Методы обучения, понятия и характеристика

Метод (от греч. – способ действия) – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, в связи с этим это система упорядоченных способов взаимосвязанной деят-ти педагога и обучаемых, направленных на достижение целей образования. Исходя из этого, метод включает в себя обучаемую деят-ть преподавателя (преподавание) и учебно-познавательную деят-ть обучаемого (учение). В их взаимосвязи каждый метод обучения характеризуется следующими признаками:

· обозначенная цель обучения

· способ усвоения

· характер взаимодействия

Отражая этот дв????????? характер, метод обучения – механизм взаимодействия педагога и обучаемого. Сущность методов обучения выражается в следующих положениях:

1) любые знания и способы деят-ти возникают и закрепляются лишь в процессе деят-ти, как ее педагогический результат

2) совокупность методов должна приводить к достижению поставленной цели

3) взаимосвязь и взаимообусловленность выбора метода обучения в конкретной педагогической ситуации

4) по мысли Макаренко, не бывает хороших или плохих методов, их качество определяется системой средств и ситуацией

5) взаимосвязь методов обучения в целостном педагогическом процессе

Метод обучения – исторически видоизменяемая категория. Американский педагог Кер выделил четыре революции в развитии методов обучения в зависимости от преобладания средства.

Первая состоит в том, что родители служат образцом для детей – уступили место профессиональным педагогам.

Вторая произошла при замене устного слова письменным.

Третья связана с введением печатного слова.

Четвертая – автоматизация, компьютеризация обучения.

На ранних этапах истории человечества наиболее распространенный репродуктивный метод обучения, предполагавший копирование образца. С возникновением письменности появилась возможность накапливать материал, фиксировать его в знаковой форме и так передавать. В результате, самый распространенный метод – работа с книгой на основе догматического и катехизистского способа. Сущность его заключается в постановке вопросов и предоставлении на них ответов. В эпоху Возрождения превалирующей становится мысль об эмоциональной наполнености обучения, появились такие методы как эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа учащихся, упражнения. С начала XIX века в обиход учителя входят наглядные методы. На рубеже XIX-XX веков появляются эвристические методы как способы учителя, интересы и потребности ребенка. Естественные методы, в последствии которые реализуются при непосредственном контакте.

В истории педагогики существует большое количество классификаций методов обучения.

авторы Признак классификации Методы обучения
Голант Петровский, лорд Кипонидзе По источнику знаний 1) словесные (слово), 2) образные (образ), 3) практические (действие)
Данилов, Есипов Основная дидактическая задача 1) приобретение знаний, 2) формирование умений и навыков, 3) применение знаний, 4) творческая деят-ть, 5) закрепление и проверки
Лернер, Скаткин Способ усвоения в соответствии с характером деят-ти 1) объяснительно-иллюстративный, 2) репродуктивный, 3) проблемного изложения, 4) частично поисковый, 5) эвристический
Махмутов Бинарная классификация – сочетание деят-ти учителя с деят-тью ученика Преподавание: объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно побуждающий, побуждающий. Учение: исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
Ю.К. Бабанский Характер учебно-познавательной деят-ти 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти, 2) стимулирование и мотивации, 3)контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деят-ти.

 

Применимой в школьном и в вузовском обучении является классификация Лернера и Скаткина:

1) объяснительно-иллюстративный метод обучения (мо): обучаемый получает информацию на занятии через слово учителя, книгу или экранное пособие в готовом виде. Воспринимая информацию, обучаемые опираются на репродуктивное мышление. Данный мо наиболее эффективен при большом количестве информации.

2) Репродуктивный мо характеризуется применением изученного на основе образца. Деят-ть обучаемых носит алгоритмический характер.

3) Метод проблемного обучения (изложения) – педагог ставит проблемную задачу, затем вслух раскрывает систему ее доказательства решения. Обучаемые являются как бы соучастниками научного поиска.

4) Частично-поисковый мо – организация активного поиска решения поставленной задачи. Обучаемые выдвигают гипотезы, пытаются ее решить, а педагог направляет и контролирует их поиск.

5) Исследовательский мо – обучаемые самостоятельно вычленяют, решают и анализируют учебную проблему. Этот метод характерен для исследовательской деят-ти и творческого типа мышления обучаемых.

 

Бабанский, создавая классификацию по характеру учебно-познавательной деят-ти, выстроил классификацию классификаций или моно классификацию, которая включает в себя фактически все известные современной дидактике методы обучения.

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти.

В этой группе методов выделяют 4 подгруппы методов.

1) По источнику знаний: словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснения, конференция, дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (упражнения, опыты, учебно-производительный труд).

2) По логике построения материала: индуктивные, дедуктивные.

3) По степени самостоятельности мышления: непродуктивные, продуктивные (поисковые, проблемные, эвристические).

4) По характеру управления: учебная работа под руководством педагога, самостоятельная работа обучаемых (работа с книгой, выполнение письменных заданий, лабораторные работы, художественно-творческие работы).

II. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деят-ти:

q Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха (неуспеха).

q Методы стимулирования долга и ответственности: убеждения в социальной и личностной значимости учения; предъявления требования; упражнения в выполнении требования; состязательность, поощрение, наказание.

III. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деят-ти:

Ø Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, программированный опрос, устный самоконтроль.

Ø Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные письменные работы; письменные зачеты; письменные экзамены; программированные письменные работы; письменный самоконтроль.

Ø Методы лабораторного и практического контроля и самоконтроля: контрольные лабораторные работы; машинный контроль; лабораторные практические работы; лабораторный и практический самоконтроль.

 

Наличие различных точек зрения по классификации методов обучения говорит не о кризисе теории методов, а о многосторонности и многообразии их. В связи с чем выделяется проблема выбора конкретного метода обучения. Наблюдается 3 подхода к определению пед. выбора:

1) Стереотипное решение – когда педагог выбирает мо на основе сложившейся привычки.

2) Решение путем проб и ошибок – достаточно длительный и не обоснованный научно выбор.

3) Оптимизированное решение, т.е. научно обоснованный выбор. Критериями такого выбора выступают адекватность такого метода…:

a) … содержанию и теме занятия

b) … уровню подготовленности и способности обучаемых

c) … особенностям и возможностям педагога

d) … условиям и времени обучения

В 60-70-е годы XX столетия в дидактике активизируется поиск нетрадиционных так называемых активных мо – стимулирование познавательных интересов учащихся, их самостоятельности. В рамках активных мо позже появляются интенсивные мо, обозначающие использование активных мо в сравнительно короткие сроки обучения, что увеличивает эффективность, результативность процесса обучения.

В современной дидактике родственным понятием методу является средство обучения – это источник получения познавательной информации. К средствам обучения относятся:

1) объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном виде (живые растения, гербарии, чучела, образцы почв, машины, археологические находки)

2) действующие модели (машин, механизмов и т.д.)

3) макеты и муляжи

4) приборы и приспособления для экспериментов

5) графические (карты, схемы, таблицы, картины)

6) технические (транспаранты, диапозитивы, кинофильмы, радио-, теле-, видеоинформация)

7) учебники и учебные пособия

8) устройство для контроля за знаниями и умениями обучаемых (лингофонные и компьютерные классы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: