1. цпп как явление.
2. структура цпп. (см. лекцию «Пед. деят-ть и ее характеристика» вопрос №2)
3. закономерности цпп.
4. принципы цпп.
Вопрос 26)
Обращаясь к истории педагогики, следует отметить, что пед. процесс как целостное явление не всегда был предметом исследования. К середине XIX века, однако, многие педагоги (Песталоцци, Дистервег и др.) доказывали, что процессы обучения и воспитания не существуют независимо друг от друга. К 70-м годам XIX в. в педагогике утвердилась позиция целостности, в рамках которой пед. процесс рассматривается на основе системного подхода. По определению Ильиной, система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как единое целое. Общество формирует в системе образования ее цель в форме соц. заказа. Соц. заказ, преломляясь в призме образовательных учреждений, превращается в цель конкретного образовательного учреждения (оу). Цель подразделяется на цели конкретного возраста: цель детского сада, цель начальной школы, цель общей школы, цель внешкольной работы и др. (это пример на школе). Из всего многообразия этих целей выделяется цель общего дела или урока. Мы выстроили систему целей. В реальной практической деят-ти педагог реализует поставленные цели, не разделяя воспитательные и образовательные цели, поскольку любое воспитательное действие обучает, а любое обучаемое действие воспитывает. Разделение процессов воспитания и обучения целесообразно при научном анализе. На практике они едины. Исходя из этого цпп – это с одной стороны, совокупность процессов обучения и процессов воспитания. Постольку поскольку в пед процессе взаимодействуют учитель (воспитатель) и ученик (воспитанник), то пед. взаимодействие будет составлять сущность цпп.
Воспитатель --- воспитанник = развивающаяся личность
ЦПП = процесс обучения + процесс воспитания
Деят-ть учителя + деят-ть ученика
В цпп ребенок (развивающаяся личность) является и объектом воспитания и субъектом воздействия. Воспитатель воздействует на воспитанника с тем, чтобы сформировать гармонично развитую личность. Формирование такой личности возможно только в результате целостного целенаправленного воздействия. В рамках цпп существуют внутренние связи:
А) информационная
Б) организационно деятельностные
В) коммуникативная
Г) управленческие )
(вопрос 27)
Пед. деят-ть имеет свою структуру. Системообразующим компонентом пед. деят-ти является цель. Цель педагогики рассматривается как идеальное предвоспитание желаемого результата. Цель чаще всего абстрактна и имеет краткую формулировку. Целевой компонент находит свою реализацию и толкование в содержании деят-ти. Содержание деят-ти – это сумма или объем той информации и действий, которые необходимо совершить для достижения поставленной цели. Специфической особенностью пед. деят-ти является то, что она – всегда взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – это тот, кто осуществляет пед. деят-ть, а объект – тот, на кого направлено воздействие. В пед. деят-ти субъект и объект могут меняться местами. Педагог и ученик свое взаимодействие осуществляют в процессе различных видов деят-ти. Чаще всего это взаимодействие учителя с учеником или воспитателя с воспитанником. Воспитатель или учитель в процессе взаимодействия передает информацию, используя свой набор методов, средств и форм воздействия. Метод – это способ педагогически целесообразного взаимодействия педагога с воспитанником (словесные, практические). Средства это предмет материального мира или ситуация преднамеренно включаемые педагогом в пед. процесс. Формы пед. деят-ти – это варианты композиционного построения взаимодействия (индивид, коллектив, массовые формы). В пед. деят-ти ученика есть один главный компонент – мотив (хочу, потому что… не хочу, хочу получить 5, потому что доплатят деньги).
Пед. деят-ть
Цель
Содержание
Субъект Объект
Деят-ть воспитателя (учителя) Деят-ть воспитанника (ученика)
Методы, средства, формы Методы, средства, формы
Результат
аналитический диагностический
Возникает еще один компонент – аналитический. Он позволяет отследить цели пед. деят-ти. В случае если результат не совпадает с поставленной целью, то начинается новый этап пед. деят-ти. Педагог может оценивать, на сколько результат не совпадает с целью - диагностическая деят-ть. Т.о. пед. деят-ть (структура) составляют следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельский, аналитический, диагностический, результативный.
Исходя из предложенной структуры, пед. деят-ть имеет свои некоторые спец. особенности:
7) пед. деят-ть всегда целенаправленна
8) пед. деят-ть всегда гуманна (направлено на благо другого человека)
9) пед. деят-ть – это всегда метадеят-ть – деят-ть по организации других видов деят-ти
10) педагог в своем арсенале имеет большой набор средств, форм и методов воздействия, которые может комбинировать в зависимости от ситуации
11) пед. деят-ть состоит из стереотипного (повторяющегося из урока в урок) и импровизационного
12) результат пед. деят-ти отодвинут во времени. Педагог его не видит.
В связи со структурой пед. деят-ти выделяются функции пед. деят-ти или подвиды, составные части. По классификации Щербакова пед. деят-ть имеет следующие функции:
q конструктивная – умение педагога отбирать, планировать конкретный материал для конкретной аудитории
q организаторская – выполнение системы действий на вовлечение учеников в какую-то деят-ть
q коммуникативная – пед. деят-ть всегда реализуется в общении, основной инструмент – слово
q информационная – педагог выступает одним из основных источников информации для слушателей
q развивающая – любое пед. воздействие должно содействовать развитию личности (зона актуального и ближайшего развития)
q мобилизационная – напрямую связана с развивающей. Педагог суммирует всю вашу познавательную активность, чтобы достичь результата
q исследовательская – в процессе обучения можно сильно заинтересоваться какой-либо темой, которая будет направлять вашу деятельность
Вопрос 28)
Пед. процесс имеет свои закономерности. Закономерностью называется объективно существующая устойчивая повторяющаяся необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие. В педагогике выделяются закономерности, обусловленные внешними связями и обусловленные внутренними связями. Закономерности, обусловленные внешними связями:
1) цпп, его цель, содержание, формы и методы обусловлены соц. экономическими потребностями общества, его политикой и идеологией.
2) Задачи, содержание, формы и методы пед. процесса зависят не только от потребностей, но и от возможности общества, от условий протекания пед. процесса.
Закономерности, обусловленные внешними связями, объективны. Закономерности, обусловленные внутренними связями:
1) закономерная связь воспитания, обучения и развития
2) единство преподавания и учения, воспитания и самовоспитания
3) определяющая роль деят-ти и общения в пед. процессе
4) закономерное соответствие содержания, форм и методов пед. процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанника
5) закономерная взаимосвязь коллектива и личности в пед. процессе
4.
закономерность пед. процесса находит свое конкретное выражение в принципах. Принцип (лат. - основа, первоначало) – это руководящая идея, правило, требование, положенное в основу организации деят-ти. Принцип указывает направление деят-ти и служит основой конструирования пед. процесса. Традиционно принципы обучения и принципы воспитания рассматриваются отдельно, однако, в контексте целостности пед. процесса существует другая классификация принципов, включающая в себя:
1 группа: принципы организации пед. процесса.
- принцип гуманистической направленности
- принцип связи с жизнью и производственной практикой
- принцип научности
- принцип соединения с трудом на общую пользу
- принцип ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания поведения
- принцип пед. воздействия в коллективе
- принцип наглядности
- принцип системности и последовательности
- принцип эстетизации детской жизни
2 группа: принципы руководства деят-тью воспитанников.
· сочетание пед. руководства с самоуправлением, развитием инициативы и самостоятельности воспитанников
· сочетание уважения к личности ребенка и разумной требовательности к нему
· принцип опоры на положительное в человек
· принцип согласованности требований школы, семьи и общественности
· принцип доступности и посильности
· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
· принцип прочности и действенности результатов
Процесс обучения.