК РФ, если в документах (декларации о происхождении товара или сертификате о происхождении товара), удостоверяющих страну происхождения товара, необходимые сведения основаны на критериях, отличных от тех, которые применяются в РФ, то страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, применяемыми в РФ.

Так как страна происхождения товаров влияет на применение тарифных преференций, то данный факт должен быть подтвержден в установленном ТК РФ порядке.

Статьями 34—36 ТК РФ предусмотрены несколько форм документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Такими документами являются:

декларация о происхождении товара;

сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара составляется в произвольной форме. Причем Кодекс позволяет в качестве такой декларации использовать коммерческие или иные документы, имеющие отношение к перемещаемым через таможенную границу товарам и содержащие заявление изготовителя (продавца или экспортера) товаров о стране их происхождения.

Сертификат о происхождении товара предоставляется только в случаях, определяемых Правительством РФ. Существуют несколько форм сертификатов. Сертификат происхождения товаров формы "А" предоставляется в отношении товаров, ввозимых из стран—пользователей системой преференций РФ (стран дальнего зарубежья), и сертификат формы "СТ-1" — в отношении товаров, происходящих из стран СНГ.

Вместе с тем, не всегда требуется подтверждать страну происхождения товаров. Например, в соответствии с пунктом 2 ст. 37 ТК РФ не требуется представления документа, подтверждающего страну происхождения товаров:

— в случаях заявления ввозимых в РФ товаров к таможенному режиму международного таможенного транзита или временного ввоза (с полным освобождением временно ввозимых товаров от уплаты таможенных платежей)[100], при отсутствии признаков, указывающих на страну, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзиту через территорию РФ;

— если общая таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров (отправленных одновременно, одним отправителем, одним способом и в адрес одного получателя) менее 20 000 рублей;

— товары перемещаются через таможенную- границу физическими лицами не для предпринимательской деятельности;

— в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ или законодательством РФ (например, при перемещении товаров дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций — глава 25 ТК РФ).

Кроме того, не требуется документального подтверждения страны происхождения товаров, если предоставление тарифных преференций не предусмотрено международными договорами РФ или законодательством РФ.

В случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление тарифных преференций, но документы, подтверждающие страну происхождения товаров, отсутствуют, подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (базовые ставки).

Использование режима наиболее благоприятствуемой нации для какой-либо страны проистекает из заключенного с ней двухстороннего торгового договора (соглашения). Перечень таких стран обобщен в документах ФТС[101] (США, Канада, Япония, Китай, страны Европейского Союза и др., всего 127 стран).

При обнаружении таможенными органами признаков того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, подлежат уплате таможенные пошлины (либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин) по базовым ставкам, увеличенным в два раза.

Однако даже если таможенная пошлина и была уплачена (либо по базовым ставкам, либо по базовым ставкам, увеличенным в два раза), возможен последующий возврат таможенными органами уплаченных сумм. Такой возврат возможен при одновременном соблюдении следующих условий:

— с момента принятия таможенным органом таможенной декларации не прошло одного года;

заинтересованным лицом подтверждается страна происхождения товара.

Данный возврат таможенной пошлины получил в соответствии с пунктом 3 ст. 38 ТК РФ название "восстановления преференциального режима" или соответственно "восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации".

Таким образом, обязанность заявления, подтверждения и доказывания страны происхождения товара лежит на декларанте.

При возникновении сложностей в определении страны происхождения товара можно обратиться к уполномоченному таможенному органу за принятием предварительного решения.

Со страной происхождения товара связаны еще несколько платежей, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако с таможенной пошлиной отождествлены быть не могут. Такими платежами являются особые виды пошлин.

Особые виды пошлин вводятся в целях защиты экономических интересов РФ и подразделяются на:

специальные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

компенсационные пошлины.

Правовыми основами применения особых видов пошлин являются Закон РФ "О таможенном тарифе", ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"[102].

Особые пошлины применяются сверх подлежащих уплате таможенных пошлин.

Специальные пошлины применяются в случае, если ввоз в РФ товаров осуществляется в таком количестве и на таких условиях, что причиняет существенный ущерб[103] отрасли российской экономики или угрожает его причинить.

Антидемпинговая пошлина применяется, если товар ввозится в РФ по экспортной цене ниже его нормальной стоимости[104], а также на основании доказанной причинно-следственной связи между таким ввозом и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения.

Антидемпинговые меры применяются в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта для всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с данным иностранным государством (союзом иностранных государств).

Компенсационная пошлина применяется при установлении факта ввоза в РФ какого-либо товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств). Помимо установления данного факта должна быть также доказана причинно-следственная связь между ввозом такого товара и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения.

В целях проверки и подтверждения фактов ввоза в РФ товаров в количествах и на условиях, создавших или создающих угрозу отрасли российской экономики либо демпингового ввоза или ввоза с использованием субсидий, применению особых пошлин, как правило, предшествует проведение расследования[105].

Порядок проведения расследования, а также федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его проведение, устанавливаются Правительством РФ[106]. Впоследствии данный орган по результатам расследования представляет в Правительство РФ предложения о необходимости введения особых пошлин.

В настоящее время в РФ уже имеется некоторая практика применения специальных (постановление Правительства РФ от 14 июля 2001 г. № 532 "О введении специальных пошлин на отдельные товары, происходящие из Венгерской Республики"[107]), антидемпинговых (постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 493 "О временных мерах по защите российских производителей оцинкованного проката"[108]) и компенсационных (постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. № 509 "О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций"[109]) пошлин.

В соответствии с пунктом 3 ст. 318 ТК РФ специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: