double arrow

Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

1.проф. обусловленные требования к личности педагога

2.профессиограмма как модель специалиста

3.проф. компетентность

4.проф. культура педагога

5.пед. мастерство

Вопрос 7)

Одним из важнейших требований, которое предъявляет профессия к личности – наличие четкой социальной проф. позиции. Позиция педагога – это совокупность интеллектуальных, волевых и эмоционально сценочных отношений к миру и пед. деят-ти. Именно в пед. позиции учитель выражает себя как субъект пед. деят-ти. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как проф. пригодность. В структуре проф. пригодности выделяется: психическая, психофизиологическая и физическая готовность, а также теоретическая и практическая подготовленность, как основа профессионализма. Большинством исследователей наиболее важными характеристиками проф. пригодности называется:

Ø гуманистическая направленность личности и высокая соц. ответственность

Ø любовь к детям

Ø коммуникабельность и высокая духовная культура

Ø высокий профессионализм

Ø физическое и психическое здоровье

2.

Любой человек, приобщаясь к профессии, проходит определенные этапы становления:

1) приспособление к соц. среде, людям, проф. деят-ти

2) копирование готовых образцов деят-ти

3) творческая пед. деят-ть

Содержание проф. готовности педагога сформулировано в профессиограмме, т.е. модели специалиста и проф. деят-ти учителя. Профессиограмма – это своего рода «паспорт специальности», ее квалификационная характеристика. Профессиограмма содержит объем и соотношение знаний, умений и навыков, необходимых учителю. Профессиограмма современного учителя объединяет 3 комплекса.

1.общегражданские качества – убежденность, соц. потребность личности, ее ценностные ориентации, набор ценностей, определяющих поведение.

2. психолого-педагогические качества личности:

a)интерес к профессии педагога, т.е. положительное эмоциональное отношение к детям, к школе, к пед. деят-ти, к стремлению овладению и наращиванию пед. умений

b) пед. призвание, т.е. глубокая увлеченность деят-тью, склонность к пед. деят-ти, выросшая из осознания собственной способности

c)профессионально-педагогические намерения и склонности, которые характеризуют в общем виде отношение к педагогу – авторитет учителя. Авторитет бывает: зависящий от проф. эрудиции; личностный (зависит от высоких моральных качеств); социальный (оттого, что вы учитель); ролевой – присущ руководителям (урок ведет учитель или завуч).

3.спец. знания и умения. Характеризуют осведомленность личности в сфере будущего преподаваемого предмета – научная эрудиция, интеллектуальная активность, чувство нового и готовность к самообразованию.

Вопрос 8)

Проф. компетентность выражает единство теоретической и практической готовности личности к пед. деят-ти. Содержание подготовки педагога определенной специальности фиксируется нормативным документом и называется квалификационной характеристикой – гос. образовательный стандарт специальности. На практике профессиограмму учителя проще описать через совокупность профессиональных пед. умений. Структура проф. компетентности учителя включает в себе 2 блока: теоретическую и практическую готовность.

Содержание теоретической готовности проявляется в следующих умениях:

1) аналитические включают в себя умения:

а) расчленять пед. явления на составляющие части

б) осмысливать каждую часть отдельно и ее взаимодействие с другими

в) находить в теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логики рассматриваемого явления

г) выделять основную пед. задачу и способы ее решения

д) правильно диагностировать пед. явление

2) прогностические умения, т.е. умения:

а) прогнозировать развитие коллектива, его структуру, взаимоотношения внутри него, изменения положения актива, лидера, отверженных.

б) прогнозирование развития личности, ее перспектив, возможных отклонений, трудностей

в) прогнозирование пед. процесса

3) проективные умения предполагают умения:

а) переводить цель и содержание в конкретные пед. задачи

б) учета потребностей и интереса каждого обучаемого, возможностей материальной базы, личного опыта и личностных качеств при выделении пед. явлений

в) определение иерархии пед. задач

г) отбирать вид деят-ти, адекватной поставленной задаче

д) планировать индивидуальную работу

е) оптимально сочетать различные формы и методы работы

ж) планировать взаимодействие с семьей обучаемых

4) рефлексивные умения – данная группа умений включает в себя умения знать, понимать и оценивать себя, обучаемого и процессы взаимодействия

Практическая готовность учителя включает в себя организаторские и коммуникативные умения:

1) к организаторским умениям относятся:

а) мобилизационные, связанные с привлечением внимания к учению и другим видам продуктивной деят-ти (формирование потребности в образовании, стимулирование активного творческого отношения к действительности, умение разумно использовать стимулирование)

б) информационные умения включают:

Ø умение работать с различными источниками информации

Ø умение дидактически преобразовывать информацию

Ø умение интерпретировать и адаптировать информацию применительно к данной учебной ситуации

Ø умение излагать материал

Ø умение логически выстраивать материал

Ø умение задавать вопросы и получать на них ответы

в) умения развивающие

· уметь создавать проблемные ситуации

· стимулировать познавательную активность и интеллектуальный поиск

· создавать условия для самореализации каждого обучаемого

г) ориентационные умения, позволяющие ориентироваться в системе ценностей и в предметном мире

2) коммуникативные умения

а) перцептивные умения, включающие в себя умения:

§ воспринимать и объективно оценивать объект

§ проникать в личностную сущность других

§ улавливать внутреннее состояние человека

§ сравнивать человека в прошлом и настоящем

§ оценивая человека, вносить поправки в собственную деятельность

§ умение противостоять стереотипам

б) умения педагогического общения:

· умение восстанавливать ход предыдущей ситуации

· умение осуществлять «коммуникативную атаку»

· умение последовательно и органично действовать в публичной ситуации

· умение распределять внимание

· умение снимать коммуникативные барьеры

· эмпантильные умения – принять роль другого человека на себя, встать на его место

в) умение пед. техники – совокупность приемов по привлечению внимания, стимулирование и активизация деят-ти.

Вопрос 9)

Проф. пед. культура – это системное образование, компоненты которого выстраиваются в структуру, взаимодействуя с окружающей средой и с другими людьми. Структура проф. пед. культуры:

1) аксиологический компонент. Этот компонент содержит в себе: а) ценности, ценностные отношения; б) формальную организацию

2) технологический компонент – характеризует умение человека

3) творческий компонент включает в себя: а) процедуры творчества; б) технологии творчества

4) личностный компонент: а) особенности личности; б) компетентность; в) этапы становления

Проф. пед. культура является частью общечеловеческой культуры. Исторически сложилось так, что именно проф. пед. культура является следующим звеном между предыдущим и последующим поколениями. Сущность проф. пед. культуры определяется ее отношением к детству.

Критериями проф. пед. культуры являются следующие:

v гуманистическая позиция педагога

v психологопед. компетентность и развитое пед. мышление

v образованность в сфере преподаваемого предмета

v опыт творческой деят-ти

v культура поведения

Вопрос 10)

Пед. мастерство проявляется в деят-ти и характеризуется высоким уровнем развитости спец. умений. Пед. мастерство характеризует позицию личности и наличие высокого уровня профессионализма. Пед. мастерство представляет собой комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации проф. деят-ти.

Компонентами проф. пед. мастерства являются:

1) гуманистическая направленность личности, которая выражается в ориентации педагога на: а) себя, б) средства обучения, в) личность обучаемого или классный коллектив, г) цели пед. деят-ти

2) профессиональные знания являются фундаментом пед. мастерства

3) пед. способности указывают на особенности протекания психических процессов, способствующих успешности пед. деят-ти. К ним относятся: а) коммуникативность, б) перцептивные, в) динамизм личности, г) эмоциональная устойчивость, д) творческий характер личности, е) оптимистическое прогнозирование

4) пед. техника.

Средствами пед. техники являются: речь, поза, мимика. Пед. техника включает в себя 2 компонента:

1) умение управлять собственным поведением: а) владение своим организмом, б) управление своими эмоциями, настроением, в) перцептивные умения, г) техника речи (распределение дыхания, постановка голоса, дикция, темп речи)

2) умение воздействовать на личность и коллектив: а) организаторские умения, б) конструктивные, в) приемы предъявления требований, г) приемы управления пед. общения, д) приемы организации коллективной творческой деят-ти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: