1.понятие педагогики. Предмет педагогики.
2.основные категории педагогики
3.связь педагогики с другими науками
4.структура пед. науки. Отрасли пед. науки.
Вопрос 16)
«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание. В этом же значении она понималась в 18-19 веках – как искусство воспитания. Второе значение связано с концом 15-16 веков, т.е. зарождение науки как отрасли научного знания. С середины 19 века понимание педагогики как и науки и искусства связано с именем Ушинского. В этом же значении используется и в настоящее время. В конце 20 века педагогика рассматривалась как культура. Смысл воспитания - передача культуры от поколения к поколению, а педагогика отбирает лучшую часть культуры, т.е. и педагогику можно называть культурой. Педагогика произошла от 2 слов: «пайд» - дитя и «логос» - веду. Педагогика как искусство воспитания складывается в 16 в. одну науку от другой отличает предмет науки – круг исследования науки. Предметом педагогики являются закономерности процессов обучения и воспитания личности с целью ее развития.
|
|
Вопрос 17)
Основными категориями педагогики являются следующие:
I. Образование – фундаментальная категория соц. жизни, характеризующая развитие духовности, культуры определенной нации или этноса, гарантирующая воспроизводство соц. знач. опыта. Образование используется для характеристики соц. системы, состоящей из различных уровней и профилей. Система образования Р.Ф. регламентирована в законе об образовании Р.Ф. Система образования Р.Ф. составляет след. уровни образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения (детсады, ясли); образовательные учреждения, которые находятся в муниципальной ведомости (школы). Образовательные учреждения бывают начальные (1-4 кл.), неполные школьные (5-9 кл.), полные школьные (10-11 кл.); кроме того, после 9 классов ребенок может пойти по ветке проф. образования. По окончании 11 лет школы ученик может продолжить обучение в системе высших проф. образований, которые представлены университетами, академиями, институтами. После получения высшего образования человек может заняться трудовой деят-тью, 1раз в 5 лет проходя систему переподготовки, для чего созданы системы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Продолжить научную карьеру можно в аспирантуре и т.д. На протяжении всей жизни человек может посещать учреждения доп. образования. Кроме этого термин «образование» используется для определения пед. процесса. В этом смысле слова образование – это педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитанника по поводу содержания образования с использованием пед. средств для решения пед. задач. Образование имеет след. характеристики:
|
|
1) характеристика цели, которая всегда положительно направлена
2) процесс, т.е. предположение и наличие разницы между начальным и итоговым состоянием
3) результат образовательной деят-ти отодвинут во времени
II. Воспитание используется в различных смыслах:
1. воспитание, как общественное (соц.) явление: передача соц. значимого опыта от одного поколения к другому. В этом значении воспитание возникает в процессе трудовой деят-ти, носит исторический характер, направлено на всех членов общества и осуществляется через: а) уровни развития производства, б) системы общественного отношения, в) идеологию и политику, г) явление общественной психологии (мода, слухи, вера), д) с.м.и., е) деят-ть общественных учреждений и организаций.
2. воспитание, как пед. явление: планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, ориентаций, отношений человека, обеспечивающих необходимые условия для его развития. В этом смысле слова воспитание направлено на группу или индивида и осуществляется через: а) семью, б) образовательные учреждения различных типов, в) детские и юношеские объединения, г) клубы и секции по месту жительства.
3. воспитание, как узкое пед. явление: направленное воспитание работы. В этом значении воспитание бывает след. видов: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Для осуществления воспитательной работы созданы спец. воспитательные учреждения, в которых работают проф. педагоги.
III. Обучение – это способ образования, способ взаимосвязи деят-ти педагога (преподавание) и учителя, направленный на развитие личности посредством усвоения обучаемым научных знаний и способов деят-ти. Обучение педагогики – целесообразное взаимодействие учителя и ученика по поводу содержания образования.
IV. Целостный педагогический процесс (цпп). На практике процессы обучения и воспитания отдельно друг от друга – пед. закон. Цпп целостен по внутреннему воспитанию, призван формировать целостность личности. Цпп имеет свою структуру.
ЦПП
Пед. воспитание Пед. обучение
1) цель
2) содержание воспитания + содержание + содержание обучения
| |
3) деят-ть учителя -------------------------- деят-ть ученика
методы, формы, средства методы, формы, средства 6) | диагностика
4) к????????????? |
5) результат ---------------------------------------------------|
Содержание цпп включает в себя следующие компоненты: а) компонент знаний, б) умение и навыки, в) опыт творческой деят-ти, г) опыт эмоционально – ценностного отношения к миру.
Вопрос 18)
Структуру пед. науки составляют следующие разделы:
1) общие основы педагогики
2) теория обучения или дидактика
3) теория воспитания
4) основы управления образованием – менеджмент
В пед. науке выделяют отрасли – самостоятельные пед. полнауки:
1.общая педагогика
2.возрастная педагогика
3.профессиональная педагогика (военная педагогика)
4.специальная педагогика – коррекционная педагогика;
v если со знаком «минус»:
а) логопедия (неправильно говорящие)
б) сурдопедагогика (не говорящие)
в) тифлопедагогика (слепые)
г) алигофренопедагогика (для детей с задержками развития)
v если со знаком «плюс», то педагогика одаренных
5.частные методики обучения
6.школьная гигиена
7.история образования «педагогической мысли»
8.социальная педагогика, изучающая вопросы вхождения в социум человека.