double arrow

Содержание воспитания в целостном педагогическом процессе.

1. различные подходы к определению содержания воспитания.

2. формирование мировоззрения личности.

3. гражданское воспитание личности.

4. формирование нравственной культуры личности.

5. формирование трудовой культуры личности.

6. формирование эстетической культуры личности.

7. формирование физической культуры личности.

Вопрос 34)

В современной педагогике нет единого мнения по поводу того, что является содержанием воспитания. В отечественной педагогике до начала 80-х г.г. XX столетия господствовал так называемый деятельностный подход, который содержание воспитания определял как совокупность воспитательных воздействий, т.е. сумма различных видов воспитательной работы. Однако в настоящее время большее распространение имеет аксиологический подход, в рамках которого содержание воспитания предполагает формирование базовой структуры личности. Этот процесс рассматривается как процесс интериоризации ценностей личностью, т.е. присвоение ценностей личностью. Социальная ценность существует в независимости от конкретного человека. В определенной жизненной ситуации, сталкиваясь с ней, личность осваивает эту ценность, потом усваивает ее содержание, и впоследствии эта ценность входит в структуру личности, становится руководством в деятельности или присваивается. В рамках деятельностного подхода педагог осуществляет воспитательную работу, но результат ее может быть отрицательный или вообще не быть. С позиции аксиологического подхода, содержание воспитания составляют только те ценности, которые присвоены конкретной личностью, освоены ею, т.е. результативность является основным показателем воспитания. Оба этих подхода едины во взглядах на факторы, влияющие на содержание воспитания. К таковым относятся:

1) Уровень развития общества, экономики.

2) Социальные явления и отношения (религия, политика, право).

3) Цели воспитания.

4) Научно-технический прогресс, который ускоряет или замедляет воспитание.

5) Возможности воспитания.

6) Особенности конкретного образовательного учреждения.

Материальными носителями содержания воспитания выступают концепции воспитания, планы воспитательной работы и т.п.

Вопрос 35)

Мировоззрение – это целостная система научных взглядов на природу, общество, мышление. Мировоззрение конкретной личности выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности. Психологическая структура мировоззрения включает в себя:

· Познавательный (мировосприятие, мироощущение, миропонимание)

· Эмоциональный (эмоциональное состояние, чувства, переживание)

· Волевой (поступки, действия, отношения)

Однако мировоззрение не сводится только к сознанию. Оно должно выражаться в практических поступках, модели поведения, деят-ти в целом. Педагогическая структура мировоззрения включает в себя:

§ Знание, т.е. система научных истин, имеющих форму объективно описательно констатирующего суждения личности.

§ Взгляд – это определенное оценочное суждение личности по различным вопросам.

§ Убеждения – это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности и выступающие побудительными стимулами деят-ти.

Одним из важнейших средств формирования мировоззрения является система умственного или интеллектуального воспитания. Задачами интеллектуального воспитания выступают:

1) Владение системой научных знаний о природе, обществе, мышлении.

2) Развитие умственных сил и способностей, диалогического, абстрактного, эвристического стилей мышления.

3) Владение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями – синтезом, анализом, классификацией.

4) Сформированность потребностей в самообразовании, постоянном пополнении знаний.

Самым результативным средством умственного воспитания выступает обучение. Однако важную роль играет система внеклассной и внешкольной работы.

3.

Основная цель гражданского воспитания заключается в формировании гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, уважение к государственной власти, любовь в родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, а также гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Важную роль здесь имеет правовое воспитание, смысл которого заключается в осознании личностью правовых норм, их личностного смысла с целью руководства ими в практической деят-ти. Правовое воспитание особенно значимо в настоящее время, так как, с одной стороны, растет законодательная база РФ, а с другой стороны, Россия присоединяется к международным правовым актам.

Вопрос 37)

Многие нравственные категории используются как синонимы, что неправильно.

Мораль – это исторически сложившаяся система правил и норм поведения человека в обществе.

Этика – это наука о морали.

Нравственность – это личностная характеристика, показывающая соотношение убеждений и поведения личности с действующими моральными нормами и принципами.

Моральная норма – это правило, определяющее поведение человека в конкретной ситуации.

Нравственные нормы группируются по отношению к определенному объекту и проявляются на практике по исходным принципам, положениям. Содержание нравственного воспитания складывается из:

a)отношения к родине (патриотизм, национальная гордость, культура межнационального общения)

b) отношения к обществу (уважение к общественному строю, гос. власти и символике, правовым основам государства)

c)отношения к труду (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, деловитость, инициативность)

d) отношения к людям (такт, честность, правдивость, справедливость, милосердие)

e)отношения к себе (гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность и т.д.)

Вопрос 39)

В условиях школы решаются следующие задачи трудового воспитания:

ü формирование положительного отношения к труду как к высшей ценности

ü развитие познавательного интереса, стремление применять имеющегося знания на практике

ü воспитание соответствующих моральных качеств

ü вооружение системой трудовых умений и навыков.

Выделяют компоненты труда и соответствующие им формы трудового воспитания:

Компоненты:Формы:

Трудовое обучение реализуется на уроках или на уроках в мастерских

Умственный труд проявляется на уроках, самоподготовке, самостоятельной работе, выполнении д/з

Общественно-полезный труд самообслуживание в школе, благоустройство в школе

Производительный труд осуществляется на УПК, школьных кооперативах, на с/х работах

Бытовой труд самообслуживание дома, выполнение трудовых обязанностей в семье

Профессиональная ориентация выступает в форме проф. просвещения, проф. консультации, проф. отбор, проф. адаптация

6.

Это целенаправленный и планомерный процесс развития у личности эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей.

Эстетика – наука о прекрасном. Эстетическое воспитание предполагает не только знание, но и организацию чувств, духовного роста, коррекцию поведения на основе красоты. Средствами эстетического воспитания выступают: познание, труд, игра, природа, интерьер, мода, искусство.

Вопрос 40)

Физическая культура личности направлена на решение следующих задач:

ü воспитание здоровых людей, т.е. морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление устойчивости против неблагоприятных влияний внешней среды, предупреждение заболеваний, охрана здоровья

ü развитие основных двигательных качеств, силы, выносливости, осанки и т.д.

ü воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физкультурой, приобретение минимума знаний по личной гигиене и медицине.

Систему форм физ. воспитания составляют:

Ø физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе (уроки физкультуры, спортивные секции, соревнования)

Ø физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах и в режиме продленного дня)

Ø внешкольная спортивно-массовая работа, занятия в ДЮСШ, в туристических станциях

Ø самостоятельные занятия физическими упражнениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: