Педагогическая деят-ть и ее характеристика

Возникновение и развитие педагогической профессии.(1 Вопрос)

  1. возникновение пед. профессии.
  2. соц. функции образования и школы.
  3. основные виды пед деятельности. Своеобразие пед деят-ти.
  4. гуманистическая природа пед деят-ти.

Вопрос 1)

Профессия педагога считается вечной, т.к. с момента своего возникновения чел-к испытывал потребность учить и учиться, т.е. передавать социально значимые знания и умения от старшего поколения к младшему. Пед деят-ть возникает приблизительно 35 – 40 тыс. лет назад параллельно с выделением семьи как ячейки общества. Первыми «воспитателями» были наиболее дряхлые старые, раненные члены племени, которые не могли участвовать в процессе добывания пищи. В последствие передачей трудовых навыков начинают заниматься люди наиболее умелые рассказывать, показывать, объяснять. Педагогика как наука говорит о выделении воспитания как вида деят-ти с момента, когда образованием молодежи начинают занимать спец. люди, наиболее умелые в процессах рассказа, объяснения и т.д., которые не участвуют в других видах деят-ти, т.е. воспитание становится их основной обязанностью. Воспитание у древних людей связано с передачей трудовых навыков, оно носит общественный характер. С возникновением классового разделения появляются различия в воспитании бедных и богатых. Традиционно различается воспитание мальчиков и девочек. Само слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Само слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте – педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIII в.в.

Русское слово «учитель» первоначально связано с ремеслом. Учитель учил подмастерьев. Самые первые школы как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Эти школы назывались эддубы или «дома табличек». Эти школы имели строго иерархическое строение. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его – держатель хлыста (поддержание дисциплины). В такой школе могли обучаться до 3-х групп учеников. Обучение ведут 3-5 учителей и до 10 помощников учителя. В шумерском гос-ве существовала клинопись. Помощники учителя делали глиняные таблички для обучения. В школах учились не только читать и писать, но и изучали ботанику, астрономию, геометрию, а также сборники математических задач с ответами, делали книги, связывая несколько глиняных табличек. В начале дня – устный урок, затем письменный урок, потом перерыв и еще раз устный и письменный уроки. Если опоздал, то держатель хлыста долго и больно бил.

Еще один пример раннего обучения – древнеиндийская модель индивидуального обучения у мудреца гуру. Такую форму обучения позволяли себе достаточно обеспеченные люди. На 7 году ребенка отдавали гуру, которые жили в монастыре или отшельниками. Ребенок отдавался на 12, 24, 36, 48 лет или до смерти гуру. Основная задача ребенка - повторить собою учителя. У гуру могло быть до 12 учеников. Когда ученик считал возможным высказать свое мнение и гуру давал ему слово, то его обучение считалось законченным. Иная система образования в Китае. Индивидуальная система обучения. Учитель, передавая знания ребенку, старается сформировать у ребенка личную позицию, а не учителя. Китайский ученик не имеет авторитета, у него безграничный простор самосовершенствования. Главное – создание возможности для максимального саморазвития личности. Древнекит. и древнеинд. обучение объединяет то, что процесс обучения основывается на логическом мышлении (рассуждении). Часто информация предоставляется в словесной форме и требуется просто повторить ее (это свойственно для всех ранних школ).

На Руси основной задачей воспитания является передача проф. умений до XVIII в. – учеба ради того, чтобы качественно делать, хотя идеал образованности привлекателен, и в произведениях устного народного творчества образованный человек считается хорошим. Ранние формы обучения дает нам прообраз и современного экзамена. Своими корнями он уходит в древний обряд инициации – посвящение во взрослых. В Др. Китае перед выпуском – спор с мудрецом, в Спарте – поймать 7 рабов, у древних людей - убить косулю.

В конце XVI века впервые в общеевропейской капитулярии наук (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку – педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»

2.

Социальными функциями называются те функции школы и образования, которые характеризуют их общегосударственную значимость. Выделяются следующие соц. функции образования:

1) профессионально-экономическая – школа готовит выпускника с набором свойств и качеств, характерных для уровня развития данного общества;

2) социально-политическая – характеризует отношение выпускника к политическим процессам данного общества, возможности его вливания в политич. систему гос-ва;

3) культурная – школа формирует основы культуры конкретной личности. Человек определяется не умением выполнять определенные проф. функции, а его отношением, чувствами, качествами.

Отличительные особенности педагогической деятельности:

Ø гуманистическая направленность деят-ти учителя

Ø коллективный характер деят-ти учителя

Ø человековедческий характер профессии

Ø творческий характер пед. профессии

Пед. профессия реализует следующие задачи:

v учитель – посредник между обществом и конкретной личностью

v учительская профессия – это профессия, устремленная в будущее (работает на завтра). Результат деят-ти учителя отодвинут во времени.

v Учитель руководит развитием личности. Огромная ответственность за слово или дело.

Вопрос 2)

В пед. деят-ти педагог выступает в 3 ролях:

· Как учитель, организует и управляет познавательной деят-тью учащихся. Учитель реализуется на уроках.

· Как воспитатель, педагог организует процесс формирования личностных качеств и характеристик ученика. Чаще всего реализуется во внеклассной деят-ти, но и на уроках возможно.

· Как руководитель, управляющий, педагог выполняет какие-то административные функции.

Исходя из этого пед. деят-ть на практике реализует 3 основные функции – обучающая, воспитательная управленческая, которые зачастую в реальном пед. процессе неразделимы.

(3 вопрос Структура пед. деятельности)

За педагогической профессией традиционно закрепились 2 функции:

1) адаптивная, которая означает деят-ть педагогов по приспособлению вхождения личности в социум – окружающий мир и систему отношений. Личностная адаптация может происходить путем собственного приспособления или путем изменения (обогащение или обнищание) ценностных установок данного социума.

2) Гуманистическая функция. В наиболее общем виде реализация этой функции подразумевает развитие человеческого в человеке.

Кроме того, для пед. деят-ти важно формирование субъектно-объектного равенства в пед. процессе. Традиционно объектом пед. деят-ти считается ребенок. Субъектом, тем, кто осуществляет воздействие, является педагог. Взаимоотношения должны быть равны.

Педагогическая деят-ть и ее характеристика.

1.пед. профессия и пед. деят-ть.

2.структура пед. деят-ти.

3.искусство воспитания и пед. талант (самостоятельно).

4.пед. мышление.

5.особенности пед. деят-ти в условиях сельской школы.

Вопрос 5)

Смысл пед. профессии проявляется в деят-ти, которую осуществляют ее представители и которую в связи с этим называют педагогической. Пед. деят-ть – это соц. деят-ть и направлена на передачу соц. значимого опыта от одного поколения к другому. Пед. деят-ть как понятие употребляется в двух смыслах: 1) пед. - т.е. организаторская, ее реализуют все люди-организаторы (начальники фирм, предприятий, родители и т.п.). В этом смысле пед. деят-ть осуществляют не профессионалы-педагоги. 2) пед. деят-ть, как профессиональная, осуществляется всегда проф. педагогами по отношению к объекту воспитания.

Вопрос 4)(вопрос 27)

Пед. деят-ть имеет свою структуру. Системообразующим компонентом пед. деят-ти является цель. Цель педагогики рассматривается как идеальное предвоспитание желаемого результата. Цель чаще всего абстрактна и имеет краткую формулировку. Целевой компонент находит свою реализацию и толкование в содержании деят-ти. Содержание деят-ти – это сумма или объем той информации и действий, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели. Специфической особенностью пед. деят-ти является то, что она – всегда взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – это тот, кто осуществляет пед. деят-ть, а объект – тот, на кого направлено воздействие. В пед. деят-ти субъект и объект могут меняться местами. Педагог и ученик свое взаимодействие осуществляют в процессе различных видов деят-ти. Чаще всего это взаимодействие учителя с учеником или воспитателя с воспитанником. Воспитатель или учитель в процессе взаимодействия передает информацию, используя свой набор методов, средств и форм воздействия. Метод – это способ педагогически целесообразного взаимодействия педагога с воспитанником (словесные, практические). Средства это предмет материального мира или ситуация преднамеренно включаемые педагогом в пед. процесс. Формы пед. деят-ти – это варианты композиционного построения взаимодействия (индивид, коллектив, массовые формы). В пед. деят-ти ученика есть один главный компонент – мотив (хочу, потому что… не хочу, хочу получить 5, потому что доплатят деньги).

Пед. деят-ть

Цель

Содержание

Субъект Объект

Деят-ть воспитателя (учителя) Деят-ть воспитанника (ученика)

Методы, средства, формы Методы, средства, формы

Результат

аналитический диагностический

 

Возникает еще один компонент – аналитический. Он позволяет отследить цели пед. деят-ти. В случае если результат не совпадает с поставленной целью, то начинается новый этап пед. деят-ти. Педагог может оценивать, на сколько результат не совпадает с целью - диагностическая деят-ть. Т.о. пед. деят-ть (структура) составляют следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельский, аналитический, диагностический, результативный.

Исходя из предложенной структуры, пед. деят-ть имеет свои некоторые спец. особенности:

1) пед. деят-ть всегда целенаправленна

2) пед. деят-ть всегда гуманна (направлено на благо другого человека)

3) пед. деят-ть – это всегда метадеят-ть – деят-ть по организации других видов деят-ти

4) педагог в своем арсенале имеет большой набор средств, форм и методов воздействия, которые может комбинировать в зависимости от ситуации

5) пед. деят-ть состоит из стереотипного (повторяющегося из урока в урок) и импровизационного

6) результат пед. деят-ти отодвинут во времени. Педагог его не видит.

В связи со структурой пед. деят-ти выделяются функции пед. деят-ти или подвиды, составные части. По классификации Щербакова пед. деят-ть имеет следующие функции:

q конструктивная – умение педагога отбирать, планировать конкретный материал для конкретной аудитории

q организаторская – выполнение системы действий на вовлечение учеников в какую-то деят-ть

q коммуникативная – пед. деят-ть всегда реализуется в общении, основной инструмент – слово

q информационная – педагог выступает одним из основных источников информации для слушателей

q развивающая – любое пед. воздействие должно содействовать развитию личности (зона актуального и ближайшего развития)

q мобилизационная – напрямую связана с развивающей. Педагог суммирует всю вашу познавательную активность, чтобы достичь результата

q исследовательская – в процессе обучения можно сильно заинтересоваться какой-либо темой, которая будет направлять вашу деятельность

Вопрос)

Пед. профессия формирует соответствующий тип мышления, в центре которого должна быть поставлена забота о развитии другого человека. Структуру пед. мышления составляют: 1) пед. взгляды (отношение человека к каким-то пед. проблемам), 2) пед. оценки (выводы о том, что…). В структуре оценки большое значение имеют чувства (нравственные, эстетические), которые вызывают то или иное пед. явление. 3) Пед. убеждения – это факты, высказывания, теории, которые совпадают с идеальными, не вызывают сомнения и входят в неизменную структуру личности. Формирование пед. мышления связывается с решением личностью следующих задач:

· формирование логического мышления

· овладение проф. умениями и навыками, что возможно только при глубокой теоретической подготовке

· способность переносить теории в конкретные практические ситуации

· формирование умения видеть процесс в динамике

· умение анализа деятельности

· развитие коммуникативных умений

· развитие исследовательских навыков по специальности

5.

По своим целям и содержанию пед. деят-ть в сельской школе не отличается от аналогичной городской, а по всем остальным компонентам имеет свои отличия. Интерес и специфика сельской школы объясняется тем, что в сельской местности расположены около 72% школ Р.Ф., в которых обучаются около 40% учащихся и работают 42% всех учителей России. Существующие различия условия жизни и труда в сельской местности определяют специфические особенности деятельности сельских школ. Основную особенность составляют близость к природе и с/х окружение, которое играет полож и отриц роль. Положительная роль – непосредственные примеры можно брать непосредственно рядом (биология). Отрицательная роль – наличие некоторого отставания в соц-экон и духовных условиях развития села, недостаток и неравномерное распределение культурных благ. Сельская школа специфична сама по себе: мало комплектная (отсутствие к-л класса) и малочисленная. Малочисленность спасла школу от последствий демократического спада. Еще один фактор: специфика сельской семьи. Чаще всего в сельской семье живут много поколений (живут с бабушками и дедушками). В связи с этим усиленный контроль в семье, и сельская семья более консервативна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: