double arrow

Методы и средства воспитания.


1. понятие метода воспитания.

2. классификации методов воспитания.

3. понятие типологии средств воспитания.

Вопрос 41)

Методы воспитания – это научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деят-ти и самовоспитания. Действенность метода воспитания обусловлено опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воздействие как цельная личность в единстве сознания, воли, ценностных установок, чувств, привычек. Метод воспитания должен быть психологически проникающим, т.е. опирающимся одновременно на рациональную, эмоциональную и практическую сферы. Личность легче уясняет социально-ценные формы поведения, если убеждается в их полезности и приобретает личные мотивы поведения. Это произойдет в том случае, если словесные понятия будут сопровождаться соответствующими переживаниями. Воспитатель станет педагогически влиятельным человеком также, если в воздействии будет использовать не только слово, но и вызывать какие-то чувства и отношение, находя место юмору и т.п. Пед. эффект возникает только через психологический, т.е. соответствующие чувства, психологическое состояние, волевое напряжение. Пед. ценность методов воспитания заключается не только в непосредственной организационной результативности, но и в том, что они являются источником обратной информации, позволяющей педагогу диагностировать состояние воспитанника, корректировать взаимоотношения с ним, деят-ть, прогнозировать его развитие. Природа метода воспитания общественна, т.е. они выбираются из системы общественных отношений, но, в педагогике преобразовываясь, становятся эффективными способами отношений воспитателя с воспитанниками.

2.

В практической деят-ти используется большое количество методов воспитания. Чтобы лучше ориентироваться в них, выбирать наиболее эффективные, методы классифицируются, т.е. разделяются на группы по определенному основанию.

Классификация по Б.Т. Лихачеву.

1) Методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экспериментальных ситуациях.

a) Уважение

b) Педагогическое требование

c) Осуждение

d) Понимание

e) Доверие

f) Предостережение

g) Сочувствие

h) Метод конфликтных ситуаций

2) Методы детской самодеятельности.

a)Методы самоорганизации духа: самоанализ, самокритика, самопознание, самоотношение.

b) Методы самоорганизации чувства и разума: самовоспитание, самообучение, самообладание.

c)Методы самоорганизации воли и поведения: самоограничение, самоконтроль, самостимулирование.

3) Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деят-ти, обращение к личности в жизненных ситуациях.

a)Методы обращения к сознанию: пример, разъяснение ожидаемой радости, актуализация мечты, снятие напряжения.

b) Методы обращения к чувству (совести, достоинству, стыду).

c)Методы обращения к воле и поступку: требование, внимание, упражнение, поощрение, наказание.

4) Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива.

a)Коллективная перспектива.

b) Коллективная игра.

c)Коллективное соревнование.

d) Коллективное требование.

e)Коллективное самообслуживание.

f) Коллективное самоуправление.

 

Эта классификация не является распространенной и обще употребляемой. Рассмотрим традиционную классификацию.

1) Методы формирования сознания личности. Это пути формирования правильных понятий, оценок, суждений, формирование мировоззрения: рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации.

Условия эффективности этой группы методов:

ü Опора на личностный опыт воспитанников, на практическую деят-ть.

ü Создание эмоционального подкрепления.

ü Учет уровня воспитанности личности и развития коллектива.

ü Незаконченность формулировок понятий, суждений.

2) Методы организации деят-ти и опыта поведения. Это пути выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения, создание высокой мотивации: поручение, упражнение, инструктаж, требования, создание воспитывающих ситуаций.

Условия эффективности этой группы методов:

ü Четкая постановка цели.

ü Формирование положительного отношения к цели и самой деят-ти.

ü Организация деят-ти по образцу.

ü Формирование активной самостоятельной позиции.

ü Опора на общественное мнение.

3) Методы стимулирования деят-ти и поведения. Это пути побуждения к улучшению своего поведения, развитие положительной мотивации поведения: требование, соревнования, поощрение, наказание, метод естественных последствий.

Условия эффективности этой группы методов:

ü Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

ü Опора на общественное мнение.

ü Точная эмоциональная направленность.

ü Правильная дозировка.

4) Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Это пути получения информации об эффективности воспитательного воздействия: наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов деят-ти воспитанников, специальные методики.

Условия эффективности этой группы методов:

ü Регулярность и систематичность.

ü Тактичность педагога.

ü Всесторонность оценки.

ü Объективность.

ü Компетентность воспитателя.

5) Методы самовоспитания, направленные на сознательное изменение своей личности: самоанализ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.

Условия эффективности этой группы методов.

ü Педагогическая помощь.

ü Осознание необходимости самовоспитания.

ü Стремление к овладению технологией самовоспитания.

ü Активная личностная позиция.

 

Выбор метода воспитания зависит от:

a) Цели воспитания.

b) Ведущего вида деят-ти воспитанников.

c) Содержания и закономерностей воспитания.

d) Индивидуальных и возрастных особенностей.

e) Уровня воспитанности и мотивации поведения.

Компетентность педагога и его индивидуальные особенности – важное условие.

3.

Средства воспитания – это предмет материального мира или ситуации, преднамеренно включаемые воспитателем в педагогический процесс. Любой предмет может стать средством воспитания, если:

· С ним связана информация, необходимая для развития личности.

· Выделяется как предмет освоения мира в образной наглядной или знаково-символьной форме.

· Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деят-ть.

Средства воспитания подразделяются на:

1) Виды деят-ти (труд, игра, познание)

2) Предметы, вещи (игрушки, компьютер)

3) Произведения и явления материальной и духовной культуры (все виды искусства)

4) Природа (пейзажи, море, океан)

 


Сейчас читают про: