Постклассическая философия 19- 20 веков

1. Позитивизм и неопозитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Р.Карнап)

2.Иррационалистическая традиция в философии 19 века (Шопенгауэр, Ницше)

Перечень вопросов и заданий для творческого осмысления

Проблемы

1. Каковы основные характеристики философской мыс­ли на Западе в XIX—XX вв.?

2. Какие направления, развивающиеся в современной за­падной философии, вы могли бы назвать?

3. Для какого направления в философии Запада характерно противопоставление науке философии?

4. Что, по мнению позитивистов и неопозитивистов, является задачей философии?

5. Кого из представителей неопозитивизма вы могли бы назвать?

6. Каков основной принцип прагматизма?

7. Раскройте значение слов «прагматизм» и «экзистенци­ализм».

8. Назовите известных представителей прагматизма.

9. В чем состоит неопозитивистский принцип верифика­ции?

 

10. В чем особенность трактовки этических принципов в прагматизме?

11. Чье учение лежит в основе неотомизма?

12. Что является важнейшим принципом в учении неотомизма?

13. Каковы роль и влияние средневекового теоцентризма на принципы неотомизма?

14. Какова характерная особенность онтологии неотомизма?

15. Напишите категории, которые выражают основные«лики» божественного бытия, признанные неотомизмом?

16. Для какого направления характерно отождествление сущности Бога и его существования, аналогия Бога и бытия?

17. Коротко охарактеризуйте гносеологию неотомизма.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года / А.С. Богомолов. – М. 1969.

2. Белобратов А.В. Этика и поэтика романа Элиаса Канетти «Ослепление» в контексте идей и форм времени / А.В. Белобратов. – Вопросы философии. 2007. № 3.

3. Варакина Г.В. Русский миф о Ф. Ницше начала ХХ века / Г.В. Варакина. – Вопросы философии. 2007. № 6.

4.Визгин В.П. Хайдеггер и Марсель / В.П. Визгин. – Вопросы философии. 2007. № 8.

5.Гуссерль Э Логические исследования; Картезианские размышления; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология; Кризис европейского человечесва и философии; Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. -743 с.

6. Грюнбаум А. Критика психоанализа / А. Грюнбаум. – Вопросы философии. 2007. № 3.

7. Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века Учеб. Пособ / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: Проспект, 1998. – 431 с.

8. Камю А. Бунтующий человек. / А. Камю. - М. 1990.

9. Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия /. Т.А. Кузьмина. – Вопросы философии. 2007. № 8.

10. Козловский Б.Ю. Философия экзистенциализма в Современной Японии Критический очерк / Ю.Б. Козловский. – М. Наука, 197. – 183 с.

11. Кассирер Э. Философия символических форм (В 3 т.) / Э. Кассирер. – М.; СПб,: Университетская книга, 2002.

12. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов / Ф. Ницше и др. – М. 1990.

13. Ортега–и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. /.Х. Ортега–и-Гассет. – М.: Искусство, 1991. -586 с.

14.Современная западная философия: Словарь / В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

15. Хрестоматия по истории философии. Западная философия. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века. На пороге ХХ1 века: Учеб. пособие для студентов Вузов / Московский пед. гос. Ун-т; Кафедра философии. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 528 с.

16. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М. 1993.

17. Юнг К. Архетип и символ / К. Юнг. – М. 1991.

Тема 11.

Постклассическая философия 19- 20 веков.

 

1. Экзистенциальная философия (Гуссерль, Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю).

2. Психоанализ и неофрейдизм (З. Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм)

Перечень вопросов и заданий для творческого осмысления

Проблемы

 

1. Для какого направления характерно отождествление сущности Бога и его существования, аналогия Бога и бытия?

2. Коротко охарактеризуйте гносеологию неотомизма.

3. Назовите известных представителей неотомизма.

4. В чем состоит особенность неотомистской антропологии?

5. Назовите известных представителей религиозного и атеистического экзистенциализма.

6. В чем сущность понятия «экзистенция»?

7. Каковы характерные особенности философии экзистенциализма?

8. Какая философская система понимает существование как стремление к потустороннему?

9. В философии каких представителей экзистенциализ­ма остро ощущается трагичность бытия?

10. Назовите известный труд О. Шпенглера, в котором он именно в России видел «новый мир», который придет на смену умирающему миру на Западе?

11. Чем, на ваш взгляд, учение 3. Фрейда оказалось инте­ресным для философов?

12. Кто из западно-европейских философов понимал личность как Бога и чудовище, пророка и глупца, героя и злодея, воина и беглеца, гуманиста и убийцу одновременно?

13. Кто из экзистенциалистов высказал следующий тезис: «Взгляд на человеческую историю ведет нас к тайне нашего человеческого бытия»?

14. Что К. Ясперс считает основополагающим фактором объединения людей?

15. Кто из представителей экзистенциализма середины XX в. поставил вопрос о «враждебном отношении» техники к человеку?

16. Кому из экзистенциалистов принадлежит идея о том, что «абсурд — это ясный разум, констатирующий свои пре­делы»?

 

Тема12.

Русская философия

1. Русская философия ХI – ХYIII веков.

2. Западничество и славянофильство 30-50 –х годов XIX века. Учение П.Я. Чаадаева.

3. Ф.М. Достоевский о невозможности счастья без свободы. Л.Н. Толстой о неучастии во зле.

4. Философия всеединства В.С. Соловьева.

5. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева.

 

 

Перечень вопросов и заданий для творческого осмысления проблемы:

1. Как вы думаете, почему самостоятельная философия возникла в России лишь в XIX веке?

2. Каковы основные особенности русской философии?

3. В России функции философов часто брали на себя писатели и пу­блицисты. Попытайтесь привести примеры зарубежных прозаиков, поэ­тов, драматургов, чьи произведения в художественной форме выразили те или иные философские идеи.

4. Сравните судьбу П. Я. Чаадаева и его литературного «двойника» Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

5. В чем взгляды Чаадаева сходны с позицией западников, а в чем — с позицией славянофилов?

6. Как Чаадаев отвечал на упреки в непатриотичности? Подумайте, чем истинная любовь к Родине отличается от «казенного» патриотизма.

7. По мнению исследователя русской философии С. А. Левицкого, «Чаадаеву открылась какая-то страшная правда о России — темная правда, от которой нельзя просто отмахнуться». Как вы думаете, о какой прав­де идет речь? Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свою позицию.

8. В чем славянофилы видели своеобразие и самобытность русской культуры?

9. Приходилось ли вам слышать о современных продолжателях за­падников и славянофилов? Если да, то сравните их с их предшественника­ми — западниками и славянофилами середины XIX века.

10. Как и почему оценивали фигуру и деятельность Петра I славянофи­лы и западники?

11. Подумайте, за что западники ценили западное общество и за что его же критиковали славянофилы?

12. Обращаясь к западникам, А. И. Герцен писал: «Европа нам нужна как идеал, как упрек, как благой пример; если она не такая — ее надо вы­думать». Как вы понимаете это высказывание? Актуально ли оно в наши дни?

13. Л. Н. Толстой считал, что «добро не имеет ничего общего с красотой», а Ф. М. Достоевский полагал, что «красота спасет мир» и, вместе с тем, что «красота — это страшная и ужасная вещь... тут берега сходятся, гут все противоречия вместе живут». Какая из этих позиций вам ближе и почему?

14. Л. Н. Толстой полагал, что все люди хотя и обманывают себя, но в глубине души знают, как надо жить — любя друг друга, — и что насильственные пути никогда не могут привести ни к чему хорошему. Как вы думаете, является ли такая позиция Толстого верной и действенной или это несбыточная мечта?

15. Разделяете ли вы отношение Льва Толстого к государству, армии, частной собственности, смертной казни? Обоснуйте свою позицию.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2т. Т.! / Н.А. Бердяев. – М.: Искусство; ИЧП «Лига», 1994. – 542 с.

2. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. – Вопросы философии. 1990. №1,2.

3. Венцлер Л. Понятие «смысл жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание / Л. Венцлер. – Вопросы философии. «2007. № 11.

4. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. -468 с.

5. В.В. Зеньковский История русской философии в 2-х т. Т.1,2 / Зеньковский В. В. – Ростов–на-Дону: Феникс, 1999. – 544 с.

6. Лосский Н.О. История русской философии / Лосский Н.О. – М.: Высшая школа. 1991. – 559 с.

7. Мареева Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова / Е.В. Мареева. – Вопросы философии. 2007. № 3.

8. Межуев В.М. О национальной идее / В.М. Межуев. _ Вопросы философии.1997. № 12.

9. Плютто П.А. Иллюзия аутентичного мифа: революция и литература / П.А. Плютто. _ Вопросы философии. 2007. № 12.

10. Русская философия конец XIX- нач. XX века: Антология: Учебное пособие / Вступ. Ст. А. Ермичева. – СПб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1993. – 590 с.

11. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х томах / В.С. Соловьев. – М. 1988.

12. Хрестоматия по истории философии. Русская философия: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Московский пед. гос. ун-т; Кафедра философии. – М.: Владос, 1997. – 672 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: