Италия. Новое просвещение

В конце XIII в., после падения Штауфенов, прекратились походы в Италию германских императоров и разорвалась связь ее с империей. В это время Север разделялся между несколькими большими городами; главнейшими из них были три торговые приморские республики (Пиза, Генуя и Венеция) и две сухопутные (Милан и Флоренция).

Венеция и Генуя. Между городами не было согласия. Генуя отняла у Пизы Корсику и Сардинию, уничтожила ее флот, разрушила гавань и отбила ее покупателей. Венеция и Генуя почти непрерывно враждовали. Венеция получила огромные выгоды от завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 г. Генуя, напротив, помогала царям Малой Азии Палеологам изгнать в 1261 г. крестоносцев из Византии; генуэзцы за это получили Хиос и Лесбос. Тогда венецианцы стали помогать против Византии туркам. В конце XIII в. генуэзский флот нанес венецианскому жестокое поражение. В конце XIV в. перевес опять взяла Венеция. Адриатическое море перешло в ее руки. Венеция завладела Ионическими островами, Критом, позднее — Кипром; в морской торговле Венеция решительно заняла первое место.

В обеих республиках установилось аристократическое правление. В трудных и рискованных отдаленных предприятиях, в морских сражениях и торговых захватах выдвинулось несколько энергичных родов, которые сильно разбогатели и подчинили себе остальное население. В Венеции Большой совет составлялся из нобилей, передававших свое звание по наследству. В начале XIV в. там был учрежден Совет Десяти, похожий на инквизицию, принимавший тайные доносы и следивший за дожем, всеми нобилями и остальным гражданством; людей, замеченных или только подозреваемых в замыслах против правительства, ждала быстрая расправа от руки тайных палачей.

Флоренция. Флорентийские мастера выделывали шелковые ткани и перерабатывали в тонкие сорта грубые шерстяные материи, покупавшиеся на ярмарках в Шампани. Распространяя эти произведения, флорентийцы завязали сношения со всеми странами Европы и сделались денежными посредниками между Италией и заальпийскими странами. Самые большие денежные обороты в Европе делала римская курия; флорентийские купцы постепенно вытеснили на деловой службе у пап всех соперников и стали главными банкирами курии. Флорентийцы первые в Европе начали чеканить золотую монету (флорины).

Старую Флоренцию оплакал один из подвергнутых изгнанию гибеллинов, Данте Алигьери. В поэме «Божественная комедия» Данте творит суд над своими современниками. Это рассказ о видениях, в которых он посещает ад, чистилище и рай. В аду он видит пап, одного из них — по горло в денежном мешке; видит флорентийских банкиров, наказанных за ростовщичество. Худшие из всех грешников находятся в челюстях самого Сатаны: это Иуда Искариотский и Брут с Кассием, убийцы Цезаря, приравненного Христу. Объяснение в том, что Цезарь — предшественник императоров, а императорская власть кажется Данте символом доброй старины, опрокинутой папой и гвельфами.

Во Флоренции постепенно выдвинулись немногие богатейшие банкирские дома. Чем крупнее был такой дом, тем более у него было заемщиков среди торговцев и мастеров, тем более людей мог он провести в синьорию, тем более могла возрасти его сила в республике. Около 1400 г. самым богатым домом становятся банкиры Медичи.

Тирания. Господство Медичи представляет пример замены республики тиранией. В XV в. почти во всех итальянских городах, кроме Венеции, появились тираны. Нередко в борьбе богатых с бедными спорившие выбирали особого сановника с неограниченной властью для установления порядка (сар11апо йе! роро!о), который окружал себя стражей и удерживал в своих руках господство. Или захватывал власть в городе кондотьер, начальник наемного войска, заменившего старинные городские ополчения. Кондотьер Сфорца основал в Милане династию.

Правление тирана держалось подозрительным надзором за гражданами и жестоким преследованием противников. Тиран искал союза с соседними владетелями, старался составить себе двор, привлечь к нему видных художников и писателей, расположить к себе народ блестящими празднествами и крупными постройками.

К числу итальянских тиранов во второй половине XV в. надо причислить и пап. После неудачи соборов в Констанце и Базеле папы опять восстановили свою власть в Риме. Они интересовались только светскими делами и старались увеличить владение своих непотов (родственников). Папы конца XV в. Сикст IV и Александр VI Борджа были люди глубоко развращенные; они не стеснялись налагать интердикт на области, чтобы устрашить население и устроить власть своих сыновей. Главы западной церкви призывали раньше христиан к крестовому походу против турок; теперь папа вступал в соглашение с султаном, угождал ему, чтобы подстрекнуть турок против Венеции. Папа Александр VI появлялся, окруженный стражей и наемными убийцами; за его столом устраняли отравой кардиналов, которые казались опасны для папской политики.

Новое просвещение. Все итальянские правительства — и тираны, и папы, и республиканские синьории — нуждались в образованных чиновниках, бойких на перо и искусных в речи. Города и князья постоянно обменивались посольствами: на приеме послы произносили длинные речи, на которые им обстоятельно отвечали местные ораторы. Соседу или союзнику посылали подробную грамоту, составленную изящным слогом; большим мастером в этом отношении считался канцлер Флорентийской республики Са-лютати. Тираны искали писателей, которые сумели бы выставить их заслуги и очернить их противников. В таких же мастерах меткого слова нуждались папы, притязания которых оспаривались всеми. Около времени Базельского собора Лоренцо Балла, бывший на службе неаполитанского короля, доказал, что Константинов дар — выдумка пап (Константиновым даром называлась грамота об управлении Западной империей, будто бы данная папе великим императором Константином). Папская курия постаралась потом привлечь Баллу на свою службу.

Образцов красноречия искали у великих ораторов и писателей римской старины. Но писатели древности были утеряны. В начале XIV в. знали почти одного Вергилия. В своих видениях о загробном мире Данте выбирает проводником своим Вергилия, который доводит его по порога рая. Люди поколения, следующего за Данте, открыли письма и речи Цицерона. Петрарка, флорентийский поэт первой половины XIV в., считал Цицерона величайшим писателем всех времен и народов.

Все более развивалось желание узнать латынь в ее подлинных источниках, и потому усиленно начали искать уцелевшие списки римских писателей. Нередко они лежали под спудом или были в обладании совершенно невежественных лиц. Третий флорентийский поэт, Боккаччо, младший современник Петрарки, неутомимый искатель старины, рассказывает о том, как он приехал в старый монастырь Монтекассино, известный своими рукописными богатствами; на просьбу открыть библиотеку приезжему показали лестницу к незапертой старой башне, где он нашел книги в полном беспорядке, покрытые слоем пыли; у многих ценных экземпляров были оторваны страницы, и монахи объяснили, что иногда ради заработка они смывают на вырванных кусках книги старые чернила и пишут псалмы, сбывая потом детям.

С великим интересом стали в Италии смотреть и на сохранившиеся памятники старины, остатки римских построек и скульптур. Во время пребывания пап в Авиньоне в середине XIV в. молодой адвокат Кола Риенци старался возбудить римское население к восстановлению древней республики; его главным средством были речи и беседы о камнях и остатках древнего Рима. Несколько позднее стали изучать и разыскивать древних греческих писателей. С ними познакомили итальянцев греки, которые переселились из Византии от турецких погромов. Особенно много греческих ученых прибыло ко времени Флорентийского собора, созванного для воссоединения греческой церкви с латинской (1439).

Новое искусство. Быт и понятия итальянского общества XIV и XV вв. создали новый характер искусства. Нобили, богатые купцы, банкиры и фабриканты, тираны и прелаты светского образа жизни, собирая у себя большое общество, не могли удовольствоваться старыми тесными домами с узкими комнатами под низкими сводами; они начали возводить просторные дворцы с широкими входами и верандами (ложами), окруженные садами; в большие залы полукруглые окна пропускали много света; ковры, красивая мебель составляли внутреннее убранство приемных покоев.

В Риме папа Николай V задумал по планам архитектора Альберта перестроить заново всю старую крепость папского Ватикана; среди широких улиц, избегая нездоровой тесноты прежнего времени, предполагалось возвести папский дворец и громадный новый собор св. Петра. Во Флоренции в начале XV в. решили покрыть часть собора большим куполом. Город устроил особое совещание мастеров; в затруднении одни предлагали поднять изнутри сплошные леса, чтобы возводить на них свод, другие — окружить собор горами земли. Архитектор Брунеллески отверг эти беспомощные советы; руководясь своими смелыми выкладками, он взялся за громадное дело "к возобновил забытое со времени римлян искусство строить своды.

Сильно изменился также характер живописи и скульптуры. Прежние мастера, строившие и украшавшие церкви, были ремесленники; они исполняли работу по привычным приемам, были одновременно каменщиками, плотниками, резчиками, живописцами. Теперь возник такой спрос на живые и красивые изображения, что должны были появиться особые специалисты в работе красками и в ваянии из бронзы 'и мрамора. Ваятель Донателло в начале XV в. изучает для своих статуй строение человеческого тела, его повороты и движения, напряжение мускулов, игру лица. Его современник, рано умерший Мазаччо, первый применил в картинах перспективу: выпукло выделяются у него главные лица впереди и глубоко отходит задний план.

Искусство сделало в эту эпоху поразительные успехи, так что кажется, как будто оно после долгого сна и неподвижности опять возродилось. Под этим впечатлением мы называем время XIV и XV вв. в Италии Возрождением (по-французски Ренессанс).

Ренессанс, он же Возрождение, Эпоха Возрождения, Renaissance – время интеллектуального расцвета в Италии, повлиявшее на развитие человечества. Это замечательное время дало свой старт в XIV веке и стало клониться к закату в XVI веке. Нельзя найти ни одну область деятельности человека, которую бы не затронул Ренессанс. Расцвет человеческой культуры, творчества, искусства, наук. Политика, философия, литература, архитектура, живопись – всё это приобрело новое дыхание и стало развиваться необычайно быстрыми темпами. Большинство самых великих художников, которые оставили о себе вечную память в произведениях и разработавшие большинство принципов и законов живописи, жили и творили именно в это время. Эпоха Возрождения стала для людей глотком свежего воздуха и началом новой жизни, настоящей культурной революцией. Рушились принципы жизни средневековья и человек стал стремиться к высокому, будто осознав свое настоящее предназначение на Земле – творить и развиваться.

Возрождение означает не что иное, а возврат к ценностям прошлого. Ценности прошлого, включая такие, как вера и искренняя любовь к искусству, созиданию, творению, были переосмыслены. Осознание человека в мироздании: человек как венец природы, венец божественного творения, сам являющийся творцом.

Самыми знаменитыми художниками Ренессанса являются Леонардо да Винчи, Альберти, Боттичелли, Тициан, Микеланджело, Рафаэль, Альбрехт Дюрер и многие другие. Своим творчеством они выражали общую концепцию мироздания, понятия о происхождении человека, которые опирались на религию и мифы. Можно сказать, что именно тогда появилось желание художников научиться создавать реалистичное изображение человека, природы, вещей, а также неосязаемых явлений - чувств, эмоций, настроения и т.д. Изначально центром Ренессанса считалась Флоренция, но к 16 веку он захватил Венецию. Именно в Венеции находились самые главные благодетели или меценаты Возрождения, такие как Медичи, римские папы и другие.

Несомненным является тот факт, что Эпоха Возрождения повлияла на ход развития всего человечества во всех смыслах этого слова. Произведения искусства того времени до сих пор являются одними из самых дорогих, а их авторы оставили свои имена в истории навсегда. Картины и скульптура Эпохи Возрождения считаются бесценными шедеврами и до сих пор являются пособием и примером для любого художника. Неповторимое искусство поражает своей красотой и глубиной замысла. Каждый человек обязан знать об этом необыкновенном времени, которое было в истории нашего прошлого, без наследия которого совершенно невозможно представить наше настоящее и будущее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: