double arrow

Обучение в целостном пед. процессе.

1. различные подходы к пониманию сущности процесса обучения.

2. структура процесса обучения и его основные этапы.

3. функции процесса обучения (п о).

4. деят-ть учителя (преподавание) и деят-ть ученика (учение) в п о.

1.

Обучение возникло в русле процесса воспитания на определенном этапе исторического развития. В истории педагогики выделяются различные подходы к процессу обучения (п о).

1-я точка зрения: С.П. Баранов. В рамках его подхода п о – это вид познавательной деят-ти с целью овладения познанными законами окружающего мира и ускорения психического развития человека.

2-я точка зрения: И.П. Данилов. Он рассматривал п о как совокупность взаимосвязанных звеньев. Причем звеном он называл этап взаимодействия обучающего и обучаемого для достижения определенной цели. Таких звеньев выделяется 7: 1) формирование новых знаний; 2) формирование умений и навыков; 3) повторение знаний, умений и навыков (зун); 4) упражнение в применении зунов; 5) закрепление зунов; 6) обобщение зунов; 7) проверка и контроль.

3-я точка зрения: Зорина. Она рассматривает п о как систему последовательно сменяющих друг друга циклов.

4-я точка зрения: Лернер и Скатпин. Они структурируют п о следующим образом: цель обучения, цель обучения реализуется содержанием (зуны, опыт творческой деят-ти, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру). Содержание реализуется во взаимодействии учителя и ученика. Если в процессе диагностики и контроля цель не равна результату, то формируется вторая цель. Этой схемы придерживаются большинство ученых.

5-я точка зрения: Дьяченков. Он считает, что п о – это специально организованное общение.

2.

В современной дидактике под обучением понимается педагогически целесообразное взаимодействие учителя и ученика для достижения дидактической цели. Отражая сущностные черты целостного пед. процесса, процесс обучения имеет свои специфические характеристики:

ü Обучение – это спец. организованный процесс, управляемый педагогом.

ü Процесс обучения – это познавательная деят-ть, т.е. единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, которые осуществляются во всех видах деят-ти и отношений обучаемых путем выполнения учебных действий.

ü Обучение всегда происходит в общении и основывается в вербально-деятельностном подходе.

ü Обучение – это процесс движения от незнания к знанию, от простого к сложному, причем ученик познает субъективно новое.

ü Ученик не только объект, но и активный участник процесса обучения.

3.

Функции процесса обучения:

1) Образовательная – связана с расширением объема изучаемого материала. Смысл образовательной функции состоит в вооружении обучаемых системой знаний, умений и навыков (зун) и применении их на практике. Научные знания: факты, понятия, законы, теории, обобщенная картина мира. Образовательная функция способствует тому, что зун должны войти в структуру опыта обучаемого. В связи с этим в рамках процесса обучения должна быть обеспечена полнота знаний, их систематичность, осознанность, прочность, действенность. Эти требования должны достигаться в рамках конкретных учебных предметах. Кроме того, информация должна быть упорядоченной, стройной и логично выстроенной. Конечным результатом знаний является действенное их применение на практике и в поведении.

2) Воспитательная функция – связана с формированием отношения личности к чему-либо. Обучение носит воспитательный характер во все времена и в любых условиях. Объективно воспитание не может не воспитывать определенных убеждений, взглядов, отношений и качеств личности. Формирование личности не возможно без усвоения понятий норм требований нравственного, эстетического, трудового и т.п. плана. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически, поэтому необходимо исходить из правильно поставленных целей на определенном этапе развития личности в определенное время.

3) Развивающая функция – правильно построенное обучение развивает личность. Отечественная дидактика развивающую функцию обучения рассматривает вследствие реализации следующих условий:

· Увеличение удельного веса теоретического материала

· Обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности

· Обеспечение осознанности обучения

· Применение проблемных ситуаций и проблемного обучения вообще

· Акцентирует внимание на содержательных обобщениях, что в общем виде способствует поэтапному формированию умственных действий.

4.

Деят-ть учителя – преподавание; имеет своей целью управление активностью и сознательной познавательной деят-тью обучаемых. Учитель на учебном занятии:

1) ставит задачи, постепенно усложняя их

2) создает условия для решения различного рода задач

3) отбирает содержание материала в соответствии с поставленными целями

4) продумывает и отбирает формы организации материала

5) использует многообразие методов обучения

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов:

1) планирование

2) организация процесса обучения

3) регулирование отношений

4) контроль

5) оценка и анализ результата

Этап планирования завершается составлением календарно-тематического и поурочного плана. План включает в себя:

1) анализ исходного уровня подготовленности обучаемых

2) постановка образов, воспитания, развивающих задач

3) отбор соответствующего содержания и методов работы

Этап организации предполагает доведение поставленных задач до обучаемых и создание благоприятных условий для их реализации. Наиболее эффективными приемами считается инструктаж и распределение функций.

Этап регулирования предполагает изучение и коррекцию взаимоотношений и общения в процессе обучения.

Этап контроля – это сбор информации в ходе процесса обучения с целью его коррекции. Используются методы подбадривания, наказания, примеры и т.д.

Этап анализа результатов осуществляется с точки зрения соответствия поставленной целям.

Целью учения является: познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выраженные в системе зун, отношениях и общем развитии обучаемого. Процесс обучения состоит из следующих компонентов:

1) учебный мотив

2) познавательные потребности и интересы

3) содержание деят-ти и складывающиеся отношения между участниками процесса обучения

4) учебные действия (операции) в соответствии с осознанной целью

5) контроль, оценка и анализ результатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: