1. различные подходы к пониманию сущности процесса обучения.
2. структура процесса обучения и его основные этапы.
3. функции процесса обучения (п о).
4. деят-ть учителя (преподавание) и деят-ть ученика (учение) в п о.
1.
Обучение возникло в русле процесса воспитания на определенном этапе исторического развития. В истории педагогики выделяются различные подходы к процессу обучения (п о).
1-я точка зрения: С.П. Баранов. В рамках его подхода п о – это вид познавательной деят-ти с целью овладения познанными законами окружающего мира и ускорения психического развития человека.
2-я точка зрения: И.П. Данилов. Он рассматривал п о как совокупность взаимосвязанных звеньев. Причем звеном он называл этап взаимодействия обучающего и обучаемого для достижения определенной цели. Таких звеньев выделяется 7: 1) формирование новых знаний; 2) формирование умений и навыков; 3) повторение знаний, умений и навыков (зун); 4) упражнение в применении зунов; 5) закрепление зунов; 6) обобщение зунов; 7) проверка и контроль.
3-я точка зрения: Зорина. Она рассматривает п о как систему последовательно сменяющих друг друга циклов.
4-я точка зрения: Лернер и Скатпин. Они структурируют п о следующим образом: цель обучения, цель обучения реализуется содержанием (зуны, опыт творческой деят-ти, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру). Содержание реализуется во взаимодействии учителя и ученика. Если в процессе диагностики и контроля цель не равна результату, то формируется вторая цель. Этой схемы придерживаются большинство ученых.
5-я точка зрения: Дьяченков. Он считает, что п о – это специально организованное общение.
2.
В современной дидактике под обучением понимается педагогически целесообразное взаимодействие учителя и ученика для достижения дидактической цели. Отражая сущностные черты целостного пед. процесса, процесс обучения имеет свои специфические характеристики:
ü Обучение – это спец. организованный процесс, управляемый педагогом.
ü Процесс обучения – это познавательная деят-ть, т.е. единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, которые осуществляются во всех видах деят-ти и отношений обучаемых путем выполнения учебных действий.
ü Обучение всегда происходит в общении и основывается в вербально-деятельностном подходе.
ü Обучение – это процесс движения от незнания к знанию, от простого к сложному, причем ученик познает субъективно новое.
ü Ученик не только объект, но и активный участник процесса обучения.
3.
Функции процесса обучения:
1) Образовательная – связана с расширением объема изучаемого материала. Смысл образовательной функции состоит в вооружении обучаемых системой знаний, умений и навыков (зун) и применении их на практике. Научные знания: факты, понятия, законы, теории, обобщенная картина мира. Образовательная функция способствует тому, что зун должны войти в структуру опыта обучаемого. В связи с этим в рамках процесса обучения должна быть обеспечена полнота знаний, их систематичность, осознанность, прочность, действенность. Эти требования должны достигаться в рамках конкретных учебных предметах. Кроме того, информация должна быть упорядоченной, стройной и логично выстроенной. Конечным результатом знаний является действенное их применение на практике и в поведении.
2) Воспитательная функция – связана с формированием отношения личности к чему-либо. Обучение носит воспитательный характер во все времена и в любых условиях. Объективно воспитание не может не воспитывать определенных убеждений, взглядов, отношений и качеств личности. Формирование личности не возможно без усвоения понятий норм требований нравственного, эстетического, трудового и т.п. плана. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически, поэтому необходимо исходить из правильно поставленных целей на определенном этапе развития личности в определенное время.
3) Развивающая функция – правильно построенное обучение развивает личность. Отечественная дидактика развивающую функцию обучения рассматривает вследствие реализации следующих условий:
· Увеличение удельного веса теоретического материала
· Обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности
· Обеспечение осознанности обучения
· Применение проблемных ситуаций и проблемного обучения вообще
· Акцентирует внимание на содержательных обобщениях, что в общем виде способствует поэтапному формированию умственных действий.
4.
Деят-ть учителя – преподавание; имеет своей целью управление активностью и сознательной познавательной деят-тью обучаемых. Учитель на учебном занятии:
1) ставит задачи, постепенно усложняя их
2) создает условия для решения различного рода задач
3) отбирает содержание материала в соответствии с поставленными целями
4) продумывает и отбирает формы организации материала
5) использует многообразие методов обучения
Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов:
1) планирование
2) организация процесса обучения
4) контроль
5) оценка и анализ результата
Этап планирования завершается составлением календарно-тематического и поурочного плана. План включает в себя:
1) анализ исходного уровня подготовленности обучаемых
2) постановка образов, воспитания, развивающих задач
3) отбор соответствующего содержания и методов работы
Этап организации предполагает доведение поставленных задач до обучаемых и создание благоприятных условий для их реализации. Наиболее эффективными приемами считается инструктаж и распределение функций.
Этап регулирования предполагает изучение и коррекцию взаимоотношений и общения в процессе обучения.
Этап контроля – это сбор информации в ходе процесса обучения с целью его коррекции. Используются методы подбадривания, наказания, примеры и т.д.
Этап анализа результатов осуществляется с точки зрения соответствия поставленной целям.
Целью учения является: познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выраженные в системе зун, отношениях и общем развитии обучаемого. Процесс обучения состоит из следующих компонентов:
1) учебный мотив
2) познавательные потребности и интересы
3) содержание деят-ти и складывающиеся отношения между участниками процесса обучения
4) учебные действия (операции) в соответствии с осознанной целью
5) контроль, оценка и анализ результатов.






