Тема: Общая характеристика педагогической профессии

 

1. Возникновение и становление профессии учителя.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Перспективы развития педагогической профессии в условиях стремительно меняющегося мира.

 

1. Педагогическая профессия – одна из самых древних на Земле, ее в полной мере можно назвать одной из самых вечных сфер человеческой деятельности. Способность к научению, присвоению и использованию чужого опыта - специфически человеческая способность. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. То есть возникновение педагогической профессии связано с появлением потребности древнего общества в передаче накопленного социального опыта от старшего поколения к младшему. Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям привела к тому, что обучение выделилось в самостоятельный вид деятельности. Первые школы возникли в период формирования рабовладельческого строя (а еще ранее, в период разложения первобытнообщинного строя существовали так называемые Дома молодежи, где знания передавали старейшины).

В странах древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия) постепенно закладывались зачатки наук – арифметики. Астрономии, геометрии, медицины. Эти сведения были доступны очень небольшому кругу лиц (жрецам), они передавались от отца к сыну и сохранялись в большом секрете.

В Древней Греции первоначально были известны две разновидности школ – школа грамматиста и школа кифариста. В них обучались мальчики от 7 до 14 лет чтению, счету и письму (в школах грамматиста), пению, музыке, стихосложению, декламации стихов (в школах кифариста). Учителя в этих школах назывались дидаскалами (от «дидаско» - учу, поучаю), а раб, который сопровождал мальчика в школу назывался педагогом (от греч. «пайдос» - дитя+ «аго» – веду).

В 13 лет мальчики поступали в палестру («школу борьбы»), где под руководством педотриба (учитель гимнастики в школах Древних Афин) они учились бороться, бегать, метать копье, диск, плавать.

В Древнем Риме, где роль науки, искусства и культуры еще более усиливается, происходят изменения и в воспитании. Ф школы принимают детей 11-12 лет как правило уже научившихся грамоте дома (т.е. это были дети из знатных семей). Помимо грамматических возникают риторские школы, где преподаватели («грамматики» или «литераты») как правило люди, вышедшие из социальных низов, знакомили юношей с произведениями выдающихся историков, поэтов, философов и государственных деятелей.

Постепенно учителя становятся государственными служащими. Им назначался гонорар ежегодный, определялись привилегии.

В период раннего средневековья в области просвещения всецело господствовала церковь. Существовали три типа школ: монастырские, соборная (или кафедральная) и приходская. Во всех типах школ учителями назначались монахи. В программу обучения входили: чтение, письмо, закон божий, пение, а позднее были введены также арифметика, астрономия, геометрия и др. уроков как формы организации коллективной работы, не было. Каждый мальчик занимался индивидуально, хотя при этом они все находились вместе, а учитель, подзывая к себе их по очереди, осуществлял контроль.

С ростом городов и развитием ремесел, церковные школы перестали удовлетворять потребности в грамотных людях и стали появляться цеховые и гильдейские школы. Обучение в них было платное. Цеха и гильдии несли определенные расходы на содержание школ, основная же часть платы учителя складывалась из средств родителей. Учителя и заведующие школами стали назначаться цехами, гильдиями, а позднее и городскими властями.

В XVI веке создается педагогическая система иезуитов. Целью этой системы было укрепление власти католической церкви. Возникают закрытые учебные заведения («коллегиумы»), где специально подготовленные служители церкви осуществляли процесс обучения.

С появлением и развитием капитализма профессия учителя становится массовой. Возникают новые типы учебных заведений (при Петре I - горнозаводские школы, артиллерийские школы, навигацкие школы, цифирные школы и т.д.). все эти перемены требовали организации специальной подготовки педагогических кадров.

В 1779 году при Московском университете была открыта учительская семинария, готовившая учителей начальных школ московской и Казанской гимназий. В 1803 году была открыта Петербургская учительская гимназия, которая готовила учителей для городских училищ.

В начале XIX века в России открывается ряд учительских институтов, готовивших учителей средних классов общеобразовательных школ.

В дореволюционной России самыми распространенными педагогическими учебными заведениями были учительские семинарии с 4-х летним курсом обучения. В программу обучения входили: закон божий, русский и церковнославянский языки, арифметика, естествознание, физика, история, география, рисование, пение, а также педагогика и методика русского языка.

В 60-70 гг. XIX века были открыты Высшие женские курсы, готовившие преподавателей – женщин для работы в женских учебных заведениях.

После Октября 1917г. и в Советский период развития педагогическое образование делает значительные успехи. Уже к 30-м годам в СССР складывается система педагогических институтов. В это же время начинает осуществляться вечернее и заочное педагогическое образование.

В 90-е годы XIX века с изменениями в общественно-политической жизни страны в образовании произошли значительные перемены: изменяется и система подготовки педагогических кадров. Часть педагогических институтов получила статус университетов, повысились требования к подготовке педагогических кадров. Были выработаны стандарты и требования к выпускникам каждого отдельного факультета.

Изменяются учебные планы, появляются спецкурсы и спецсеминары, позволяющие студенту более углублено и дифференцировано осуществлять обучение по конкретным темам и проблемам.

В настоящее время в РФ осуществляется подготовка по 41 специальности. Появился целый ряд новых педагогических профессий: экономисты, юристы, менеджеры, маркетологи, психологи образования. Получает развитие подготовка учителей экологии, политологии, социологии, культурологии, социальных педагогов, учителей по ОБЖ и другим предметам.

Положение учителя в обществе.

Выдающиеся педагоги об учителе и профессии.

 

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учителю. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Живший в 17 веке великий чешский педагог Ян Амос Коменский, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он утверждал, что учителя – это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в 19 веке К.Д.Ушинский, основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошлым и будущим…».

К.Д.Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях.

В.Г.Белинский, говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Великий русский писатель Л.Н.Толстой, как известно, внес большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель».

 

2. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности.

Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации.(1 вопр). Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Основными сложностями на пути достижения необходимого для полноценной учебно-воспитательной деятельности контакта учителя с учениками является традиционное следование авторитарной системе обучения или недостаток опыта, сопровождающийся отсутствием определенной линии поведения сопряженное с постоянным поиском правильной педагогической позиции.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. В процессе развития педагогической профессии, у нее обозначились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция связана с приспособлением человеческой личности к полноценному функционированию в сложившемся социуме. Содержание адаптивного воспитания человека зависит от времени и различных политических и общественных состояний. Гуманистическая направлена на гармоничное, полноценное развитие человека с учетом его индивидуальных особенностей, с позиции гуманистической направленности, педагог является хранителем человеческой личности, как величайшей ценности, остающейся неизменной при любых условиях. Обе эти функции должны реализовываться в комплексе, каждая из них играет важную роль в формировании личности.

Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

 

Коллективный характер педагогической профессии имеет свои особенности. В отличие от других профессий, подразумевающих работу с людьми, педагог должен не только руководить и управлять, но так же сотрудничать. То есть конечный результат работы педагога зависит не только от его действий, но и от воздействий на ученика или ученический коллектив других педагогов, родителей, товарищей и множества окружающих факторов. Для организации активного и целенаправленного функционирования ученического коллектива требуется много усилий и педагогический опыт.

Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С.Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

 

Творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Доля творчества в работе педагога определяет его вклад собственных возможностей, способностей и усилий в свою деятельность. Педагогическое творчество имеет обширную область применения и охватывает такие стороны педагогической деятельности, как планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Опыт исследований в этой области показывает, что наибольшее творчество проявляют учителя опытные, имеющие большое количество накопленной информации для исследований, анализа и выработки на основе этого нестандартных решений. Существуют некоторые наиболее общие правила эвристического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач. Творчество педагога может проявляться не только в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, но так же в собственном развитии и улучшении личных и профессиональных качеств.

Творческая природа педагогического труда связана с индивидуальностью каждого педагога.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие – определяется как высшая стадия развития личности, основной характеристикой которой является целостность, способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, ценности.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность (способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения).

Признаки творческой личности:

- способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное

- избегать поверхностных формулировок

- умение вникнуть в проблему и в тоже время оторваться от реальности, увидеть перспективу

- способность отказаться оториентации на авторитеты

- умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте

- легкость ассоциирования (способность к быстрому переключению мыслей)

- способность к оценочным суждениям и т.д.

Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения.

Основные функции учителя:

1. Образование – процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре.

2. Воспитание – многозначное понятие. В наиболее широком смысле его употребляют для обозначения целенаправленного педагогического процесса, создающего условия для развития и целостного становления (образования) личности, но оно имеет и более узкое значение.

Шалва Александрович Амонашвили трактует слово «воспитание» следующим образом: в – ось – питание – питание духовной оси человека. Таким образом, сущность воспитания заключается, прежде всего, в формировании внутреннего, духовного мира человека: его интересов и потребностей, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения и качеств личности, в которых проявляется его ценностное отношение к миру и к самому себе.

3. Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика – в совместной деятельности обучающего и обучающегося, направленной на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Профессиональные функции учителя:

1. Культурно-гуманистическая. Эта функция заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющем его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностной, гражданской жизни и экономического существования.

Одна из важнейших задач учителя заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической и т.д.

2. Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей являются не менее важной профессиональной функцией учителя. Учитель должен ни на минуту не забывать о том, что он имеет дело с растущим и формирующимся (физически, духовно, социально) человеком, который не в состоянии противостоять тому давлению, которое оказывает на него окружающая среда. Учителю необходимо контролировать учебные нагрузки, учитывая возрастные возможности детского организма, защищать от произвола взрослых и т.д.

Учитель должен осознавать и неустанно соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные следующими документами: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка

 

Итак, педагогическая профессия – это особая профессия, обладающая ярко выраженной спецификой.

Она состоит в том, что учитель находится в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность.

В педагогическом труде, также как и в других видах труда, выделяют субъект труда и объект (предмет) труда. Однако учащийся выступает не только как объект деятельности учителя. Но и как субъект, когда строит свои отношения с учителем и тем самым влияет на него, когда занимается самообразованием и самовоспитанием.

Если рассматривать педагогический труд как цепочку, состоящую из предмета + средств и результата, то и здесь нужно отметить специфику данного вида труда. Так как в качестве предмета труда выступает личность, на которую воздействуют средства (рисунки, кино, фотоматериалы, а также игры, труд, учеба, общение, познание), то результат этого труда (в идеале) есть человек, обладающий определенной суммой общественной культуры.

3. В сфере образования наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятельности обусловлен, прежде всего, существенным "усложнением" характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.

Другим обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Так, уже в 70 - 80-е гг. стала отчетливо проявляться тенденция к специализации по основным направлениям воспитательной работы, вызванная необходимостью более квалифицированного руководства художественной, спортивной, туристско-краеведческой и другими видами деятельности школьников.

Итак, профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогические специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъектно-субъективные ("человек - человек"). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Второе основание для дифференциации специальностей – это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).

Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс – интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так же, как и в сфере материального производства, в области образования все больше проявляется действие закона обобщенного характера труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется, тем не менее, общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.

ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА

1. Учи интересно, воспитывай у всех учащихся умение и желание учиться.

2. Помни: зажигать сердца других может тот, кто горит сам.

3. Обучай по принципу: «Применение - мать учения». Учи учащихся применять знания, пользоваться знаниями. Это важнейшее условие сознательного учения.

4. Учи проблемно, чтобы развивать мышление учащихся. Помни: мышление начинается с постановки проблемы и направлено на ее разрешение.

5. Развивай активность и самостоятельность ребят. Не делай за них то, что они могут и должны сделать сами. Стремись к тому, чтобы у учащихся было меньше нужды в тебе, но не забывай, что ты им всегда нужен.

6. Развитие человека всегда происходит в активной дея­тельности. Умей организовать деятельность учащихся и управлять этой деятельностью. Используй в воспитании только те средства, воздействие которых ты сможешь кон­тролировать.

7. Педагогическая цель всегда направлена на изменение личности ребенка. Не подменяй в процессе воспитания педагогическую цель предметной, направленной на выпол­нение конкретного дела.

8. Предъявляй ученику требования, соответствующие реальному уровню его развития, - только в этом случае ты достигнешь воспитательного результата.

9. Воспитывая любовь к Родине, учи детей жить, тру­диться, сам будь в этом примером.

10. Помни, что ты всегда учитель и воспитатель. Обучая, воспитываешь учащихся.

11. Будь во всем образцом и примером. Умей признавать и исправлять свои ошибки. Не забывай, что за тобой всегда следят десятки внимательных глаз.

12. Помни, воспитывая, надо влиять не на плохое поведе­ние учащихся, а на причины, порождающие это поведение.

13. Вызывай у учащихся веру в свои силы и способно­сти, помогай им увидеть пути совершенствования и само­воспитания.

14. Помни: главные инструменты воспитания - любовь, уважение, доброта, доверие и справедливость.

15. Занимайся самообразованием и самовоспитанием. Ты можешь учить и воспитывать до тех пор, пока учишь и воспитываешь самого себя.

16. Умей находить путь к сердцу каждого школьника. Вы­зывай у них желание, стремление и умение заниматься собственным развитием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: