В 18 веке во Франции философия развивалась, прежде всего, как философия просвещения. Научные и философские идеи распространялись по всей Франции через статьи, памфлеты, словари и энциклопедии. При этом произведения французских просветителей были написаны на понятном для сравнительно широкого круга читателей родном французском языке. Они облекались в остроумную, привлекательную форму, были пронизаны верой в неотвратимое и скорое торжество разума и свободы.
Ярчайшей фигурой французского Просвещения является Ф. Вольтер (1694-1778), который вошел в историю философии как блестящий публицист. Он дважды сидел в Бастилии за едкую сатиру на существующий строй. Его «Философские письма» были сожжены палачом как «противные религии, добрым нравам и уважению властям». «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе.
На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан Жак Руссо(1712-1778). Его знаменитое произведение «Об общественном договоре, или Принципы политического права» явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав. Оно вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. На революционных знаменах был написан тезис из работ Руссо: «Все люди рождаются равными в правах».
|
|
Шарль Луи Монтескьё (1689-1755) явился одним из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Он развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Во второй половине 18 века просветительское движение приобрело широкий демократический размах. Передовые мыслители, ученые и писатели сплотились вокруг издания французской «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел».
Главным редактором и организатором издания «Энциклопедии» был Д. Дидро (1713 - 1784). Его активно поддерживали и сотрудничали с ним такие философы-материалисты, как Ж. Ламетри(1709 - 1751), К. Гельвеций(1715 - 177I), П. Гольбах(1723 - 1789). Они создали довольно развитую форму материализма, представляя природу единственной реальностью.
Зачинатель французского материализма 18 века Ж. Ламетри в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ж.Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития.
|
|
Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал П.Гольбах. Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась его «Система природы» (1770), посвященная теории материализма. Основу всех процессов природы, по Гольбаху, составляет материя с присущим ей свойством движения.
Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем внимательно рассматривать ее части, то увидим, что нет ни одной из них, которая находилась бы в абсолютном покое.
Материалистическое понимание природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. По убеждению Гольбаха, в природе могут быть лишь естественные причины и действия.
Учение о природе, изложенное в «Системе природы» Гольбаха, получило свое дальнейшее развитие в работах самого выдающегося представителя французского материализма - Д.Дидро.
Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. Сквозь его воззрения на органическую природу пробивается мысль о развитии, о связи протекающих в природе процессов.
На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания от опыта, от ощущений, преобразующихся на более высокой ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека.
Методами познания Дидро и другие французские материалисты признавали эксперимент и наблюдение. Они доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается оттого, что он опирается на данные органов чувств, опыт и наблюдение. Именно на этой основе человек может достигнуть высокой степени достоверности знания.
Таким образом, значение французского материализма заключается в том, что он защищал, обосновывал и дальше развивал материалистическое миропонимание, боролся против религии и идеализма.