Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости

Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных начал человека. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.

Самовоспитание – целенаправленная и систематическая деятельность личности, которая направлена на формирование или усовершенствование каких-либо качеств: моральных, физических, эстетических, а также привычек поведения. Требования к самому себе и качества, которые личность стремится выработать, в первую очередь определяются условиями жизни.

4. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

· общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

· возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

· коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

· частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

· история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

· отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Рассмотрим их подробнее.

В систему педагогических наук входят методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биоло­гии и других учебных предметов. Здесь содержатся специ­фические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподава­ния обогащают науку предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами, расши­ряют арсенал общей теории дидактики. Например, мето­дика преподавания психологии это педагогическая науч­ная дисциплина, исследующая процесс обучения психоло­гии с целью использования его закономерностей для даль­нейшего повышения эффективности образования, воспита­ния и развития подрастающего поколения.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставле­ния и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать нацио­нальную педагогическую культуру за счет международно­го опыта.

История педагогики– это наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. Историко-педагогические исследова­ния неразрывно связаны с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии.

Дошкольная педагогика представляет собой науку о за­кономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют от­расли дидактики дошкольного образования, теория и мето­дика воспитания дошкольников, международные стандар­ты предшкольного развития ребенка, теория и практика про­фессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

Школьная педагогика представляет собой науку о за­кономерностях развития, формирования личности детей школьного возраста. Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тыся­челетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развити­ем, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Педагогика профессионально-технического образова­ния представляет собой отрасль педагогической науки, пред­метом которой являются закономерности подготовки рабо­чих высокой квалификации.

Педагогика высшей школы исследует процессы обуче­ния и воспитания в высшей школе и управление ими. Пе­дагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Одним из факторов ее развития является фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, раз­работчики концепций, создатели инновационных техноло­гий в своих специальных областях. Многие из них участву­ют в создании новых дидактических конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обу­чения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии студентов. Многие дидактичес­кие разработки, выполненные для нужд вузовского обуче­ния, создаются в двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского, институтского познава­тельного труда переносится в школу и оказывается сред­ством обновления школьного учебного процесса.

Производственная педагогика изучает закономернос­ти обучения работающих, переориентации их на новые сред­ства производства, повышения их квалификации, переучи­вания на новые профессии.

Военная педагогика вскрывает закономерности, осу­ществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания воен­нослужащих всех рангов.

Социальная педагогика содержит теоретические и при­кладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В клубах, на станциях юных техников, в домах народного творчества, на спортивных ба­зах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои твор­ческие потребности, вовлекаться в полезные формы досу­га, получать необходимые, в том числе и профессиональ­ные, знания. Благодаря научным исследованиям внешколь­ная система занятости детей и взрослых получает возмож­ность эффективного развития, превращается в источник по­вышения культуры общества.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоре­тические обоснования и разработки практики перевоспи­тания лиц, находящихся в заключении за совершенные пре­ступления. Другое ее название «педагогика пенитенциарных учреждений». Существуют детская и взрослая отрас­ли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказа­ние за совершенные преступления. Исправительно-трудо­вая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и право­ведением.

Специальные педагогические науки разрабатывают те­оретические основы, принципы, методы, формы и сред­ства воспитания и образования детей и взрослых, имею­щих отклонения в физическом развитии:

тифлопедагогика – обучение и воспитание слабови­дящих и слепых;

сурдопедагогика – обучение и воспитание детей с де­фектами слуха;

олигофренопедагогика – работа с умственно отста­лыми.

Системы воспитания и образования лиц без зрения, слу­ха и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубо­кими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи детей и взрослых с окру­жающим миром, компенсаторными способностями человеческого организма в общении со средой. Интенсивность научных разработок в этих отраслях педагогики предопределяется масштабами рождении детей с аномальным развитием. В последнее время эти отрасли, взятые вместе, получили название «коррекционная педагогика».

К новым направлениям педагогики можно отнести та­кие, как гуманистическая педагогика, педагогика культу­ры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия, тен­дерная педагогика и др.

Гуманистическая педагогика — направление в совре­менной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в США как выражение идей гу­манистической психологии. На Западе наиболее яркими ее представителями являются К. Роджерс, Р. Барт, Ч, Ратбо ун и др. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обуче­нии, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Она решает свои задачи путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащих­ся, установления конструктивных межличностных отноше­ний в классе; разработки образовательных программ, мак­симально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащими­ся проблем познавательного процесса и способов его оцен­ки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличност­ных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспита­ния подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда следовала идеям гуманизма, последовательно вы­ступала против физического и духовного принуждения лич­ности. Педагог, занимающий позицию ненасилия, облада­ет позитивной открытостью, преодолевает собственный эго­центризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в со­знании намерения, связанные с ненасильственным действи­ем, положительно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов.

Педагогика сотрудничества — направление, возник­шее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и воз­родившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основ­ные положения: отношения сотрудничества и взаимодей­ствия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и са­мооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, гике, изучающее значение и специфику организации куль­турной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика информационно-кибернетическая — педа­гогика, разрабатывающая вопросы управления информаци­онными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Антропогогика — обучение, воспитание и развитие че­ловека на протяжении всего жизненного пути.

Кондуктивная педагогика — направление педагогичес­кой деятельности, ориентированной на работу с детьми-ин­валидами и детьми с ограниченными возможностями. Ав­тор — венгерский ученый А. Пето. Основное внимание она уделяет медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6—7 человек всегда прово­дит один человек, владеющий базовыми знаниями по ме­дицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, пси­хотерапии и т. д.

Педагогика права — педагогика, занимающаяся изуче­нием вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государ­ства относительны.

Реабилитационная педагогика — это комплексная дис­циплина, основанная на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, занимающаяся вопросами пе­дагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка, подростка для коррек­тирования его поведения, оптимизации эмоционального со­стояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации пе­дагогической запущенности, благодаря чему происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресур­сов развития ребенка.

Гендерная педагогика — новая отрасль педагогики, ос­новной целью которой является деконструкция градацион­ных культурных ограничений развитии потенциала лично­сти в зависимости от иола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия спо­собностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия.

Процесс дифференциации в педагогической науке про­должается.

 

5. Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических харак-тик образов. процесса.

Кроме того, методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Я.А.Коменский писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным "формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.

Однако, психология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор", поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности.

Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук — математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками:

данные физиологии о работоспособности в разные возрастные

периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: