Метод обучения — это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.
Средствами обучения яв. все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику – учиться, т. е. то.что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. Это слово учителя, учебники, учебные пособия, книгиучебные лаборатории, технические средства обучения и т. д. Прием – это деталь метода, т.к. практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов.
В структуре методов обучения выделяются Объективная часть. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.
|
|
Классификация методов:1. Традиционнаяклассификация методов обучения. Это практика, наглядность, слово, книга, видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. 2. Классификация методов по назначению выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Это: • приобретение знаний; • формирование умений и навыков; • применение знаний; • творческая деятельность; • закрепление; • проверка знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по типу познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются следующие методы: • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод – его сущность выражается
• репродуктивный метод необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. • Метод проблемного изложения -учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. • частично-поисковый метод – учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. • исследовательский метод -учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся
|
|
4. Классификация по дидактическим целям -выделяется две группы методов обучения:1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний
Приемы и средства обучения Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет учебный процесс. Педагогические средства – к ним относятся: учебно-лабораторное оборудование; учебно-производственное оборудование; дидактическая техника; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; компьютерные классы; организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).
Формы обучения - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые; составные; комплексные. Простые формы обучения - построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме.К ним относятся: беседа; экскурсия; викторина; зачет; экзамен; лекция; консультация; диспут; культпоход; шахматный турнир; концерт и т.п. Составные формыобучения -строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это: урок; конкурс профмастерства; праздничный вечер; конференция; КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.
Комплексные формыобучения дни открытых дверей; дни, посвященные выбранной профессии; дни защиты детей; недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.
Организационные формы обучения – это формы организации всей системы (урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр.)