Фонематическое восприятие.
Задания.
Повторить слоги с оппозиционными звуками:
Возрастные показатели:
4года:
ба-па,па-ба; га-ка,ка-га; да-та,та-да; ма-ба,ба-ма; ва-ка,ка-ва; ня-на,на-ня
5лет:
ба-па-ба; па-ба-па; да-та-да; та-да-та; га-ка-га; ка-га-ка; за-са-за;
са-за-са; та-тя-та; тя-та-тя
6 лет:
са-ша-са; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-са-ша; жа-ша-жа; ша-жа-ша;
са-ца-са; ца-са-ца; ча-тя-ча; тя-ча-тя; ла-ля- ла; ля-ла ля
Дифференциация оппозиционных звуков,
не смешиваемых в произношении.
Задание: показать по картинкам.
Возрастные показатели:
4год: кот-кит, дом-дым, уточка- удочка, киска- миска;
5лет: мышка-мишка, почка-бочка, катушка-кадушка, корка-горка;
6 лет: мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот – грот.
Дифференциация оппозиционных звуков,
смешиваемых в произношении.
Задание: показать по картинкам.
Возрастные показатели:
4года: коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина;
5лет: речка – редька, цвет – свет, челка – щелка, рейка – лейка;
6лет: лук – люк,марка – майка, ель – гель, плач - плащ.
|
|
Вывод:
-выполняет в полном объеме,
- выполняет не в полном объеме,
-не выполняет.
Фонематический анализ.
Задания и возрастные показатели:
4 года:
-выделение звука на фоне слова (ДО М; МА К).
5 лет:
- выделение начального ударного звука (А НЯ, О ЛЯ, У ТРО, И РА, Э ХО; С АД; З АЙКА; Ш УБА; Ж УК; Щ УКА; О ТЕЦ; М ЯЧ; Л АПА; Р АК).
6лет:
- определение места звука в слове (в начале, середине, конце).
Где находится звук С в слове С АД; ФОКУ С; ЛИ С А?
На каком месте стоит звук С в слове САНИ; ОСА; НОС
- определение последовательности звуков в слове.
Какой звук ты слышишь в начале слова ССАНИ; какой звук ты слышишь после звука С СААНИ; после звук А САННИ; после звук Н САНИИ.
-определение количества звуков в слове (слова состоящие из звуков сохранных в произношении).
Сколько звуков в слове МАК; МУКА; КОМОК.
Фонематический синтез
Задания.
6 лет:
-составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности
С-А-Д; Д-О-М; Р-У-К-А; П-О-Ч-К-А;
-составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности
М-О-С; О-Л-Б; У-Ш-А-Б; А-М-Р-К-А.
Фонематические представления.
Задания.
6 лет:
-подобрать слово на заданный звук;
назови слово со звуком С; З; Ц; Ш; Ж; Ч; Щ; Л; Р;
-из предложенных картинок предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук (звук С: самолёт, стакан, сыр, сосна, сумка);
- из предложенных картинок предлагается отобрать картинки с предметами, в названии которых есть оппозиционные звуки С-З: сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, лес, роза, нос, автобус, зонт и т. д.).
Вывод:
-выполняет в полном объеме,
- выполняет не в полном объеме,
|
|
-не выполняет.
Слоговая структура слова.
Задание: повторить слова с опорой на наглядность.
Возрастные показатели:
4года: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.
5лет: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.
6лет: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Вывод:
-выполняет в полном объеме,
- выполняет не в полном объеме,
-не выполняет.
Указывается характер искажений слоговой структуры слова: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных звуков), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков внутри слога и слова.
Звукопроизношение.