Выдача кокса из камер коксования

4.3.1 Выдача кокса из камер коксования – одна из ответственных операций на коксовых батареях, от четкого по времени и правильного исполнения которой зависят:

· соблюдение заданного периода коксования;

· сохранность огнеупорной кладки печей (обеспечение минимального времени нахождения камеры с открытыми дверями);

· поддержание оптимальной графитизации массива кладки;

· своевременное обнаружение нарушений загрузки, дефектов кладки и анкеража;

· газоплотность камер и сохранность анкеража, дверей;

· условия труда, степень загрязнения воздушной среды.

4.3.2 Процесс выдачи кокса из камер коксования состоит из следующих этапов последовательно выполняемых операций с использованием коксовыталкивателя, двересъемной машины и электровоза с тушильным (коксовозным) вагоном:

· подготовка камеры коксования к выдаче из нее кокса;

· выдача коксового «пирога»;

· подготовка камеры коксования к загрузке ее шихтой.

4.3.3 Подготовка камеры коксования к выдаче:

4.3.3.1 С машинной стороны машинист коксовыталкивателя:

· после планирования свежезагруженной печи перегоняет коксовыталкиватель к очередной, выписанной в наряде на выдачу, печи и совмещает ось двересъемной лебедки с осью камеры коксования;

· подает лебедку на печь, совмещая ключи отвинчивания с ригельными винтами (на коксовых батареях №№ 1–2, 3–4, 13–14), и берет дверь на захваты;

· убедившись визуально (или по радиотелефонной связи), что загрузочный вагон закончил подготовку этой печи к выдаче и съехал с нее, откручивает верхний и нижний ригельные винты (на коксовых батареях №№ 7, 8, 9 приводит в действие механизм выжима пружин затворов дверей, а затем механизм подъема ригелей), выводит ригели из зацепления с ригельными крюками и, убедившись, что дверь надежно взята на захваты, срывает ее лебедкой и отводит от печи до выхода футеровки из дверной рамы;

· вручную специальной чистилкой очищает верхнюю часть футеровки двери от кокса и нагара, тщательно очищает верхнюю часть дверной рамы;

· отводит лебедку с дверью в заднее крайнее положение и разворачивает для механизированной очистки двери, включает механизм чистки дверей;

· передвигает коксовыталкиватель до совмещения оси выталкивающей штанги с осью открытой камеры, заканчивает механизированную чистку двери и ждет команду машиниста электровоза тушильного (коксовозного) вагона о готовности принять кокс из данной печи.

4.3.3.2 С коксовой стороны машинист двересъемной машины:

· подгоняет машину к очередной на выдачу печи и за 4–5 минут до указанного в наряде времени совмещает ось двересъемной лебедки с осью камеры коксования;

· подает лебедку на печь, совмещая ключи отвинчивания с ригельными винтами (на коксовых батареях №№ 1–2, 3–4, 13–14), и берет дверь на захваты;

· убедившись по радиотелефонной связи, что загрузочный вагон закончил подготовку этой печи к выдаче и съехал с нее, откручивает верхний и нижний ригельные винты (на коксовых батареях №№ 7, 8, 9 приводит в действие механизм выжима пружин затворов дверей, а затем механизм подъема ригелей), выводит ригели из зацепления с ригельными крюками и, убедившись, что дверь надежно взята на захваты, срывает ее лебедкой и отводит от печи до выхода футеровки из дверной рамы;

· поднимается на верхнюю обслуживающую площадку машины и вручную специальной чистилкой очищает верхнюю часть футеровки двери от кокса и нагара, тщательно очищает верхнюю часть дверной рамы (эту операцию может выполнить дверевой);

· разворачивает дверь в положение для механизированной очистки двери и включает механизм чистки дверей;

· перемещает машину до совмещения оси коксонаправляющей корзины с осью открытой камеры и заводит корзину в раму печи;

· убедившись, что корзина заведена правильно (без перекоса и до конца), заканчивает механизированную чистку двери и ожидает подхода электровоза с тушильным (коксовозным) вагоном.

4.3.4 Выдача кокса из камеры коксования:

4.3.4.1 При подъезде электровоза машинист двересъемной машины через боковое окно (дверь) кабины со стороны коксонаправляющей корзины визуально контролирует и корректирует по радиотелефонной связи правильную установку тушильного (коксовозного) вагона под выдаваемую печь.

Убедившись, что вагон установлен правильно, машинист двересъемной машины дает машинисту электровоза тушильного (коксовозного) вагона (далее по тексту - машинист электровоза) команду на выдачу кокса и включает блокировку готовности к выдаче кокса.

4.3.4.2 Во время выдачи машинист двересъёмной машины следит за ходом коксового «пирога», при возникновении аварийной ситуации выключает блокировку для остановки выталкивающей штанги.

Дверевой в это время убирает рабочую площадку и уплотняет двери.

4.3.4.3 После выгрузки протушенного кокса из тушильного вагона на рампу (раскаленного кокса из коксовозного вагона в камеру тушения УСТК) машинист электровоза подгоняет вагон к очередной на выдачу печи и устанавливает его под коксонаправляющей корзиной двересъемной машины.

4.3.4.4 Получив подтверждение от машиниста двересъемной машины о готовности к выдаче кокса машинист электровоза по радиотелефону подает команду на выдачу машинисту коксовыталкивателя, называя номер батареи и номер печи, например: «Батарея №1. Выдаем печь №115». После получения подтверждения от машиниста коксовыталкивателя включает блокировку готовности к выдаче кокса.

4.3.4.5 Машинист коксовыталкивателя:

· получив команду на выдачу кокса от машиниста электровоза, голосом по радиотелефону подтверждает получение команды, назвав свою фамилию, номер батареи и выдаваемой печи: «Петров. Батарея №1. Выдаю печь №115»;

· убедившись, что машинистом электровоза включена блокировка, включает электропривод выталкивающей штанги, визуально контролируя правильность захода головки штанги в камеру, показания амперметра электропривода выталкивающей штанги при сдвиге и ходе коксового «пирога», остановку выталкивающей штанги в крайнем переднем положении;

· в момент сдвига коксового «пирога» передает голосом по радиотелефону машинисту электровоза: «Печь пошла»; в момент остановки выталкивающей штанги в крайнем переднем положении передает: «Печь вышла»; в случае преждевременной остановки выталкивающей штанги передает: «Печь встала»;

· после выхода выталкивающей штанги из печи в транспортное (исходное) положение фиксирует в наряде время выдачи и показания амперметра выталкивающей штанги при сдвиге и ходе коксового «пирога», визуально оценивает состояние (целостность) кладки и чистоту пода камер коксования.

Во время выдачи кокса дверевой убирает площадку и уплотняет двери.

4.3.5 Подготовка камеры коксования к загрузке:

4.3.5.1 Машинист коксовыталкивателя перемещает машину в сторону для удобства уборки просыпей кокса («концов»), вместе с дверевым забрасывает «концы» в камеру.

4.3.5.2 Дверевой вручную специальной чистилкой очищает порог дверной рамы и уплотняющую рамку двери в нижней части.

4.3.5.3 Машинист коксовыталкивателя по команде дверевого:

· перемещает машину до совмещения оси двересъемной лебедки с осью открытой камеры, подводит к дверной раме механизм чистки и производит чистку рамы;

· отводит лебедку от камеры, разворачивает ее дверью к камере и устанавливает дверь в раму;

· опускает дверь на захватах до захода ригелей в зацепление с ригельными крюками, закручивает верхний и нижний ригельные винты; закручивание верхнего и нижнего винтов производится одновременно с целью равномерного прилегания уплотняющей рамки двери к «зеркалу» рамы, чем достигается лучшая газоплотность; (на коксовых батареях №№ 7,8,9 устанавливает дверь в дверную раму, приводит в действие механизм выжима пружин затворов дверей, с помощью механизма подъема ригелей заводит ригели за ригельные крюки, снимает нагрузку с пружин затворов дверей и опускает захваты);

· отводит двересъемную лебедку в транспортное положение.

4.3.5.4 Машинист двересъёмной машины после окончания выдачи кокса из камеры:

· выводит коксонаправляющую корзину в транспортное положение и перемещает машину в сторону для удобства уборки «концов»;

· визуально оценивает состояние кладки, чистоту и состояние пода камеры коксования в месте примыкания его к порогу;

· вместе с дверевым забрасывает «концы» в камеру, зачищает порог дверной рамы и уплотняющую рамку двери в нижней части;

· перемещает машину до совмещения механизма чистки рам с осью камеры, подводит механизм и производит чистку дверной рамы;

· устанавливает дверь в раму, опускает дверь на захватах до захода ригелей в зацепление с ригельными крюками, закручивает верхний и нижний ригельные винты; закручивание верхнего и нижнего винтов производится одновременно с целью равномерного прилегания уплотняющей рамки двери к «зеркалу» рамы, чем достигается лучшая газоплотность; (на коксовых батареях №№ 7–8, 9 устанавливает дверь в дверную раму, приводит в действие механизм выжима пружин затворов дверей, с помощью механизма подъема ригелей заводит ригели за ригельные крюки, снимает нагрузку с пружин затворов дверей и опускает захваты);

· отводит лебедку в транспортное положение;

· уплотняет верх двери специальной пастой. Газование дверей не допускается;

· переезжает к очередной печи для подготовки ее к выдаче.

4.3.5.5 В случае загорания газа, выделяющегося через неплотности дверей, машинисты коксовых машин и дверевые принимают немедленные меры к его тушению.

4.3.6 Для планирования шихты в очередной (по графику) загружаемой камере коксования машинист коксовыталкивателя:

· перемещением машины совмещает ось планирной штанги с осью загружаемой печи;

· по команде машиниста загрузочного вагона или люкового при помощи механизмов открывает дверцу планирного лючка, опускает фартук подпланирного бункера (на коксовых батареях №№ 7, 8, 9) и производит планирование шихты возвратно-поступательными движениями планирной штанги.

4.3.7 Планирование шихты должно производиться после подачи планирной штанги в камеру автоматически, по заданной программе и обеспечивать свободный проход газа в стояки.

Длина, количество и очередность «длинных» и «коротких» ходов планирной штанги регламентируется установленным порядком загрузки камер шихтой, учитывающим как обеспечение оптимального количества загружаемой шихты, так и требования бездымности загрузки и сохранности кладки печей.

При выходе из строя автоматики машинист коксовыталкивателя управляет ходом планирной штанги в ручном режиме с помощью соответствующего контроллера.

Положение планирной штанги относительно свода печи должно регулироваться, конструкция и ролики планирной штанги должны обеспечивать провисание конца штанги при подаче ее на всю длину не более чем на 250 мм. Планирование шихты производится таким образом, чтобы носок штанги не совершал челночных движений под средним загрузочным люком.

Не допускается использование непроектных и деформированных планирных штанг, особенно с нарушением конфигурации «носка» планирной штанги.

4.3.8 После окончания планирования в автоматическом режиме или по команде машиниста загрузочного вагона (по радиотелефону) при работе без автоматики, машинист коксовыталкивателя выводит планирную штангу из печи в транспортное положение, закрывает дверцу планирного лючка, уплотняет ее и верх двери специальной пастой. Газование дверей не допускается.

4.3.9 Машинист коксовыталкивателя обязан точно записывать в наряде время выдачи и загрузки каждой печи, показания амперметра при сдвиге и ходе коксового «пирога», отмечать все нарушения: дефекты кладки, нарушения обогрева, излишние отложения графита, нарушения уровня загрузки печей.

4.3.10 Фактическое время выдачи кокса из печей регистрируется на диаграмме в диспетчерской батареи (импульс для отметки выдаваемой печи берется от привода выталкивающей штанги) и на технологическом сервере КХП.

4.3.11 При задержке выдачи кокса более чем на 10 минут необходимо на печи, подготовленной к выдаче кокса, установить двери, закрыть крышки стояков и подключить печь к газосборникам.

4.3.12 Профилактические ремонты дефектов кладки камер коксования осуществляются персоналом сервисных служб только во время обработки печей до выдачи и после выдачи кокса перед установкой дверей.

При текущем ремонте печи установка двери может быть задержана по требованию ремонтного персонала не более чем на 10 минут.

Крупные ремонты, требующие затраты времени до одного часа, следует проводить с использованием «плавающей» цикличной остановки, а более одного часа – с выводом печи из серии.

4.3.13 При внезапном отключении электроэнергии во время выдачи кокса и (или) планировании шихты необходимо:

4.3.13.1 Удалить из печи выталкивающую и (или) планирную штангу аварийным пневматическим приводом или ручной лебедкой.

4.3.13.2 Поднять на загрузочном вагоне телескопические уплотнения и закрыть загрузочные люки крышками.

4.3.13.3 Горящий кокс в тушильном (коксовозном) вагоне и коксонаправляющей корзине двересъемной машины тушить водой из магистрали либо вызвать для его тушения пожарную команду.

4.3.13.4 Проемы открытых камер по всей высоте оклеить листами асбестового (базальтового) картона.

4.3.14 При остановке выдачи кокса в пределах одного часа режим обогрева и режим газосборников не изменяются.

4.3.15 При простое выдачи более одного часа принимаются меры по корректировке температурного и гидравлического режимов обогрева в соответствии с ТИ-101-КХ-03 и режима газосборников согласно 4.7.

4.3.16 Выдача кокса из печей и загрузка их шихтой после длительного (более одного часа) простоя ведется на обороте, соответствующим фактическим температурам в контрольных вертикалах.

После длительных простоев допускается форсирование выдачи кокса без ухудшения качества обработки печей, но не более двух часов за оборот.

4.3.17 Для выполнения значительных капитальных ремонтов, продолжительность которых больше, чем время цикличной остановки (замена путей коксовых машин, ремонт обслуживающих площадок и др.), допускается по согласованию с производственной группой КХП, помимо цикличных, предусматривать плановые остановки выдачи кокса продолжительностью не более 8 часов с необходимой корректировкой температурного и гидравлического режимов обогрева в соответствии с технологическими инструкциями и регламентами.

4.3.18 В случае необходимости, при наличии значительных остатков кокса на поду камеры коксования после выдачи, под камеры «прогоняется» повторной подачей выталкивающей штанги в печь с укладкой метел на под камеры перед головкой штанги.

4.3.19 Готовые печи отключаются от газосборников не ранее чем за 20 минут до выдачи кокса.

4.3.20 При работе батарей на оборотах 20 часов и более отключение печей от одного из газосборников производится в соответствии с технологическими регламентами.

4.3.21 Не допускается избыточное отложение графита (слой более 50 мм, контролируется визуально) на стенах и сводах камер коксования, в газоотводящих люках, стояках и загрузочных люках.

4.3.22 Свежий графит удаляется при помощи устройства для обдувки сводов и люков, которое автоматически включает подачу сжатого воздуха через специальные сопла в верхней части головки выталкивающей штанги во время ее нахождения в печной камере в процессе выдачи кокса.

4.3.23 Графит из газовых люков и стояков удаляется при помощи специальных графиторезов, имеющихся на загрузочных вагонах, которые пропускаются через трубы стояков в процессе подготовки камеры к выдаче. Эта операция должна выполняться перед каждой выдачей кокса из печи.

4.3.24 Излишний графит со свода и верхней части стен камер удаляется установленными в специальные карманы в верхней части головки выталкивающей штанги съемными ножами – графиторезами, которые набираются из отдельных сменных зубьев толщиной не более 30 мм. Конструкция графиторезов должна исключить возможность нарушения кладки сводов камер.

Необходимость установки графиторезов, разновидность конфигурации, высоту подъема над верхней кромкой головки выталкивающей штанги и длину выступа резцов за ее боковую поверхность определяет старший мастер участка коксовых печей. Установка новых графиторезов должна производится только в дневное время под контролем старшего мастера с записью в соответствующем журнале.

4.3.25 Расчистка от графита загрузочных люков производится люковым вручную при помощи специальных чистилок только перед выдачей кокса из камеры коксования на закрепленном участке.

4.3.26 Ручное удаление графита со стен камер коксования с помощью специальных чистилок производится по указанию старшего мастера участка коксовых печей.

4.3.27 Коксовыталкиватели должны быть оборудованы:

4.3.27.1 Механизмами и устройствами:

· двересъемной лебедкой;

· выталкивающей штангой с устройствами для очистки пода камеры коксования от остатков кокса и для обдува сводов камер сжатым воздухом

· планирной штангой;

· ручными лебедками и (или) пневматическими приводами для аварийного удаления выталкивающей и планирной штанг;

· чистки дверных рам;

· чистки дверей;

· компрессором с воздухосборником;

· открывания и закрывания дверец планирных лючков;

· подъема фартука подпланирного бункера (на коксовых батареях №№ 7, 8, 9);

· открывания и закрывания затвора подпланирного бункера;

· регулирования нагрузок на основные пружины анкеража (на коксовых батареях №№ 7,8, 9).

4.3.27.2 Системой автоматического программного планирования шихты при загрузке камер коксования.

4.3.27.3 Системами блокировок:

· отключения всех механизмов при внезапном отключении электроэнергии и последующем ее включении («нулевой» блокировкой);

· блокировкой всех механизмов с ходом машины;

· блокировкой готовности коксовых машин к выдаче кокса;

· максимальной токовой защитой электродвигателя выталкивающей штанги. Значение максимальной нагрузки электродвигателя выталкивающей штанги при выдаче кокса для каждой коксовой батареи устанавливается сервисной электротехнической службой с учетом состояния кладки печей.

4.3.27.4 Амперметром, указывающим силу тока (нагрузку) на электропривод выталкивающей штанги при сдвиге и выдаче коксового пирога из печи.

4.3.27.5 Радиотелефонной связью с машинистами коксовых машин.

4.3.28 Двересъемные машины должны быть оборудованы:

4.3.28.1 Механизмами:

· двересъемной лебедкой;

· коксонаправляющей корзиной;

· чистки дверных рам;

· чистки дверей;

· подключения к системе беспылевой выдачи (на коксовой батарее № 9).

4.3.28.2 Системами блокировок:

· «нулевой» блокировкой;

· блокировкой всех механизмов с ходом машины;

· блокировкой готовности коксовых машин к выдаче кокса.

4.3.28.3 Выведенной в кабину машиниста световой сигнализацией рабочего и транспортного положения коксонаправляющей корзины.

4.3.28.4 Радиотелефонной связью с машинистами коксовых машин

4.3.29 Не допускается:

· производить выдачу неготового кокса;

· оставлять пустую печь с открытой дверью более 5 минут после ее обработки (забрасывания «концов», ручной зачистки порога, механизированной очистки и ручной доочистки двери и дверной рамы); время на обработку печей устанавливается технологическими регламентами работы коксовых батарей;

· предварительно отвинчивать ригели или освобождать на них пружины и снимать двери ранее, чем за 5 минут до выдачи кокса;

· работать механизмами с неисправными тормозами, путевыми и концевыми выключателями и блокировками;

· выдавать кокс из печи рядом с пустой печью;

· продолжать выдачу при наличии на батарее двух пустых печей, за исключением работы батарей по специально утвержденному регламенту в условиях повышенной графитизации;

· выдавать кокс деформированной или неисправной выталкивающей штангой;

· забрасывать в печь более 50 кг (определяется визуально) обвалившегося при снятии двери кокса;

· забрасывать «концы» в камеры коксования в случае тугого хода коксового пирога или после выдачи «забурившегося» кокса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: