Фонематические процессы

Фонематическое восприятие.

Задания.

Повторить слоги с оппозиционными звуками:

Возрастные показатели:

4года:

ба-па,па-ба; га-ка,ка-га; да-та,та-да; ма-ба,ба-ма; ва-ка,ка-ва; ня-на,на-ня

5лет:

ба-па-ба; па-ба-па; да-та-да; та-да-та; га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за;

са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя

6 лет:

са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша;

са-ца-са; ца-са-ца; ча-тя-ча; тя-ча-тя; ла-ля- ла; ля-ла ля

 

Дифференциация оппозиционных звуков,

не смешивае­мых в произношении.

Задание: показать по картинкам.

Возрастные показатели:

4год: кот-кит, дом-дым, уточка- удочка, киска- миска;

5лет: мышка-мишка, почка-бочка, катушка-кадушка, корка-горка;

6 лет: мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот – грот.

Дифференциация оппозиционных звуков,

смешиваемых в произношении.

Задание: показать по картинкам.

Возрастные показатели:

4года: коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина;

5лет: речка – редька, цвет – свет, челка – щелка, рейка – лейка;

6лет: лук – люк,марка – майка, ель – гель, плач - плащ.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Фонематический анализ.

Задания и возрастные показатели:

4 года:

-выделение звука на фоне слова (ДО М; МА К).

5 лет:

- выделение начального ударного звука (А НЯ, О ЛЯ, У ТРО, И РА, Э ХО; С АД; З АЙКА; Ш УБА; Ж УК; Щ УКА; О ТЕЦ; М ЯЧ; Л АПА; Р АК).

6лет:

- определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

Где находится звук С в слове С АД; ФОКУ С; ЛИ С А?

На каком месте стоит звук С в слове САНИ; ОСА; НОС

- определение последовательности звуков в слове.

Какой звук ты слышишь в начале слова ССАНИ; какой звук ты слышишь после звука С СААНИ; после звук А САННИ; после звук Н САНИИ.

-определение количества звуков в слове (слова состоящие из звуков сохранных в произношении).

Сколько звуков в слове МАК; МУКА; КОМОК.

Фонематический синтез

Задания.

6 лет:

-составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности

С-А-Д; Д-О-М; Р-У-К-А; П-О-Ч-К-А;

-составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности

М-О-С; О-Л-Б; У-Ш-А-Б; А-М-Р-К-А.

Фонематические представления.

Задания.

6 лет:

-подобрать слово на заданный звук;

назови слово со звуком С; З; Ц; Ш; Ж; Ч; Щ; Л; Р;

-из предложенных картинок предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук (звук С: самолёт, стакан, сыр, сосна, сумка);

- из предложенных картинок предлагается отобрать картинки с предметами, в названии которых есть оппозиционные звуки С-З: сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.).

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Слоговая структура слова.

Задание: повторить слова с опорой на наглядность.

Возрастные показатели:

4года: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

5лет: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

6лет: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

Регулировщик руководит движением на перекрестке.

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Вывод:

-выполняет в полном объеме,

- выполняет не в полном объеме,

-не выполняет.

Указывается характер искажений слоговой структуры слова: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.

Звукопроизношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: