Социальные институты семьи

Формы брака

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества - моногамию, т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.

Социальные институты семьи

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. С биологической точки зрения только у человеческих существ отсутствуют ограниченные во времени сезоны, в течение которых возможна близость между мужскими и женскими существами, только у людей имеется возможность зачатия потомства в течение всего года. Второй биологической особенностью людей является гораздо более длительный, чем у всех других существ, период беспомощности рожденного ребенка, что диктует необходимость сохранения в течение длительного периода заботы о нем со стороны выкармливающей его матери и экономического обеспечения семьи со стороны отца.

В течение тысячелетий в каждом обществе заботой матери являлся уход за ребенком, заботой отца — материальное обеспечение семьи и ее защита (охота, тяжелый крестьянский труд, война). Вследствие этого повсеместно возникла единообразная структура: мужчины и женщины вступали в постоянные отношения, в ходе которых достигалось наиболее эффективное развитие потомства и осуществлялась необходимая экономическая активность, базирующаяся на разделении полов.

В условиях сельскохозяйственного производства семья выполняла функцию важнейшей производственной ячейки, экономической структурой, в рамках которой создавались и аккумулировались материальные ресурсы, что предопределило необходимость возникновения таких специфических институтов, как институты брака, развода, наследования. Через их посредство распределялись и перераспределялись материальные ресурсы, наследовались власть и привилегии. Никакое общество не может существовать, не создавая особый механизм, обеспечивающий беспрерывную замену одних членов общества другими. Семья как социальный институт выполняла эту социальную функцию, обеспечивая преемственность поколений путем восприятия индивидами социальной роли отца или матери, и связанной с такой ролью ответственности.

Ребенок, законно рожденный в семье, приобретает стабильное положение в обществе. По наследству передается не только материальное состояние, но и социальный статус, часто сохраняется принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу или к числу последователей той же религии. Происхождение человека представляет собой значительный фактор, определяющий положение человека в обществе, его социальный статус. В современном модернизированном, динамично развивающемся обществе наряду с подобного рода предписанным (данным, гарантированным по семейному происхождению статусом) все больше возможностей предоставляется для обретения достигаемого статуса, завоевания положения в обществе благодаря усилиям самого человека. Тем не менее семейная принадлежность сохраняет роль фактора, в определенной степени определяющего социальный статус индивида.

Семья представляет собой важнейшую разновидность первичных социальных групп, обеспечивая социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщая членам семьи чувство безопасности, удовлетворяя эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращая психологическую неуравновешенность. Также семья защищает от переживания чувства изолированности, которое в крайних проявлениях ведет к деморализации личности, возникновению деструктивных проявлений в поведении (агрессия и аутоагрессия). Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, — чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств — это убийства одними членами семьи других ее членов.

Если одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является достижение жизненно важного для индивида и всего общества результата — социализации индивида, что обеспечивает эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, то развал семьи подрывает самые основы организации общества как упорядоченной социальной системы.

Значение семьи как первичной социальной группы предопределено не только сс особой ролью в социализации индивидов, но и особой, фундаментальной ролью в аккумуляции, сохранении и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той базовой структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических режимов, институтов. Семья выполняет роль посредника между индивидом и обществом; помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность — с другой.

Такова важнейшая социальная функция семьи. Семья обращена к обществу, это ячейка общества; она социализирует индивида. Одновременно семья обращена к индивиду; она охраняет строго индивидуализированную сферу его существования. Именно в отношениях между членами семьи возникает эмпатия — переживание чувств других лиц (их страданий, огорчений и т. д.) как собственных. Семья как место безопасности, сочувствия, утешения, душевного комфорта поддерживает стимул к активной деятельности. С распадом семьи как социального института, т. е. особой общественной структуры, утрачивается сама основа существования цивилизации данного типа.

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Последовавшая затем послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве («кулаки»), лишением (на селе и в городах) семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как часть государственной идеологии лишил институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства нал гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими моральными, этическими, религиозными ценностями во многом извратило содержание первичной социализации индивида в рамках семьи.

В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к ссмьс уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются.

В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном, городском окружении эта зависимость резко ослабляется; многие функции семьи (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание) выполняются иными социальными институтами, социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средств массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функции семьи ослабляются, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам.

В современном обществе залогом успеха становятся не столько социальное происхождение индивида, прежде определявшее его судьбу, сколько его личные достижения и заслуги. Семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе нуклеарная семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, старость, уход из жизни, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи), чем семья патриархальная, где все подобные случаи могли быть компенсированы в силу взаимных обязательств.

Тенденции в развитии социальных функций семьи в условиях современной России будут определяться в прямой связи с обретением семьями (и гражданами) социальных и экономических прав (право собственности в их числе), обретением реальной материальной основы семьи, во-первых, и социально-культурных, духовных семейных ценностей гуманистического характера, во-вторых.

 

2 социально демогравическиая ситуация в рб

Вступление Республики Беларусь в XXI век сопровождается негативными демографическими тенденциями – сокращением численности населения и его старением. Исходя из того, что одним из факторов национального самосознания личности является необходимость решительного противодействия физическому исчезновению народа, руководство Республики Беларусь приняло очередную программу демографической безопасности на 2011 - 2015гг.

С начала 90-х годов ХХ века демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 1993 – 2010 годы составила свыше 750 тыс. человек. Главной причиной депопуляции в Республике Беларусь является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65%. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,49 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15.

Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина заключаемых браков распадается. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. В стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в детских интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки. В январе-июле 2012 года на 1 тыс. браков в Беларуси приходилось 667 разводов, в январе-июле 2011 года – 506 разводов.

Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семьяэто, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62%, в то время как многодетных (с тремя и более детьми) – лишь 6%. В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70% хотят иметь более одного ребенка.

Ключевой составляющей процесса депопуляции в Беларуси является также высокий уровень смертности, в том числе среди граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. При этом уровень смертности мужчин в 3 раза превышает уровень смертности женщин. По данным ВОЗ, в Республике Беларусь смертность мужчин в возрасте 15 – 60 лет в 34,5 раза выше, чем в странах Европейского союза. Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 1115 лет у мужчин (64,7 года) и на 510 лет у женщин (76,4 года).

Высокая смертность и низкая рождаемость увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения и социальной защиты. По прогнозу при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2010 году693 человека).

В Республике Беларусь проживает 2,7 млн. семей, из них 1,3 млн.семьи, воспитывающие детей.

Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту является формирование социально-экономических, организационно-правовых и иных условий для самореализации семей. Реализуются такие масштабные социальные программы, как оказание финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развитие системы бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, оказание адресной социальной помощи. Системой государственных пособий охвачено 448,8 тыс. детей (25% от общего количества), из них до трех лет – 3 09,6 тыс. (99% детей данного возраста). Принятые меры наряду с благоприятной возрастной структурой женского населения способствовали стабилизации уровня рождаемости в стране.

Начиная с 2004 года произошел абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах. За последние пять лет родилось 526.129 детей, а в 2007 году впервые за последние 10 лет количество рожденных детей превысило 100 тыс. Суммарный коэффициент рождаемости за 20062010 годы возрос с 1,28 до 1,49. Увеличилась доля вторых и третьих детей в общем числе родившихся – на 10,9% количество детей, рожденных вторыми, на 3% – рожденных третьими.

Однако положительные сдвиги в динамике рождаемости не являются стабильными. В ближайшее десятилетие структурные демографические факторы начнут оказывать негативное влияние на тенденции рождаемости, поскольку в активный детородный возраст вступит малочисленное поколение родившихся в 90-х годах. Последствия демографического спада данного периода и постепенное снижение вклада в рождаемость поколения 80-х годов уже проявляются. Так, число родившихся детей в 2010 году сократилось по сравнению с 2009 годом на 1140 человек.

В связи с этим необходимо принятие мер по повышению рождаемости и социальных норм детности в стране с учетом роста уровня и качества жизни семей с детьми. Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является поддержка двух- и трехдетной семьи. Следует уйти от патерналистского подхода к оказанию государственной поддержки семьи, в результате которого граждане выступают потребителями услуг и не участвуют в повышении уровня и качества своей жизни. Дальнейшее совершенствование социально-экономической поддержки семей должно осуществляться на основе принципа партнерства государства и населения. Главной задачей является формирование в обществе модели благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовно-нравственному саморазвитию и самореализации.

3 религия социальноу культурное явление

Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к осмыслению религиозных феноменов. Религия с точки зрения данного подхода рассматривается как социокультурное явление, как важнейший духовный фактор цивилизационного развития.

Религиоведение как отрасль знания и учебная дисциплина содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. Философия религииявляется базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философских направлениях степень разработки указанной проблемы неодинакова); осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Выделение философии религии, как специальной предметной области философствования, происходит в XVIII-XIX вв. благодаря трудам английского философа Д. Юма (1711 -1776), французского философа П.А. Гольбаха (1723 - 1789), немецкого философа И.Канта(1724-1804), немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768-1834), немецких философов И.Г. Фихте(1762-1814), Ф.В.Й. Шеллинга (1775-1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), Л.А. Фейербаха (1804-1872), К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса(1820-1895), Э. Гартмана (1842-1906), датского теолога и философа С. Кьеркегора (1813-1855), русского философа В.С. Соловьева(1853 -1900) и др. В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то основополагающего принципа - материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д. Социология религиикак научная дисциплина начинает формироваться с середины XIX в. В качестве базовых источников социологии религии послужили идеи английских философов XVII - XVIII вв. Т. Гоббса (1588-1679), Г. Болинброка (1678-1751), французских философов и представителей общественно-политической мысли XVIII в. Ш.Л. Монтескье (1689-1755).[2]

Особый вклад в изучение религии с социологических позиций внесли немецкий мыслитель М. Вебер (1864-1920) и французский мыслитель Э. Дюркгейм (1858-1917). Для Вебера религия представляет интерес как особый вид мотивации социального поведения людей. Для Дюркгейма религия связана с функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Различие в социальной жизни двух различных областей - мирской и священной является, по Дюркгейму, главным признаком религии. Мирская область- это сфера повседневной жизни, с частными интересами и обычными занятиями. Священное - это отдельная область, которая состоит из особых предметов, верований и обрядов. Священное наделено особым моральным авторитетом и властью.

Оно - предмет почитания и поклонения, источник запрета и принуждения. В религиозных системах представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в культовые действия. Э. Дюркгейм в религии придавал решающее значение не верованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, т.е. культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоите том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам. Культовые действия всегда совершаются коллективно. И, принимая во внимание этот факт, Э. Дюркгейм предлагает такое истолкование религиозного феномена: священное - это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного общества - самого этого сообщества. А совершение культового действия это акт, через который данная социальная общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря, осознает самотождественность. В соответствии с таким подходом Э. Дюркгейм дает следующее определение религии. «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, запретным, это система таких верований и обрядов; которые объединяют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды». Одним из определений предмета социологии религии может быть следующее: социология религии изучает социальные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию. Заслуги социологического подхода несомненны. Благодаря его применению стали понятны функции религиозных верований и религиозных институтов в различных обществах и в различные исторические эпохи. Стал понятен социальный смысл многочисленных культов и ритуалов.[3] Значительный прогресс достигнут как в понимании социальной (и социально-экономической) детерминации развития религии на разных этапах ее истории (в том числе и в рамках конкретных конфессий), так и в изучении влияния религиозного фактора на те или иные социальные и социокультурные процессы (достаточно упомянуть только классическое исследование М. Вебера о роли протестантской этики в формировании капиталистических отношений). Психология религиив качестве научной дисциплины формируется в конце XIX - начале XX в. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920), американский психолог и философ У. Джемс (1842-1910), немецкий философ В. Дильтей (1833-1911). В центре внимания представителя американского прагматизма У. Джемса находилась эмоциональная природа религии. Каждому человеку присуще религиозное чувство, считал он, но неверующие поражены духовной глухотой и не могут услышать голос Бога. Огромную роль в разработке психологического подхода к осмыслению природы религии сыграла книга У. Джемса «Многообразие религиозного опыта», в которой он разработал важнейшее понятие религиоведческого знания - «религиозный опыт». Большой интерес для формирования психологического подхода к религиоведческим проблемам представляют труды 3.Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Например, Фрейд считал, что с психологической точки зрения религия - это иллюзия, являющаяся ответом на те непреодолимые противоречия, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Э.Фромм писал о двойственной природе религии. В ней присутствуют как авторитарная тенденция (Бог - это сила и власть), так и гуманистическая, пробуждающая творческие способности человека. Сегодня осмысление природы и сущности религии с позиции психологии становится все более привлекательным.[4] Феноменология религиискладывается в XX в. Значительный вклад в разработку проблем феноменологии религии внесли немецкий философ и теолог Р.Отто (1869-1937), немецкий философ и социолог М.Шелер (1874-1928), англо- и франкоязычный философ и историк М.Элиаде (1907-1986) и др. Большое влияние на развитие феноменологии религии оказали феноменологическая философия немецкого философа Э.Гуссерля (1859-1938) и экзистенциализм немецкого философа М.Хайдеггера (1889-1976). В отличие от других разделов религиоведения феноменология религии пока еще в меньшей мере конституировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины; шли и идут дискуссии о ее предмете, о взаимоотношениях феноменологии с теологией, с историей и философией религии. [5] История религиикак раздел религиоведения, подобно философии религии, начал формироваться раньше, чем три других названных его раздела. Начиная с XIX в. история религии становится областью деятельности многих исследователей. К ним, прежде всего, относятся: английские историки и этнологи Э.Б.Тейлор (1832-1917), Дж.Фрэзер (1854-1941), немецкий историк Ю.Вельгаузен (1844-1918), немецкий историк и философ А.Древе (1865-1935), австрийский теолог, этнограф и лингвист В.Шмидт (1868-1954), российские историки Ф.И.Щербатский (1866-1942), В.В.Бертольд (1869-1930), А.Б.Ранович (1885-1948),Р.Ю.Виппер (1859-1954), богослов и историк А.В.Карташов (1875-1960) и многие другие. История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Изучаются происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.[6]

Понятие и сущность религии. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии

Религия(от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Этимологически термин «религия» имеет два важных значения. Согласно первому (religio) он выражает не только набожность и предмет культа, но также суть религиозного опыта. Второе значение (religare) указывает на особую, нематериальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Самое краткое и распространенное определение религии - вера в существование сверхъестественного.Однако в научной литературе существует несколько сотен определений религии. В общем, они сводятся к следующим принципиальным положениям: Религия - один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой; Религия - один из фундаментальных институтов человеческого общества; Религия - сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное; Религия - специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение бога; Религия - совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование; Религия - совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.; Религия - группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордена, секты); Религия - система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни. Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное (см. Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях от 31.10.2002г.). Из приведенных определений с очевидностью следует, что религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, что самое главное, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. [7] Явлениями духовной жизни являются вера, любовь, страдание, смысл жизни и т.д. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов (богословско-теологический, философский, социологический, психологический, феноменологический и др.) к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии. Все эти подходы можно сгруппировать в следующие два типа: богословско-теологический и религиоведческий. Богословско-теологический подходосновывается на признании бытия Бога, на стремлении понять религию «изнутри» на основе соответствующего религиозного опыта, многообразия религиозных переживаний. Наиболее полное и всестороннее определение религии может быть дано только на основе религиозного опыта и религиозных переживаний, считают авторы данного подхода. Важнейшей и исходной составной частью религиозного опыта является усвоение священных текстов (Откровения). Именно «религиозные переживания» удостоверяют человека в реальности духовного начала, Бога. Идея богообщения раскрывает суть религии согласно богословско-теологической точке зрения. Исторически первой формой религиоведческого знания и являлась теология(от греческого teos - Бог и logos - учение) - учение о Боге в католической и протестантской традиции ибогословие как учение о прославлении Бога в православной традиции, поскольку православие отвергает всякую возможность познания Бога и считает возможным только его прославление. Теология или богословие появляются из стремления разъяснить основные положения той или иной религии, перевести содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов образы и догматические формулы на язык понятий, сделать ихдоступными массе верующих. Богословско-теологический подход к религии - это подход к религии как бы «изнутри», с позиций самой религии. Основой такого подхода служит религиозная вера. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна. Для богословско-теологического подхода к пониманию сущности религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом, религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус. [8]

Основы христианской «теологии религии» были заложены Аврелием Августином: религия есть связь человека с Богом, установленная Богом; ее сущность раскрывается человеку только в Откровении Бога, и, следовательно, только человек, исповедующий истинную веру, может составить представление о том, что есть религия, тогда как для внерелигаозного сознания она недоступна. Первоначально в христианском сознании «религия» и «христианская вера» были синонимами, языческие культы лежали за пределами того, что называлось религией. Позже они стали рассматриваться как «ложные религии» и еще позже, с 17-18 вв., термин «религия» стал употребляться применительно не только к христианству, т.е. возникло понятие «нехристианских религий». Для христианского сознания, не знавшего других религий, кроме «своей», инаковерие было либо «ересью», либо «безбожием». Признание других религий, кроме христианской, обозначило для теологии религии проблему: могут ли разные религии в равной мере рассматриваться как истинные? Сложились два подхода к решению этой проблемы. Первый: разные религии - это разные пути, ведущие к одному и тому же Богу. Второй: к истинному Богу ведет один-единственный истинный путь. В обоих случаях, однако, для теолога степень причастности к истине разных религий не может быть одинаковой и определяется с позиций истинной, т.е. «своей», веры. Для теологии неприемлем объективный подход, ставящий все религии в один ряд и позволяющий исследовать их общие социокультурные характеристики.[9] Религиоведческий подход к пониманию сущности религии сформировался в русле развития светского гуманитарного знания и интегрировался в особую гуманитарную дисциплину «религиоведение». В рамках этой дисциплины складывается взгляд на религию как бы «извне», т.е. предпринимается попытка максимально объективно исследовать религию как социокультурный феномен. Научный подход все больше доминирует в осмыслении религии. Активно используются разнообразные методы познания религии: диалектика, системный метод, структурно-функциональный, феноменологический, сравнительно-исторический (корпоративный) и др. Религиоведение представляет собой комплексную дисциплину, изучающую возникновение, развитие и функционирование религии как социокулътурного явления. Это особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведение человека по отношению к трансцендентальному, Богу или богам. На первом этапе наука о религии развивается на основе историко-эволюционного подхода как история религии. Она обращается к первобытной культуре и проблеме происхождения религии, на материале антропологии и этнологии, исследует элементарные формы религий и предлагает в качестве общего начала всех религий анимизм - веру в «духов» (Э. Тейлор),тотемизм, или культ предков ( Л. Морган, Дж. Фрэзер).Широкое развитие получает сравнительно-историческое исследование религии, выделяются исторические типы религии, все более основательно ставится проблема взаимоотношения религии и культуры. Эта проблема определяет основное направление исторических исследований религии в 20 в. Центр религиоведческих исследований к концу 20 в. явно сместился из истории, социологии, психологии в культурологию. В рамках такого подхода религия рассматривается как символическая система, существующая наряду с другими и во взаимодействии с ними осуществляющая общие функции культуры своим специфическим образом. В начале лекции мы выяснили, что в рамках религиоведческого знания природа и сущность религии осмысливались под разными углами зрения (с т. зрения философии религии, социологии религии и т.д.)[9]

Структура и функции религии

религия богословский теологический

Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация. Религиозное сознание (вера).Современные исследователи выделяют существенные особенности религиозного сознания (причем интегративной чертой религиозного сознания, является религиозная вера) характерные для любой религии. Основой религиозного сознания является религиозная вера(особенно для христианства). Последователей Христа апостолы называли «верующими». В исламе, исповедующие эту религию называются «правоверными». Вера приводит к уверенности в истинности тех или иных положений. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия).Важнейшими элементами религиозного сознания являются: убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестевенными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать силы природы - земля, солнце, амулеты, уши умерших предков. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения - единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения. Мир сакрального (священного) для верующего реален, он не относится к сфере мечты; убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры. Контакт этот представляется в системе религиозного сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия - это каналы связи с миром сверхъестественного. [10] Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Деист (человек, признающий существование Бога только как первопричину мира) с этой точки зрения не является религиозным человеком, ибо он не признает возможности живого двустороннего контакта с Богом; религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства. Религия включает также осознание требований со стороны божества и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований. Человек не только чувствует свою зависимость от священного, но считает, что божество прямо или косвенно диктует ему свою волю. Не зная ее, человек ощущает себя находящимся во власти произвола. Религия предполагает установление добрых отношений человека с объектами поклонения, желание умилостивить божество, а в случае нарушения воли Бога - компенсировать свое непослушание покаянием или жертвоприношением. Религиозное сознание неоднородно, оно имеет, по меньшей мере, два уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоциональный комплекс, и рациональнооформленное сознание (вероучение, религиозная идеология), предполагающее освоение содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие, или теология, которое не только осваивает вероучение, но и транслирует его, защищает от ересей, интерпретирует согласно требованиям времени. Религиозная деятельностьпо существу сводится к религиозному культу ( лат. cultus - уход, почитание).[11] Культовая система, прежде всего, представляет, собой совокупность определенных обрядов. Поэтому для уяснения особенностей религиозного культа необходимо уяснить, что представляют собой обряды. Обряд - это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как субъект неоднородна: имеется небольшая группа осуществляющих управление - священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна верующим со значительной степенью религиозной убежденности, с хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых действий. К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный смысл и значение. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более сложных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники).[12]

 

 

4 импирическое социальное иследование

Эмпирическое социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчинённых единой цели – получить объективные данные об изучаемом социальном явлении для их последующего использования в практике управленческой деятельности.

Уточним ключевые понятия, используемые в эмпирической социологии. Так, метод- это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Техника-совокупность специальных приёмов для эффективного использования того или иного метода. Методика-совокупность технических приёмов,связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. К примеру, при исследовании состояния общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкетный опрос. Часть вопросов анкеты он сформулировал в открытой форме, а часть-в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных,и соответствующая инструкция анкетёру образуют методику исследования. Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования.

Вид социологического исследования определяется в зависимости от характера поставленных задач, от необходимой глубины анализа социального явления или процесса. Различают следующие основные виды социологического исследования:

Разведывательное (пилотажное, зонтажное) -наиболее простой вид социологического анализа, позволяющий решать весьма ограниченные задачи. Часто используется для проверки надёжности социологического инструментария-анкеты, бланка интервью, опросного листа, карточек наблюдения и т.д.

Описательное-более сложный вид исследования, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении или процессе.

Аналитическое-направлено на выявление причин изучаемого явления или процесса. Оно носит комплексный характер, в нём, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Среди методов сбора социологической информации социологии используют наблюдение, опрос, анализ документов и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления или процесса, свойства которого фиксируются исследователем. Формы и приёмы фиксации могут быть различными: бланк и дневник наблюдений, фото-кино-видео-техника, другие технические и электронные средства.

Опрос-обращение к непосредственному участнику изучаемого явления или процесса. Выступает в двух разновидностях: анкетирование и интервьюировании. Анкетирование-самостоятельное заполнение вопросника опрашиваемым в присутствии анкетёра (очное анкетирование) или без него (заочное анкетирование). Формы заочного анкетирования: почтовый, прессовый, интерактивный опрос. Для проведения опроса составляется анкета-документ, содержащий совокупность вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами исследования. Интервьюирование, предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором социолог сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. Формы интервьюирования: прямое (лицо к лицу) и опосредованное(любыми техническими средствами связи).В зависимости от источника первичной социологической информации различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основной источник информации - различные социально-профессиональные и демографические группы.

Представители данных групп называются при опросе респондентами.

В специализированных опросах основным источником информации выступают компетентные лица, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с предметом анализа или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Специализированные опросы иногда называют экспертными.

Анализ документов - один из основных методов сбора первичной социологической информации, источником которой могут выступать самые различные текстовые сообщения. При исследовании используются традиционный анализ, контент-анализ и дискурс-анализ текста.

Проведение эксперимента предполагает создание искусственной ситуации для изучения поведения интересующего исследователя объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению тех включённых в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: