Цели и идеалы воспитания

1. цель как компонент пед. деят-ти.

2. ценностный характер цели в педагогике.

3. пед. идеал и его конкретно-историческое воплощение.

Ворпрос 29)

Цель является стержневым компонентом воспитания. От цели зависят содержание, формы, методы и итоговый результат деят-ти. В теоретической педагогике цель рассматривается в двух аспектах: 1) как идеал, к которому необходимо стремиться, 2) как прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени. Таким образом, цель в педагогике – это мысленное заранее определяемое представление о результате пед. процесса, о качествах, состоянии, отношениях и идеалах личности, которые нужно формировать. Определение цели и задач достаточно сложный процесс, который на практике сталкивается со множеством трудностей. Процесс выявления и постановки цели и задач пед. деят-ти называется целеполаганием. Выбор цели не может носить личностный (субъективный) характер. Целеполагание определяется методологией. В истории педагогики выделяется 3 подхода к выбору пед. цели:

a) Идеалистический, в рамках которого представление о цели формируется как о данности, определяемой свыше или Богом или вселенским разумом.

b) Имманентный, в котором целеполагание определяется внутренними потребностями конкретной личности.

c) Материалистический, в рамках которого пед. цель определяется общественными потребностями в воспитании человека с определенными качествами и установками.

Пед. цель, как категория, имеет иерархическую внутреннюю структуру, представляя собой как бы подсистему целей. В самом общем виде в масштабах конкретного государства цель формулируется в виде соц. заказа образованию и школе и закрепляется в соответствующих нормативных документах. Цель пед. системы (следующий уровень цели) или цель в рамках конкретного возраста (цель воспитания в начальной школе, например). Третий уровень пед. цели составляют конкретные воспитательные учреждения. Четвертый уровень – цели конкретных воспитательных дел, организуемых и проводимых конкретными воспитателями.

В практике воспитания достаточно часто встречаются такие ошибочные подходы к целеполаганию:

· Идеологизация цели, т.е. сведение цели к какому-либо идеологическому штампу.

· Идеализация, т.е. слишком возвышенная трактовка цели, очень оторванная от практики воспитания.

· Технократизация цели – превольвирование рациональной (технической или естественно - научной) над духовной составляющей.

Цель как пед. феномен характеризуется следующими признаками:

Ø Цель существует, но она недостижима, так как субъект и объект целеполагания находятся в постоянном движении, т.е. изменяются.

Ø Пед. цель должна быть достаточно абстрактной, лишена конкретики, так как является сама по себе динамичной изменяющейся структурой.

Ø Пед. цель носит объективный характер, с другой стороны, она всегда субъективна, так как направлена на

 

 

2.

Воспитательный процесс имеет целенаправленный характер. Цель воспитания, отражая государственные, политические, этнические особенности, имеет конкретно исторический и национальный характер. Например, в 20-е годы в США была выработана концепция адаптированной личности, согласно которой пед. цель формулировалась как воспитание эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. В нашем государстве долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеологов. В настоящее время прежние идеалы утрачены, а новые находятся в процессе складывания. В мировой педагогике в качестве универсальной основы пед. цели понимаются ценности и принципы гуманизма. Гуманизм (от лат. Гуманус - человеческий) оформился как система ценностей к началу 18 века. В центре этой системы лежит признание человека в качестве основной и высшей ценности. По толковому словарю, гуманизм – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. В такой трактовке принципы гуманизма приобретают значение общественного идеала. С содержательной стороны, пед. цель включает в себя так называемые общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности - это ценности, значимые не для узкого круга лиц (нации, класса, партии), а для всего человечества. Такого рода ценности в той или иной сфере присущи всем человеческим сообществам. С другой стороны, общечеловеческие ценности – это не локализуемые трансцендентные ценности. Чаще всего такие ценности совпадают с основными ценностями мировых религий (добро, счастье, любовь, мама). В наиболее общем виде такие ценности являются плодом общего согласия. Общечеловеческие ценности носят не приходящий характер и находят свое выражение в пед. целях. Возникают и проблемы при переходе категории ценности в категорию цели. Например, категория Родины (малой и большой) в любом воюющем государстве, в связи с тем воспитание патриотизма (Чечня – родина или Россия – родина? для чеченских школьников).

Вопрос 30)

Пед. идеал (от греч. – первообраз, образ совершенства) – это наиболее ценное и величественное, показатель, критерий. На практике содержание идеала складывается как альтернатива действительности. Пед. идеал – представление о совершенном человеке. Этнопедагогический анализ показал, что ранние пед. идеалы разных народов схожи друг с другом. С одной стороны, в этом проявляется ориентация на общечеловеческие ценности, а с другой стороны – доказываются общие корни человечества. Существующий пед. идеал – это идеал гармонично развитой личности, который зародился в эпоху Античности, а окончательно сформировался в эпоху Возрождения. Данный пед. идеал рассматривался как: а) гармония разносторонних влияний на личность (интеллектуальных, нравственных, эстетических, трудовых и физических), б) гармония общественно значимого и личностно значимого, т.е. социумности и самости личности, в) гармония самовоспитания и воспитания. В настоящее время идеал гармонично развитой личности признается всем мировым сообществом, но в некоторых странах трактуется с учетом национального колорита. В любом обществе выделяются 2 пед. идеала: 1) широко рекламируемый в прессе, педагогами, признанный быть ориентиром, о котором больше говорят, чем хотят быть похожим, 2) менее рекламируемый, но на практике более желаемый.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: