Необходимость использования производных балансовых отчетов в организациях, действующих в условиях современной экономики, обусловлена способностью производных балансовых отчетов многогранно охарактеризовать финансовые результаты и оценить предлагаемые фирме стратегии. Система производных балансовых отчетов включает в себя более 50 видов, но в целях реализации стратегических планов используются нулевой, стратегический и иммунизационный производные балансы.
Производный балансовый отчет представляет собой прогнозный или бюджетный механизм, и потому имеет статический характер, т.е. направлен на определение возможной стоимости коммерческой организации с учетом ряда внешних стратегических факторов, и поэтому строится на принципах статической балансовой теории.
Нулевой производный баланс, несомненно, наиболее простой из всей совокупности производных балансов, он отражает информацию о движении капитала. Для составления нулевого баланса необходимо последовательно придерживаться реализации всех активов организации, получения дебиторской задолженности, удовлетворения кредиторской задолженности. Система корректировок, применяемая к нулевому балансу, зависит от особенностей национальной системы учета, специфики деятельности коммерческой организации и многих других факторов. Она позволяет отразить стоимость имущества и обязательств, отраженных за балансом.
|
|
Стратегический производный отчет выводится из сальдового баланса с учетом планируемой реализации активов и удовлетворения обязательств и составляется на определенный период двумя способами:
1) прямым прогнозированием в виде бюджетного баланса с учетом внешних и внутренних факторов;
2) исходя из бухгалтерского баланса с постановкой на учет методом двойной записи ряда внешних факторов и факторов хозяйственной деятельности, точнее их изменения.
Как правило, стратегический производный отчет используется в целях сравнения деятельности руководства по реализации соответствующих стратегических планов и прогнозов. Для оценки сбалансированности стратегического плана организации используют иммунизационный производный баланс.
При составлении производных балансов следует помнить, что планы носят долгосрочный характер, поэтому следует обращать особое внимание на скорость формирования затрат и поступления денежных средств и их отток.
В хозяйственной практике возникают ситуации, связанные с определением общей стоимости организации как действующего организма (при продаже, покупке бизнеса, при осуществлении дивестирования).
Дивестирование – это финансовая операция, инициируемая менеджментом корпорации, связанная с продажей сегмента корпорации третьей стороне. В качестве «сегмента» корпорации могут выступать ее подразделения, производственные линии или иные материальные активы, которые родительская корпорация продает за денежные средства или ценные бумаги, или какую-то их комбинацию».
|
|
В энциклопедической и научно-методической литературе выделяют следующие методы дивестирования:
1. Ликвидация фирм при внешней реорганизации в случае купли-продажи организации как единого имущественного комплекса.
2. Частичные продажи (внутренняя реорганизация).
3. Передача акций, долей, паев и т.д.
4. Выделение части собственного капитала.
Окончательное решение о дивестировании принимается на основании оценки влияния отчуждения активов или бизнес-единиц на стоимость компании, которая определяется как разница между ценой продажи отчуждаемых активов или бизнес-единиц (дивестиционной стоимостью) и приведенной стоимостью ожидаемых денежных потоков в случае их дальнейшего использования в данной организации. Если разница положительна, стоимость компании после дивестирования возрастет, если разница отрицательна, стоимость компании после дивестирования снизится. В первом случае решение о дивестировании принимается, во втором – отклоняется.