1. различные подходы в понимании сущности воспитания.
2. структура процесса воспитания, виды воспитания.
3. функции процесса воспитания.
4. задачи гуманистического воспитания.
Вопрос 31)
В понимании сущности процесса воспитания в педагогике выделяют следующие подходы:
1) в старых учебниках: воспитание – это процесс целенаправленного формирования гармонично развитой личности.
2) Сластенин, Шеянов: воспитание рассматривается как ориентир на упорядочивание всех спектров влияния и создание условий для ускорения процесса социализации в целях развития личности.
3) Безрукова говорит, что воспитание направлено на формирование воспитательных отношений. Яркой особенностью этого подхода является процесс системы отношений.
4) Лихачев: воспитание как процесс педагогических ситуаций. Любой пед. процесс – последовательность пед. действий.
5) Силиванова, Новикова, Караковский: воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности в рамках воспитательных систем. Подчеркивается системность воспитания. Всегда происходит в рамках системы.
|
|
Воспитание реализуется на нескольких уровнях: 1. воспитание конкретной личности и самовоспитание; 2. воспитание рассматривается как взаимодействие; 3. воспитание рассматривается как социализация.
Основные факторы, влияющие на воспитание личности: семья и ближайшее соц. окружение; образовательное учреждение; учреждения культуры, здравоохранения; юношеские и детские объединения и организации.
В настоящее время сущность процесса воспитания все чаще рассматривается с позиции аксиологического подхода. В рамках этого подхода воспитание рассматривается как процесс интериоризации (присвоения ценностей личностью). Ценность – соц. категория, характеризует социумность личности. Эта ценность существует независимости от личности до той поры, пока в какой-то жизненной ситуации личность не соприкоснется с ней и не освоит ее. Но для личностного развития необходимо, чтобы эта ценность стала руководством в деят-ти, т.е. была усвоена и присвоена. В связи с тем, что ценности изменяются, и сама личность изменяется, то процесс воспитания очень индивидуален.
Вопрос32)
Процесс воспитания имеет следующую структуру:
1) Выдвижение задачи, цели деят-ти и осознание этой задачи воспитанниками.
2) Усвоение воспитанниками новых понятий, углубленное понимание имеющихся для реализации поставленной цели.
3) Упражнения, закрепление норм поведения и формирование модели поведения.
4) Постоянное применение сложившихся норм поведения на практике.
Воспитательный результат далеко продвинут во времени. Если воспитанник хорошо говорит о ценности, это не значит, что он пользуется ею каждодневно. Необыкновенно специфична воспитательная цель. Она всегда абстрактна. Она не может быть определенной, так как личности слишком разные. Систематически этап формирования личности и личностного отношения к миру выглядит следующим образом:
|
|
Модель поведения, предъявляемая обществом --- собственные действия личности --- возвратно-оценочное влияние среды.
Исходя из этого, выстраивается логика воспитательного процесса:
Воспитывающая среда --- воспитательная деят-ть --- осмысление соц. значения и личностного смысла какого-то факта.
Психолого-педагогическая структура воспитания выглядит так:
Формирование сознания --- формирование чувств --- формирование поведения
Понятия нравственные мотивы поведения
Суждения эстетические поступки
Оценки трудовые привычки
Убеждения физические
интеллектуальные
Виды воспитания классифицируются по различным основаниям:
Ø По направлению воспитательной работы (умственное, физическое, нравственное, трудовое, интеллектуальное, половое, политическое, экологическое)
Ø По институционному признаку (семейное, внешкольное, школьное, воспитание по месту жительства и т.д.)
Ø По стилю взаимоотношений между воспитателем и воспитуемым (свободное, гуманное, авторитарное, либеральное, демократическое)
Ø По философскому основанию или методологической базе (материалистическое, прагматическое, бихвиаристское, идеалистическое).
3.
Процесс воспитания, обладая внутренней логикой, может быть представлен в виде последовательно реализуемых функций.
ü Аналитическая – педагог анализирует состояние личности, воспитательной среды, взаимодействие личности со средой, особенности личности.
ü Диагностическая – позволяет вычислить уровень воспитываемости конкретной личности.
ü Прогностическая – педагог занимается целеполаганием, т.е. строит план и цели развития личности.
ü Проективная – педагог организует, планирует деят-ть воспитанника и свою деят-ть организует, т.е. составляет план конкретных действий.
ü Организаторская – педагог проводит конкретные воспитательные действия.
ü Контрольно-оценочная – педагог оценивает результат своих действий и анализирует.
Вопрос 33)
В настоящее время в педагогике основным направлением развития является гуманизация воспитания. Задачами воспитания являются:
1) Ориентация на развитие личности, как основная цель, высшая ценность и результат воспитательного воздействия.
2) Непрерывность процесса воспитания, сочетание общего и узкопрофессионального воздействия.
3) Развитие базовой культуры личности – основы личности, необходимый минимум эстетических, нравственных, трудовых качеств.
4) Развитие культурологического подхода, т.е. любую информацию рассматривать через призму культуры.