1. методология пед. науки и ее уровни.
2. пед. исследование и его методы.
3. методологическая культура преподавателя.
Вопрос19)
Методология – это вопросы, которые определяют базу того, что изучают. Человек характеризуется наличием методологии. Методология в педагогике – это позиция в отношении рассмотрения личности, ее место в социуме и ее развитие. Методология в педагогике рассматривается как учение о принципах и методах познания и преобразования пед. действительности. Всякое методологическое знание осуществляет регулирующие функции деят-ти. Методология в педагогике рассматривается на следующих уровнях:
1) общенаучный философский – выделяются наиболее общие положения философских теорий, значимые для сегодняшней практической деят-ти. Каждая философская теория имеет соответствующую теорию образования.
2) Общенаучный или частноисследовательский – определяется проявление всех пед. закономерностей и теорий с позиции системного подхода. Окружающий мир системен. Образование является самостоятельной системой, а с другой стороны является частью других систем. Каждая система имеет свою структуру и следующие специфические характеристики: а) все части системы служат общей цели, б) изменение одного параметра системы влечет за собой изменение остальных, в) любая система – это элемент системы более высокого порядка, г) свойство целого – быть больше частей.
3) Частнонаучный – характеризуется функционированием специфических для педагогики принципов:
§ Личностный подход – личность является субъектом и объектом пед. деят-ти и цпп. Личность является критерием деят-ти, целью ее результатом.
§ Деятельный подход – предполагает рассмотрение всех процессов с позиции деят-ти.
§ Целостный подход – по своей структуре явление целостное, т.к. является совокупностью процесса обучения и процесса воспитания, я также целостную личность возможно формировать только в результате целостного на нее влияния
§ Диалоговый подход – характеризуется тем, что процесс образования реализуется в процессе диалога или полилога, но не монолога.
§ Культурологический подход – предполагает рассмотрение всех процессов образования с позиции культуры.
§ Антропологический подход – предполагает системное использование данных всех наук о человеке в педагогике.
4) технологический уровень – предполагает разработку конкретных форм работы, методик и методов воздействия на личность и группу.
Вопрос 20)
Пед. исследование предполагает наличие следующих параметров: цель, задачи, гипотезы, защищаемые положения. Исследование идет по следующим этапам: 1) эмпирический (накопление опыта), 2) гипотетический (гипотеза), 3) экспериментальный, 4) теоретический, 5) прогностический. Пед. исследования включают в себя следующие логические звенья: обоснование актуальности выбора темы --- формулировка темы --- проблемность и объективность предмета и задач исследования --- определение базы и методов исследования --- изучение теории и истории вопроса --- анализ базовых понятий --- изучение опыта решения данной проблемы --- выдвижение гипотезы --- проведение опытно-экспериментальной работы --- обобщение экспериментальных данных --- формулировка теоретического обоснования --- оформление работы.
Выделяют методы пед. исследования, которые рассматриваются как способы изучения пед. явлений и получения научной информации о них. Методы пед. исследований подразделяются на 4 основные группы:
I. эмпирические методы (опытные): наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, изучение документации, изучение графических, творческих и других работ школьника, метод независимых характеристик.
II. Теоретические методы: теоретический анализ, моделирование, индуктивные и дедуктивные методы, аннотирование, цитирование, реферирование, конспектирование.
III. Математические методы: регистрация, метод ранжирования (по рангу), шкалирование, статистические методы.
IV. Экспериментальные методы: контрольный, преобразующий, констатирующий, лабораторный и другие.
Вопрос 21)
Позиция учителя или преподавателя в пед. процессе определяется его методологической культурой. Методологическая культура – это целостное многокомпонентное образование, включающая в себя убеждения педагога (его жизненную и профессиональную философию), понимание и осознание себя и роли своей деят-ти в конкретной ситуации. Методологическая культура предполагает:
А) понимание принципов педагогики.
Б) осмысление содержания и опыта преподаваемой науки, ее актуальных проблем, место в системе наук и формирование мышления и деловых способностей.
В) умение превратить опыт и содержание науки в достояние личности, в фактор ее развития.
Г) владение методом активизации и развития познавательной ценности своей деят-ти.
Методологическая культура включает в себя следующие компоненты:
1) мотивационный (хочу обладать этой культурой)
2) интеллектуальный (что я знаю)
3) эмоционально- оценочный (зачем знаю)
4) деятельно-практический.