Методология и методы педагогического исследования

1. методология пед. науки и ее уровни.

2. пед. исследование и его методы.

3. методологическая культура преподавателя.

Вопрос19)

Методология – это вопросы, которые определяют базу того, что изучают. Человек характеризуется наличием методологии. Методология в педагогике – это позиция в отношении рассмотрения личности, ее место в социуме и ее развитие. Методология в педагогике рассматривается как учение о принципах и методах познания и преобразования пед. действительности. Всякое методологическое знание осуществляет регулирующие функции деят-ти. Методология в педагогике рассматривается на следующих уровнях:

1) общенаучный философский – выделяются наиболее общие положения философских теорий, значимые для сегодняшней практической деят-ти. Каждая философская теория имеет соответствующую теорию образования.

2) Общенаучный или частноисследовательский – определяется проявление всех пед. закономерностей и теорий с позиции системного подхода. Окружающий мир системен. Образование является самостоятельной системой, а с другой стороны является частью других систем. Каждая система имеет свою структуру и следующие специфические характеристики: а) все части системы служат общей цели, б) изменение одного параметра системы влечет за собой изменение остальных, в) любая система – это элемент системы более высокого порядка, г) свойство целого – быть больше частей.

3) Частнонаучный – характеризуется функционированием специфических для педагогики принципов:

§ Личностный подход – личность является субъектом и объектом пед. деят-ти и цпп. Личность является критерием деят-ти, целью ее результатом.

§ Деятельный подход – предполагает рассмотрение всех процессов с позиции деят-ти.

§ Целостный подход – по своей структуре явление целостное, т.к. является совокупностью процесса обучения и процесса воспитания, я также целостную личность возможно формировать только в результате целостного на нее влияния

§ Диалоговый подход – характеризуется тем, что процесс образования реализуется в процессе диалога или полилога, но не монолога.

§ Культурологический подход – предполагает рассмотрение всех процессов образования с позиции культуры.

§ Антропологический подход – предполагает системное использование данных всех наук о человеке в педагогике.

4) технологический уровень – предполагает разработку конкретных форм работы, методик и методов воздействия на личность и группу.

Вопрос 20)

Пед. исследование предполагает наличие следующих параметров: цель, задачи, гипотезы, защищаемые положения. Исследование идет по следующим этапам: 1) эмпирический (накопление опыта), 2) гипотетический (гипотеза), 3) экспериментальный, 4) теоретический, 5) прогностический. Пед. исследования включают в себя следующие логические звенья: обоснование актуальности выбора темы --- формулировка темы --- проблемность и объективность предмета и задач исследования --- определение базы и методов исследования --- изучение теории и истории вопроса --- анализ базовых понятий --- изучение опыта решения данной проблемы --- выдвижение гипотезы --- проведение опытно-экспериментальной работы --- обобщение экспериментальных данных --- формулировка теоретического обоснования --- оформление работы.

Выделяют методы пед. исследования, которые рассматриваются как способы изучения пед. явлений и получения научной информации о них. Методы пед. исследований подразделяются на 4 основные группы:

I. эмпирические методы (опытные): наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, изучение документации, изучение графических, творческих и других работ школьника, метод независимых характеристик.

II. Теоретические методы: теоретический анализ, моделирование, индуктивные и дедуктивные методы, аннотирование, цитирование, реферирование, конспектирование.

III. Математические методы: регистрация, метод ранжирования (по рангу), шкалирование, статистические методы.

IV. Экспериментальные методы: контрольный, преобразующий, констатирующий, лабораторный и другие.

Вопрос 21)

Позиция учителя или преподавателя в пед. процессе определяется его методологической культурой. Методологическая культура – это целостное многокомпонентное образование, включающая в себя убеждения педагога (его жизненную и профессиональную философию), понимание и осознание себя и роли своей деят-ти в конкретной ситуации. Методологическая культура предполагает:

А) понимание принципов педагогики.

Б) осмысление содержания и опыта преподаваемой науки, ее актуальных проблем, место в системе наук и формирование мышления и деловых способностей.

В) умение превратить опыт и содержание науки в достояние личности, в фактор ее развития.

Г) владение методом активизации и развития познавательной ценности своей деят-ти.

Методологическая культура включает в себя следующие компоненты:

1) мотивационный (хочу обладать этой культурой)

2) интеллектуальный (что я знаю)

3) эмоционально- оценочный (зачем знаю)

4) деятельно-практический.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: