Структура, движущие силы и логика образовательного процесса

Процесс – это разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий, явлений. Воспитание – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников. Воспит. процесс совершается под влиянием внешних и внутренних условий. Эти условия – предпосылки воспитания. -внешние условия – это создание материальных (вещная среда) и идеальных (образцы знаний, отношений) предпосылок для развития личности, для ценностного общения, для деяний школьников.

-внутренние условия – регулирование физического и психического состояния участников воспитательного процесса, стимулирование их стремления к личностному и профессиональному (для воспитателя!) самосовершенствованию, а также к рефлексии, размышлениям по поводу этого взаимодействия. Как любой развивающийся процесс, воспитание содержит в себе противоречия, которые являются его движущими силами. Исходное противоречие воспитательного процесса – противоречие между общественными ожиданиями в отношении подрастающего поколения и его (поколения) собственными потребностями, отражающими социокультурную, возрастную ситуацию развития. Потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов. Движущие силы, развивающие и разрешающие это противоречие, – мотивы "школьного" поведения воспитателей и воспитанников. Для воспитателя цели и мотивы – это прежде всего цели и мотивы педагогической деятельности и педагогического общения. Для воспитанников – это цели тех конкретных видов деятельности, в которых он встречается с воспитателем (спорта, учения, досуга и т.д.). Движущие силы: потребности, цели, мотивы участников педагогического взаимодействия – реализуют свой потенциал в способах и содержании организуемых воспитателями и школьниками деятельности и общения. Чем больше взаимное доверие воспитателей и воспитанников, чем больше обращенность воспитанников на саморазвитие, тем больше шансов на продуктивность открытой педагогической позиции воспитателя. Единицей воспитательного процесса следует признать воспитательную ситуацию в которую ребенок попадает в последовательность следующих процессов: 1) включение в систему отношений (непосредственных и опосредованных) с воспитателем; 2) приобретение и накопление знаний, умений, способов деятельности, норм, ценностей и других элементов социального опыта; 3) преобразование внутренних структур психики ребенка благодаря усвоению структур социальной деятельности; 4) преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т.д.). Именно действия, высказывания, поступки ребенка, возникшие после его "выхода" из воспитательной ситуации, позволяют судить об эффективности воспит. процесса, организованного педагогом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: