Содержание и особенности составления ликвидационного и санируемого

Баланса

Заключительным этапом жизнедеятельности организации является полное прекращение ее деятельности (ликвидация). Она проводится в случаях, когда существование юридического лица по объективным причинам становится невозможным, либо при принятии руководством и учредителями решения о нецелесообразности его дальнейшей деятельности. Порядок и правила проведения ликвидационного процесса юридических лиц регламентированы ст. 61-65 Гражданского Кодекса РФ (часть I).

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (ст.61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть осуществлена в двух вариантах:

1. Добровольная ликвидация – проводится по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Причинами для проведения добровольной ликвидации юридического лица могут быть:

– единогласное решение учредителей (участников);

– истечение срока, на который создано юридическое лицо;

– достижение цели, ради которой было создано юридическое лицо.

Решение о добровольной ликвидации организации принимается органом управления, уполномоченным ее учредительными документами. В ООО это общее собрание участников, в АО – общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах – общее собрание членов и т.д. ООО может быть добровольно ликвидировано только по единогласному решению его участников. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда.

2. Принудительная ликвидация – проводится по решению суда в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом.

Ликвидация считается завершенной только после внесения записи в ЕГРЮЛ государственными регистрирующими органами (с 2002 года – Федеральная налоговая служба) о прекращении деятельности юридического лица.

Ликвидационный процесс – достаточно сложный и длительный. Сроки ликвидации юридических лиц зависят от различных факторов: качества и оперативности подготовки юридической документации, наличия хорошо отлаженной учетной системы, состояния расчетов с кредиторами и дебиторами, наличия финансовых ресурсов, согласованности действий между учредителями и др. Практика показывает, что ликвидационный процесс юридических лиц может длиться от 3-9 месяцев. В определенной степени это обусловлено тем, что ликвидация затрагивает интересы широкого круга субъектов, включая государственные структуры. Рассмотрим этапы добровольной ликвидации юридического лица (таблица 6).


Таблица 6 – Этапы добровольной ликвидации юридического лица

Этапы ликвидации Проводимые мероприятия Формируемые документы
Первый этап:
Принятие решения о ликвидации юридического лица 1. Проведение общего собрания участников. 2. Определение сроков ликвидации, порядка и формы ее проведения. 3. Формирование состава ликвидационной комиссии. 4. Назначение ликвидатора (ответственного лица). 1. Решение (протокол) общего собрания участников. 2. Приказ о проведении процедуры ликвидации.
Второй этап:
Уведомление о начале процесса ликвидации регистрирующего органа (ИФНС) Составление и отправка уведомительных документов о начале ликвидации юридического лица (в 3-х дневный срок с момента принятия решения о ликвидации)   1.Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица. 2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Третий этап:
Уведомление кредиторов о проведении ликвидации Публикация в СМИ («Вестник государственной регистрации») объявления о ликвидации (с указанием сроков предъявления требований со стороны кредиторов). Объявления в СМИ («Вестник государственной регистрации»).
Четвертый этап:
Инвентаризация имущества и обязательств фирмы Проведение полной (сплошной) инвентаризации имущества и обязательств с целью определения реальной стоимости имущества, выявления реальной кредиторской дебиторской задолженности 1. Инвентаризационные описи. 2. Акты сверок с контрагентами. 3. Уведомления кредиторов о ликвидации организации.
Пятый этап:
Проведение налоговой проверки Подготовка и представление бухгалтерских и юридических документов в ИФНС (ст.89 НК РФ) 1. Акт проверки. 2. Справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.
  Продолжение таблицы 5
Этапы ликвидации Проводимые мероприятия Формируемые документы
Шестой этап:
Формирование промежуточного ликвидационного баланса Подготовка и утверждение промежуточного ликвидационного баланса в целях формирования сведений составе имущества организации, предъявляемых требований со стороны кредиторов и результатах их рассмотрения   1. Промежуточный ликвидационный баланс. 2. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
Седьмой этап:
Уведомление ПФР Представление сведений об уволенных в связи с ликвидацией застрахованных лицах, работавших в организации (в течение 1 месяца с момента формирования промежуточного ликвидационного баланса) Справка об уволенных в связи с ликвидацией застрахованных лицах, работавших в компании    
Восьмой этап:
Полное погашение задолженности перед кредиторами Проведение полного расчета с кредиторами (поставщиками, сотрудниками, заимодавцами и пр.) в порядке соблюдения очередности платежей 1. Акты взаиморасчетов с «нулевой» кредиторской задолженностью. 2. Документы бухгалтерского учета.
  Девятый этап:  
Формирование заключительного ликвидационного баланса Подготовка и утверждение заключительного ликвидационного баланса в целях определения имущества до расчетов с учредителями Заключительный ликвидационный баланс
Десятый этап:
Расчеты с учредителями Выплата дивидендов и распределение «оставшегося имущества между учредителями» Акты расчетов с учредителями
Заключительный этап:
Государственная регистрация ликвидации юридического лица 1. Представление в ИФНС пакета документов для завершения ликвидации. 2. Получение свидетельства о прекращении деятельности юридического лица. Свидетельство ИФНС о прекращении деятельности юридического лица (с внесением записи в ЕГРЮЛ).
         

 

Из таблицы 6 видно, что обязательным условием документального оформления ликвидационного процесса является составление ликвидационных балансов (промежуточных и заключительных).

Ликвидационный баланс характеризует состояние имущества и обязательств организации на дату ее ликвидации. Он показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода, в течение которого оно должно было взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами и банками.

От периодических балансов он отличается оценкой статей – как правило, более низкой, чем первоначальная стоимость. Ликвидационный баланс описывает состояние имущества ликвидируемой организации на дату прекращения ее деятельности и состояние расчетов после окончания ликвидационного периода, в течение которого она обязана взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами.

Особенностью ликвидационного баланса является оценка статей по реализационной стоимости (рыночным ценам), а не по балансовой стоимости. В ликвидационном балансе отсутствуют статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» и включаются статьи «Превышение покупной цены над оценочной стоимостью», «Торговые знаки» и т.п.

Санируемый баланс составляется тогда, когда организация находится в стадии явного банкротства. В этом случае в балансе отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса. Ряд статей обычного баланса при санировании не принимается в расчет (например, доходы будущих периодов, расходы будущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет), другие подвергаются значительной уценке (например, счета Проблемы, связанные с составлением производных балансов для анализа перспектив оценки бизнеса, являются чрезвычайно актуальными в современных условиях.

Процесс ликвидации связан с конечным перераспределением собственности и досрочным взысканием дебиторской задолженности и погашением кредиторской задолженности. При составлении ликвидационного баланса принцип непрерывности деятельности организации не применяется. Невозможность практического применения этого допущения при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности ведет за собой изменение методологии учета, например, способов оценки имущества. При этом ставится задача, как можно более точно установить реальную стоимость имущества, принадлежащего ликвидируемой организации, с целью формирования информации о возможности погашения обязательств перед кредиторами и собственниками организации.

Учет операций по ликвидации организации включает несколько взаимосвязанных этапов:

1) отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, осуществляемых организацией с момента принятия решения о ее ликвидации до составления ликвидационного баланса;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса;

3) отражение операций по удовлетворению требований кредиторов;

4) составление заключительного ликвидационного баланса.

Эти балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

– на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс):

– в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

– на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока предъявления требований кредиторами и должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований, а также о результатах их рассмотрения.

В соответствии с принципом действующего предприятия, при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по балансовой (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации.

Рассмотрим вариант промежуточного ликвидационного баланса организации-банкрота (таблица 7).

Как видно из таблицы 7, актив баланса представляет собой конкурсную (ликвидационную) массу, за счет которой будут удовлетворяться требования кредиторов, а также исключения из конкурсной массы, представленные в основном расходами на ликвидацию хозяйствующего субъекта и нематериальными активами.

Пассивная часть ликвидационного баланса представлена требованиями кредиторов, которые расположены в порядке очередности удовлетворения исков. Вызывает дискуссии вопрос выбора стоимости имущества, по которой его следует отражать в промежуточном ликвидационном балансе. Использование данных бухгалтерского учета должника о стоимости имущества не позволяет реально оценить размер денежных средств, которые будут получены в ходе его реа­лизации, а следовательно, и размер удовлетворения требований кредиторов, В данном случае в промежуточном ликвидационном балансе более приемлема, на наш взгляд, оценка имущества по возможной цене продажи.

Процесс формирования пассива промежуточного ликвидационного баланса хозяйствующего субъекта и последующий его анализ должны быть направлены на формирование перечня требований кредиторов и оценку собственного капитала организации.

Одна из основных задач конкурсного производства в организации – выявление всех требований кредиторов путем проведения инвентаризации имеющихся в организации обязательств и определение таким образом всей совокупности требований, которые могут быть предъявлены к организации-банкроту.

 

Таблица 7 – Промежуточный ликвидационный баланс организации-банкрота

 

АКТИВ ПАССИВ  
Наименование статей Сумма Наименование статей Сумма
I. Конкурсная (ликвидационная) масса   III. Обязательства    
Денежные средства   Внеочередные иски  
Краткосрочные финансовые вложения   Кредиторы первой очереди  
Дебиторская задолженность   Кредиторы второй очереди  
Готовая продукция   Кредиторы, обеспеченные залогом имущества  
Сырье и материалы   Кредиторы, необеспеченные залогом имущества  
Долгосрочные финансовые вложения   Требования в части финансовых санкций  
Незавершенное строительство   Прочие кредиторы  
Основные средства   Незаявленные требования  
II. Исключения из конкурсной массы   IV. Капитал    
Судебные расходы   Капитал организации  
Прочие расходы на ликвидацию   Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) до признания организации банкротом  
Нематериальные активы   Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), полученная после признания организации банкротом  
БАЛАНС БАЛАНС

 

Вертикальные взаимосвязи статей актива промежуточного ликвидационного баланса оказывают непосредственное влияние на расположение статей пассива баланса. В данном случае при формировании статей пассива авторы считают более уместным исходить из очередности погашения требований кредиторов имеющимся в наличии имуществом.

В течение периода, предшествующего составлению промежуточного ликвидационного баланса, осуществляются различные специфические хозяйственные операции, получающие отражение в бухгалтерском учете организации-банкрота. Наиболее характерные из них представлены в таблице.

По отраженным в учете хозяйственным операциям необходимо выявить финансовый результат (прибыль или убыток) и отразить соответствующей записью, списав сальдо счета 91-9 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки». На этом составление ликвидационного баланса в случае признания организации банкротом можно считать законченным.

После составления промежуточного ликвидационного баланса конкурсный управляющий продает имущество организации, включенное в конкурсную массу, и, исходя из полученных сумм, производит расчеты с кредиторами в порядке установленной очередности. По окончании расчетов ликвидационная комиссия со­ставляет заключительный ликвидационный баланс организации-банкрота, необходимость формирования которого предусмотрена п. 5 ст. 63 ГК РФ. Этот баланс должен быть одобрен учредителями ликвидируемого юридического лица и согласован с инспекцией ФНС.

Основная функция составления промежуточного ликвидационного баланса заключается в предоставлении информации о том, какими ресурсами располагает ликвидируемое юридическое лицо и какие подлежащие удовлетворению требования под них предъявлены на момент истечения установленного срока. Такая информация дает возможность правильно определить масштаб продажи имущества для полного погашения требований кредиторов в порядке очередности.

Цель составления заключительного ликвидационного баланса – показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами организации, а также результаты изменений, произошедших в составе имущества и источниках его образования с момента составления промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс представляет информацию о результатах конкурсного производства, об итогах мероприятий по взы­сканию и продаже имущества и удовлетворению требований кре­диторов, о суммах непокрытых требований. Ликвидационный баланс — это баланс организации, составленный после завершения расчетов с кредиторами, в котором отражаются данные об итогах проведения ликвидационных процедур.

Для учредителей ликвидационный баланс в большинстве случаев убыточен, т.е. убытки покрываются за счет уставного капитала организации-банкрота. Заключительный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, т.е. то имущество, которое ликвидационная комиссия должна передать учредителям организации.

Поскольку заключительный ликвидационный баланс составляется после удовлетворения требований кредиторов, итог актива ликвидационного баланса на конец отчетного периода должен быть равен нулю.

До составления заключительного ликвидационного баланса все имущество должно быть реализовано или утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. После осуществления всех выплат в активе баланса не должно остаться никакого имущества. Даже если имущество предлагалось к продаже, но не было реализовано и на него не заявляют права участники, об этом имуществе уведомляются органы власти муниципального образования, которые должны принять его на свой баланс и нести расходы по его содержанию.

В соответствии со ст. 63 ГК РФ заключительный ликвидационный баланс должен быть одобрен учредителями ликвидируемого должника и согласован с органом, осуществившим регистрацию данного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: