технологический уровень
(методика и техника исследования)
конкретно - научный уровень
(исходные теоретические концепции)
общенаучный уровень
(концепции, применяемые во многих науках)
философский уровень
(общие принципы познания, категориальный строй науки в целом: экзистенциализм, неотомизм, прагматизм, позитивизм, диалектический материализм и др.)
2. Зачем нужно знать методологию? Без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят способность к:
- научному обоснованию;
- критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования;
- методологической рефлексии (умение анализировать собственную научную деятельность).
Для педагога обладать методологической культурой значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Основными составными частями культуры этого вида являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности педагога, характеризуют его как творческую личность.
|
|
Методологическая культура педагога – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию педагога (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание), внутренний план сознания (самосознания) и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.
Коротко: методологическая культура педагога заключается в осознании закономерностей, целей, принципов педагогики.
Признаками методологической культуры являются:
- знание и понимание основных категорий философии и педагогики;
- установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
- понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики;
- стремление выявить единство и преемственность педагогических идей, проследить их в развитии.
Существуют два уровня методологической культуры педагога.
1. Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.
|
|
2. Диалектический уровень: педагог должен применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения.
3. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.
Экзистенциализм, или философия существования – это переживание человеком своего бытия в мире. Его основные представители – Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США). Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое “Я”. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее “Я” каждого.
Экзистенциалисты отмечают деформацию личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников “творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя”.
Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.
Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир – мир “низшего ранга”, “он мертв”, “не имеет цели и сущности”, его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только “сверх-разумом”, посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний, более богатый и благородный, имеет и большую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.
Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении “досознательного”, в котором, якобы, находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие “досознательного” стремления приблизиться к Богу.
|
|
Значительные открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке ХIХ – ХХ вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.
Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма – Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги “Американская средняя школа сегодня”, “Подготовка американских учителей” и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.
Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 60 – 70-е гг. нашего столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное “не знания, а методы их приобретения”.
Прагматизм как философское течение возник на рубеже ХIХ – ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме – “опыт”, “дело”. Познание действительности сводятся к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.
|
|
Наиболее яркий представитель прагматизма – американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.
Опираясь на базовое понятие прагматизма – “опыт”, Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу “самовыявления” данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Дж.Дьюи и его последователи утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.
Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. ХIХ в. Широкое распространение он получил в ХХ в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К.Маркс и Ф.Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.
Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).
В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.
Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.
4. Методологическими принципами педагогики являются:
· Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а во взаимосвязи с другими – в системе. Системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.
· Личностный подход – означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной свободы и права на уважение.
· Деятельностный подход – предполагает перевод ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. Деятельность есть основа и решающее условие развития личности. Преобразуя природу, человек преобразовывает себя. Идет процесс развития.
· Диалогический подход – вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность обретает себя в общении с другими.
· Культурологический подход – обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Сам человек содержит в себе часть культуры.
· Этнопедагогический подход – учитывает национальные особенности воспитания. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.
· Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Это положение К.Д.Ушинского – неизменная истина педагогики.
Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.
5. Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.
Любое научное исследование должно иметь объект и предмет исследования. Под объектом понимают часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической т теоретической деятельности человека как социального существа.
Предметом же познания считают зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, используемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
По мере развития знаний об объекте открываются его новые стороны, которые и становятся предметом познания. Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем объект. Он является как бы стороной объекта, его частью, элементом. (например, объект исследования – процесс обучения в целом, предмет – методы обучения или объект – методы обучения, предмет – группа методов стимулирования учения).
Проблема и результаты исследования должны быть актуальными, иметь общественную значимость (социальный заказ), нести элементы научной новизны, они должны иметь значение с теоретической и с практической точки зрения, быть объективными и достоверными, доступными для применения в других исследованиях и практической деятельности.
Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Цель подразделяется на ряд конкретных задач. Задачи ставятся исследованием только на основе теоретического анализа проблемы и современного ее состояния в реальной практике.
Цель – предвосхищение в осознании результата деятельности.
Подходы к исследованию реализуются не только в его замысле, идее, гипотезе и концепции, но и в выборе конкретных методов исследования.
Метод научно-педагогического исследования – это совокупность приемов и операций изучения педагогических явлений и решения разнообразных научно-педагогических проблем.
Выделяют методы теоретические (синтез и анализ, индукция и дедукция, моделирование) и эмпирические (от греч. – опыт, наблюдение, устные и письменные опросы, опытно-экспериментальные работы).
Получаемые с помощью различных методов данные обобщаются и предстают в виде текстов, таблиц, графиков и других материалов, которые позволяют подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, а также обосновать выводы, содержащие новое знание. Это главный результат исследования.
6. Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс.
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Все их многообразие можно разделить на три группы:
· методы изучения педагогического опыта,
· методы теоретического исследования
· математические методы.
Методы изучения педагогического опыта. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
План наблюдения:
1) выбирается объект наблюдения;
2) определяются цели и задачи наблюдения;
3) выбирается способ наблюдения;
4) выбирается способ регистрации наблюдения;
5) Обработка результатов.
6)
Различают наблюдение
- включенное (когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение), и невключенное ( "со стороны");
- открытое и скрытое (инкогнито);
- сплошное и выборочное.
Беседа, интервью, анкетирование – методы опроса.
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той иди иной области.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Педагогический эксперимент. Э ксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Выделяют следующие этапы эксперимента:
– теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
– методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
– собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
– аналитический – количественный и качественный анализ интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный –создание искусственных условий для проверки.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.
Методы теоретического анализа.
Теоретический анализ –это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование –ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование –краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические и статистические методы.
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются:
- регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого это качество есть или отсутствует;
- ранжирование – ранговая оценка;
- шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.
С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей:
- среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп);
- медиана - показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок);
- степень рассеивания - дисперсия,
- среднее квадратическое отклонение,
- коэффициент вариации и др.
Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие Формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.