Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников. Основной формой обучения в мире является классно - урочная форма обучения. Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки:
• постоянный состав учащихся примерно одного • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом); • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); • каждый урок посвящается только одному предмету; • постоянное чередование уроков (расписание); • руководящая роль учителя • применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее (вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д.)(Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.)
|
|
Типы и структура уроков.Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. Структурные элементы урока.
I.Организация - начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока. II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации. III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся. IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний. V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся. VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
|
|
Типы уроков. 1.Изучение нового материала– проходит в виде: - лекция, - урок с элементами беседы, - лекция с элементами презентации,- урок конференция,- экскурсия,- исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков – проходит в виде: - практикум, - экскурсия,- лабораторная работа, - деловая игра, - урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Структура..
3.Урок обобщения и систематизации знаний – проходит в виде: - семинары, - конференция, - обобщённый урок,
- урок собеседование, - урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.. Структура урока –..
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся – - зачёта, - экзамена, - контрольная работа.
Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности
5.Комбинированный или смешанный урок это: практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция,
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия. У традиционных уроков есть «+» и «-»:
«+» 1. Организационная чёткость педагогического процесса, 2. Системный характер обучения, 3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся, 4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.
«-» 1. Учитель ограничен временными рамками, 2.Трудно осущ. индивидуальный подход при большой наполняемости класса, 3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.