1. воспитательная система школы как понятие и пед. явление.
2. основные компоненты воспитательной системы школы.
3. признаки гуманистической воспитательной системы.
4. авторские воспитательные системы.
1.
Известно, что воспитание личности осуществляется под влиянием следующих факторов: воспитание, созревание организма (развитие), социализация личности. В связи с этим воспитание должно соответствовать следующим требованиям: а) целесообразность и целенаправленность, б) управление осуществляется процессами развития личности, а не самой личностью, в) воспитание не ограничивается только внеклассной работой, а включает в себя и обучение и внешкольную воспитательную деят-ть. В связи с этим становится ясно, что наиболее качественно воспитание осуществляется в рамках пед. систем. Использование системного подхода по отношению к процессу воспитания привело к созданию воспитательной системы конкретной школы. Воспитательная система – это целостный социальный организм, возникший в результате взаимодействия компонентов (целей, содержания, общности людей, базы, среды) и обладающий такими интегративными качествами как: образ жизни коллектива, его психологический климат. Целесообразность создания воспитательных систем заключается в следующем:
|
|
Ø при использовании системного подхода происходит интеграция воспитательных воздействий, крепнет взаимосвязь между компонентами
Ø создание воспитательной системы, включающей и освоенную коллективом природную и социальную среду, позволяет расширить воспитательные воздействия
Ø создание воспитательной системы позволяет экономить время и силы пед. коллектива, так как воспитательная система опирается на традиции, а это менее экономичный вид деят-ти
Ø в рамках воспитательной системы создаются условия для самоутверждения и самореализации конкретной личности.
2.
Компонентом принято считать часть системы, вступающую в определенные отношения с другими частями. Выделяют следующие компоненты воспитательной системы:
I.подсистема целей и идей
II.общность людей, реализующих поставленные цели
III.подсистема деят-ти, общения и отношений
IV.финансово-материальная база
V.освоенная школьным коллективом природная и материальная среда
I. Подсистема целей и идей является основным компонентом, определяющим все остальные. В педагогике цель рассматривается как: а) идеал, к которому стремиться школа и общество (гармонично развитая личность), б) результат, который предполагается достичь за определенный промежуток времени. Цель воспитательной системы должна соответствовать следующим требованиям:
|
|
· Ориентироваться на развивающуюся личность
· Соответствовать запросам ближайшего окружения
· Иметь четкую формулировку
· Структурироваться на мелкие конкретные задачи
· Диагностироваться
Воспитательная система решает следующие задачи:
Ø Формирование у воспитанников целостной научно обоснованной картины мира
Ø Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу своей Родины
Ø Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения
Ø Формирование творческого стиля мышления и деят-ти
Ø Формирование самосознания конкретной личности, помощь в самореализации
II. Общность людей, реализующих поставленные цели.
Ядром воспитательной системы выступает единство двух коллективов – педагогического и ученического.
В связи с этим нужно помнить, что:
1) Школьный коллектив неоднороден. В его составе выделяются следующие группы: инициативная (генераторы идей), сторонники инициаторов, отрицательно относящиеся к каким-то инициативам, равнодушные
2) Воспитательная система создается для людей, а не наоборот. В рамках воспитательной системы обязательно нужно учитывать процесс идентификации личности коллективом. В связи с чем нужно оставлять низшие обособления («экологические ниши личности»)
3) Основным фактором, объединяющим взрослых и детей должна выступать совместная деят-ть. И от выбора вида совместной деят-ти зависит эффективность воспитательной системы.
III. Подсистема деят-ти, общения и отношений. Благодаря данной подсистеме создается и поддерживается внутреннее единство воспитательной системы, ее устойчивость. Какой-то вид деят-ти становится основным, если:
§ Он выражает коллективную преобладающую потребность и является престижным в глазах всех или большинства
§ Педагог должен владеть технологией осуществления этого вида деят-ти
§ Необходимо сочетать системообразующий вид деят-ти с иными
§ Наличие предпосылок для выделения вида деят-ти как основного, к которым относятся: тип учебного заведения, потребности и особенности коллективов, традиции школы и соц. окружения, финансово-материальная база.
IV. Финансово-материальная база. Очевидный фактор. Финансово-материальная база может соответствовать потребностям воспитательной системы, а может и не соответствовать.
V. Среда, освоенная коллективом. Не всякая среда является компонентом воспитательной системы, а только та ее часть, которая освоена и стала для него жизненным пространством. Такое освоение осуществляется через:
v Ознакомление школьников с окружающей средой. Желательно осуществлять эту работу концентрически, выбирая доступные для восприятия данного возраста объекты
v Деятельностное освоение среды
v Педагогизацию окружающей среды, т.е. поддержку любых полезных социальных начинаний
v Персонализацию среды. Стремиться к тому, чтобы ребенок нашел любимое место или оно было связано с чем-то
v Формирование учащихся адекватного отношения к явлениям окружающей среды.
3.
Выделяются следующие признаки гуманистической воспитательной системы:
a)Наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми образа собственной школы, представление о ее прошлом, будущем месте в социальном окружении.
b) Формирование здорового образа жизни, в котором преобладают позитивные ценности, оптимистический настрой, динамизм, чередование жизненных фаз.
c)Создание механизма соединения индивидуальных, групповых и коллективных форм воздействия.
d) Педагогически целесообразная организация среды как внутренней, так и в связи с внешней.
e)Реализация защитных функций коллектива по отношению к конкретной личности, превращение школы в общину с преобладанием отношений сотрудничества.
|
|
4.
Авторская школа – это учебно-воспитательное учреждение со специфической уникальной культурой, созданная педагогом-основателем или его последователем на базе авторской концепции с основными субъектами в лице воспитанников, педагогов и их родителей, что обеспечивает школе эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты. Первая школа – академия Платона и ликей Аристотеля.
Значимыми признаками авторских школ являются:
ü Субъективная роль создателя
ü Четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция
ü Специфическая культура школы, созданная системой ценностей, отношений, «духа школы»
ü Установка на превращение воспитанников и их родителей в равноправных членов воспитательной системы
ü Стабильные устойчивые положительные результаты.
Для возникновения авторской школы необходимо наличие ряда условий: социальных, педагогических (важный вид условий), личностных, материальных. В авторской школе создается специфическая внутренняя культура, для которой характерна:
a) Культура директора-основателя
b) Система ценностей, которая существует в этой школе
c) Единая направленность деят-ти
d) Атмосфера сотрудничества и партнерства.
Существует типология авторских школ:
1) Авторская школа – единичное явление (слишком оригинальна). Школа Сухомлинского – «Школа радости»
2) Авторская школа – модель (на основе авторской концепции существуют подобные школы в других местах или в другие исторические периоды). «Русская национальная школа», «Справедливые сообщества Лоуренса Кольбенга».
3) Авторская школа – направление (множество школ, выстраиваемых на основе одной типологии). «Вальдорфские школы» - основатель Штейнберг (Штайнер).
4) Авторская школа – парадигма (концепция, которая принципиально меняет взгляд на школу вообще). Школа Дьюи.