1. понятие метода воспитания.
2. классификации методов воспитания.
3. понятие типологии средств воспитания.
Вопрос 41)
Методы воспитания – это научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деят-ти и самовоспитания. Действенность метода воспитания обусловлено опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воздействие как цельная личность в единстве сознания, воли, ценностных установок, чувств, привычек. Метод воспитания должен быть психологически проникающим, т.е. опирающимся одновременно на рациональную, эмоциональную и практическую сферы. Личность легче уясняет социально-ценные формы поведения, если убеждается в их полезности и приобретает личные мотивы поведения. Это произойдет в том случае, если словесные понятия будут сопровождаться соответствующими переживаниями. Воспитатель станет педагогически влиятельным человеком также, если в воздействии будет использовать не только слово, но и вызывать какие-то чувства и отношение, находя место юмору и т.п. Пед. эффект возникает только через психологический, т.е. соответствующие чувства, психологическое состояние, волевое напряжение. Пед. ценность методов воспитания заключается не только в непосредственной организационной результативности, но и в том, что они являются источником обратной информации, позволяющей педагогу диагностировать состояние воспитанника, корректировать взаимоотношения с ним, деят-ть, прогнозировать его развитие. Природа метода воспитания общественна, т.е. они выбираются из системы общественных отношений, но, в педагогике преобразовываясь, становятся эффективными способами отношений воспитателя с воспитанниками.
|
|
2.
В практической деят-ти используется большое количество методов воспитания. Чтобы лучше ориентироваться в них, выбирать наиболее эффективные, методы классифицируются, т.е. разделяются на группы по определенному основанию.
Классификация по Б.Т. Лихачеву.
1) Методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экспериментальных ситуациях.
a) Уважение
b) Педагогическое требование
c) Осуждение
d) Понимание
e) Доверие
f) Предостережение
g) Сочувствие
h) Метод конфликтных ситуаций
2) Методы детской самодеятельности.
a)Методы самоорганизации духа: самоанализ, самокритика, самопознание, самоотношение.
b) Методы самоорганизации чувства и разума: самовоспитание, самообучение, самообладание.
|
|
c)Методы самоорганизации воли и поведения: самоограничение, самоконтроль, самостимулирование.
3) Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деят-ти, обращение к личности в жизненных ситуациях.
a)Методы обращения к сознанию: пример, разъяснение ожидаемой радости, актуализация мечты, снятие напряжения.
b) Методы обращения к чувству (совести, достоинству, стыду).
c)Методы обращения к воле и поступку: требование, внимание, упражнение, поощрение, наказание.
4) Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива.
a)Коллективная перспектива.
b) Коллективная игра.
c)Коллективное соревнование.
d) Коллективное требование.
e)Коллективное самообслуживание.
f) Коллективное самоуправление.
Эта классификация не является распространенной и обще употребляемой. Рассмотрим традиционную классификацию.
1) Методы формирования сознания личности. Это пути формирования правильных понятий, оценок, суждений, формирование мировоззрения: рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации.
Условия эффективности этой группы методов:
ü Опора на личностный опыт воспитанников, на практическую деят-ть.
ü Создание эмоционального подкрепления.
ü Учет уровня воспитанности личности и развития коллектива.
ü Незаконченность формулировок понятий, суждений.
2) Методы организации деят-ти и опыта поведения. Это пути выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения, создание высокой мотивации: поручение, упражнение, инструктаж, требования, создание воспитывающих ситуаций.
Условия эффективности этой группы методов:
ü Четкая постановка цели.
ü Формирование положительного отношения к цели и самой деят-ти.
ü Организация деят-ти по образцу.
ü Формирование активной самостоятельной позиции.
ü Опора на общественное мнение.
3) Методы стимулирования деят-ти и поведения. Это пути побуждения к улучшению своего поведения, развитие положительной мотивации поведения: требование, соревнования, поощрение, наказание, метод естественных последствий.
Условия эффективности этой группы методов:
ü Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
ü Опора на общественное мнение.
ü Точная эмоциональная направленность.
ü Правильная дозировка.
4) Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Это пути получения информации об эффективности воспитательного воздействия: наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов деят-ти воспитанников, специальные методики.
Условия эффективности этой группы методов:
ü Регулярность и систематичность.
ü Тактичность педагога.
ü Всесторонность оценки.
ü Объективность.
ü Компетентность воспитателя.
5) Методы самовоспитания, направленные на сознательное изменение своей личности: самоанализ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.
Условия эффективности этой группы методов.
ü Педагогическая помощь.
ü Осознание необходимости самовоспитания.
ü Стремление к овладению технологией самовоспитания.
ü Активная личностная позиция.
Выбор метода воспитания зависит от:
a) Цели воспитания.
b) Ведущего вида деят-ти воспитанников.
c) Содержания и закономерностей воспитания.
d) Индивидуальных и возрастных особенностей.
e) Уровня воспитанности и мотивации поведения.
Компетентность педагога и его индивидуальные особенности – важное условие.
3.
Средства воспитания – это предмет материального мира или ситуации, преднамеренно включаемые воспитателем в педагогический процесс. Любой предмет может стать средством воспитания, если:
|
|
· С ним связана информация, необходимая для развития личности.
· Выделяется как предмет освоения мира в образной наглядной или знаково-символьной форме.
· Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деят-ть.
Средства воспитания подразделяются на:
1) Виды деят-ти (труд, игра, познание)
2) Предметы, вещи (игрушки, компьютер)
3) Произведения и явления материальной и духовной культуры (все виды искусства)
4) Природа (пейзажи, море, океан)