Первая религиозная реформа Владимира

Владимир I Святославович (980 — 1015 гг.) во время своего правления всячески пытался укрепить великокняжескую власть. Объединяя земли и подчиняя племена (волынян, вятичей, радимичей, белых хорватов), он стремился создать сильное государство с единым правителем. И как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Разрозненные языческие культы препятствовали объединению. С этой целью в 980 г. был реформирован славянский языческий пантеон, и на первое место среди богов выдвинулся Перун – бог грома и войны, покровитель князя и дружины. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Мокоши, Стрибога и Симаргла. Перун выделялся среди них серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовался соседними народами: византийцами, хазарами, волжскими булгарами. Именно активные международные контакты привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду.

Причины принятия христианства

Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира I Святославовича обратиться к принципиально новой религии.

«Повесть временных лет» рассказывает легенду о выборе веры князем (986 г.), к которому приходили представители разных монотеистических религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на употребление вина, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

Реальная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном варианте, заключается в существовании прочных культурных и экономических связей Руси с Византийской империей, особенно в связи с торговлей по пути "из варяг в греки". Мощнейшая в тот момент византийская держава была в глазах князя Владимира Святославовича воплощенным идеалом государственности.

Еще в середине Х века (при Игоре Старом и особенно при княгине Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свой храм.

Греческая церковь подчинялась светской власти (т.е. власти князя), в отличие от западной во главе с Папой Римским. Кроме того, восточный обряд допускал богослужение на местном языке и переводы канонических текстов.

Принятие христианства должно было повысить международный авторитет Руси и поставить великого киевского князя в один ряд с европейскими монархами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: