double arrow

Эллинистический период античной философии.


Скептицизм. Одно из первых течений античного эллининизма. Скептицизм сложился на основе идей, выработанных предшествующей философией. Так, представители космоцентрического периода зафиксировали изменчивость окружающего мира, относительность всех явлений, противоречивость чувственных данных и мышления (Гераклит, школа Элеатов, софисты, Платон). Однако все эти течения не являются скептическими. Указанные философские школы способствовали развитию идей скептицизма.

Название течения «скептицизм» происходит от греческого слова skeptomai - «осматриваться» ; «взвешивать», «быть в нерешительности». Значение наименование школы – «скептицизм» включало не прямое отрицание познания, а воздержание от противоречащих друг другу суждений.

Основателем скептицизма был Пиррон [365-275 гг. до н.э.]. Пиррон утверждал: философом считается тот, кто стремится к счастью. Последнее состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Достижение такого этического идеала возможно путем воздержания от какого-либо суждения. Однако такая позиция не означает бездеятельности. Воздержание от сужений означает, что не должен принимать мысли действия как безусловно истинные. Ученик Пиррона Тимон [320-230 гг. до н.э.] принимал во внимание неправомерность каких-либо гипотез. Достоверная основа познания, по Тимону, заключается в чувственном восприятии. Согласно другому скептику, Энесидему, нельзя мыслить ни причину, ни действие. Философов, с точки зрения Энесидема должен воздерживаться от всякого суждения о существовании причины.

Энесидему принадлежит формулировка десяти «тропов» (аргументов), представляющих собой детальный анализ положений скептицизма:

Первый троп - указывает на разнообразие живых существ, их различном происхождении и строении. Следовательно, нельзя построить какое-либо обобщение об их природе.

Второй троп - основывается на телесных и моральных различиях людей. Следовательно, нельзя говорить о единстве познания.

Третий троп - констатирует различное устройство органов восприятия. Поэтому нельзя определить природу воспринимаемых нами вещей.

Четвертый троп - исходит из различный состояний человека. Исходя из этого, невозможно выбрать правильный критерий какого-либо суждения.

Пятый троп - указывает на зависимость суждений от положения, расстояния и места. Данный аргумент исключает единство представлений.

Шестой троп - указывает на зависимость суждений от различного рода предметов.

Седьмой троп - указывает на зависимость суждений от различных величин и устройства предметов. Следовательно, невозможно определить сущность предметов как таковую.

Восьмой троп - основывается на относительности явлений. Таким образом, невозможно вынести суждение о чем-либо, так как каждая вещь существует относительно к чему-либо.




Девятый троп - базируется на зависимости суждений от периодичности рассматриваемого явления.

Десятый троп - констатирует зависимость суждений от поведения, обычаев и верований. Следовательно, мы не можем говорить о действительной природе обсуждаемых явлений.

Обстоятельное и систематическое изложение основных положений скептицизма принадлежит Сексту Эмпирику. Оно охватывает весь круг теоретических и практических вопросов скептицизма. Согласно Сексту Эмпирику, скептицизм выступает против догматизма в познании и особым образом направлен на поиск истины.

Эпикур. В конце IU - начале III в. до н.э. в античной философии усиливается материалистическое направление. Материализм становится основой нового учения, которое решает практические вопросы жизни человека. По мысли Эпикура, материализм должен способствовать освобождению человека от страхов и волнений. Материализм призван просвещать человека.

Философия рассматривается в качестве деятельности, дающая человеку безмятежную жизнь, свободную от страданий. Целью философии должно стать просвещение людей. Данная задача может быть достигнута с помощью материалистического учения Демокрита. Согласно Демокриту, основой действительности являются атомы, их естественное движение. Атомы постигаются нами в опыте. Существует три критерия истины: 1)восприятия; 2) понятия; 3) чувства. Таким образом, чувства и основанные на них понятия являются истинными критериями знания.



Учение о движении атомов, их неделимости приводит Эпикура к теоретическому обоснованию свободы воли. Атомы способны отклоняться от происходящего в силу необходимости прямолинейного движения. По Эпикуру, для самоотклонения атомов нет никакой внешней причины. Атомы самоотклоняются спонтанно. Следовательно атомы обладают свободой. Подобно движению атомов, возможностью свободы обладает и человек.

Этика на атомистическом учении утверждает, что главная цель жизни человека заключается в свободе от страданий. Критерием блага становится удовольствие. По мысли Эпикура удовольствие имеет духовную основу. Благоразумие является основным содержанием удовольствия. Эпикур делит удовольствие на два вида: удовольствие покоя и удовольствие движения. Главным из них Эпикур считал удовольствие покоя, так как оно освобождает тело человека от страданий. Так понятое удовольствие составляет критерий жизни человека.

Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Он призывает человека «жить незаметно». Взаимоотношения людей Эпикур оценивает с точки зрения полезности. Таким образом, мировоззрение Эпикура следует назвать утилитаристским. Утилитаризм - направление в этике, рассматривающее пользу в качестве основы нравственности. Справедливость в обществе должна основываться на договоре об общей пользе.

Значение философии Эпикура в том, что главной ее задачей философ признавал создание этики. Этика как учение о поведении должна исследовать и указывать человеку его место в окружающем мире. Таким образом, этика должна содержать знание о мире. В свою очередь этика должна базироваться на физическом знании.

Основополагающим понятием, связывающим этику Эпикура с физикой становится поня­тие с в о б о д ы . Важно подчеркнуть, что этика Эпикура, это прежде всего э т и к а с в о б о д ы. Условием свободы для человека является свобода, существующая в природе. Этика Эпикура, основанная на учении об атомах отрицала бессмертие человека. Эпикур призывал не бояться смерти, поскольку она не касается жизни как таковой. Освобождение души от гнетущего страха смерти способствует счастью человека.

Стоицизм.Этическое учение имеет у стоиков основополагающее значение, оно опирается на физику и логику. Стоикам принадлежит первое обоснование термина «этика». Высшей целью жизни человека, стоики так же как скептики и Эпикур, считали счастье. Под счастьем Зенон из Китиона [336-264гг.] понимал логическую согласованность мыслей друг с другом, наших чувств с мыслями. При этом природа человека тождественна космосу. Миром правит закон, предписывающий образ поведения и человек. Имя данному закону - л о г о с. Таким образом, мы видим, что стоицизм следует учение Гераклита. Жизнь, согласная с природой означает, что человек живет в согласии с мировым законом. Но человек сможет обрести свою истинную природу только путем развития задатков, данных ему природой. Выполнив данное условие, человек становится в действительности тем, чем он мог быть только в возможности.

Важное понятие в учении стоиков - понятие о фатуме. Причина всех процессов и явлений, определяется стоиками как рок. Такое понимание фатума ведет к предположению о «свободе воли в рамках необходимости». Тем не менее человек способен осуществить разумную цель с помощью своей деятельности. Поэтому в мире существует не только рок, но и благое провидение.

Человек достигший совершенства в своем развитии, являет собой пример добродетели. Жизнь протекающая в согласии с природой, является добродетельной жизнью. Счастье тождественно добродетельной жизни. При этом человек должен стремиться к добродетели не ради последствий и наград, а ради добродетельной жизни как таковой.

Высшая цель жизни человека - достижение добродетели, которая совпадает с его природным влечением. Согласно стоикам, природное влечение человека - стремление к самосохранению. Совершенство природы человека заключается в формировании системы знаний. Система знаний содержит понятия, логически согласованные между собой. Таким образом, у человека достигшего высшей стадии развития, согласие с природой означает согласие с разумом - мудростью.

Влечения человека представляют собой только материю, на основе которой человек должен действовать как существо духовное. Следовательно, высшая цель человека - деятельность согласно разуму.

Исходя из разумного основания этики, стоики формулируют у ч е н и е о б л а г а х и д о б р о д е т е л и. Истинные блага, те добродетели которые способствуют достижению высшей цели. Как природное существо, человек зависим от внешних событий. Но как существо разумное, человек находит счастье в совершенной деятельности, реализующей духовное содержание человека.

Стоики создали классификацию человеческие поступков: хорошие, дурные и безразличные. Добродетельные действия - действия, имеющие разумные основания. Оно исключительно сознательно и направлено к высшей цели. Добродетель - совершенная деятельность, основанная на разуме. Она содержит и теоретическую и практическую составляющую. Добродетель, выработанная поведение человека, никогда не может быть утрачена. Добродетель не является врожденным свойством человека. Человек приобретает ее с помощью обучения и практического упражнения.

В этике впервые представлено у ч е н и е о з л е. Поскольку добродетель зависит от разума человека, то причина зла заключается в незнании и в несовершенстве деятельности. Источником пороков человека стоики считали аффекты, не способные подчиниться разуму (логосу). Стоики описывают четыре вида аффекта: печаль, удовольствие, страсть, страх. Аффекты порождают болезни и бессилие души. Аффектам противостоят четыре вида добродетели: рассудительность, умеренность, справедливость, мужество.

 

 

Подведем итоги

  1. Основное представление о мире в античной философии характеризуется как космоцентризм. Исходя из анализа натурфилософских концепций Фалеса, Анаксагора, Пифагора, Парменида, Зенона, Гераклита необходимо говорить о принципе ксмоцентризма, согласно которому окружающий нас мир представляется упорядоченным, структурированным, внеличностным.
  2. К числу основных особенностей античного мышления следует отнести дискретность (прерывность, расчлененность) и континуальность (непрерывность, расчлененность).
  3. Развитие и трансформация космоцентризма приводит к формированию темы человека. Сократ впервые определяет сущность знания как знания этического, нравственного. Знание тождественно добродетели.
  4. Платон обобщил, систематизировал и логически обосновал этическое знание с точки зрения космоцентризма. Он сформулировал концепцию объективного идеализма, согласно которой сущностью мира является идея.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. В какой исторический период
  2. Какой смысл вкладывал Фалес в термин «философия»?
  3. Какое содержание несет в себе термины «архе» и «апейрон», каким образом они взаимосвязаны?
  4. Раскройте гносеологическое значение понятия «числа» у пифагорейцев?
  5. Охарактеризуйте особенности дискретного представления окружающего мира.
  6. В чем суть релятивистской концепции Гераклита?
  7. Проанализируйте следующие положения Гераклита: «Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно[= «за счет другого»]; «Война (Полемос) - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными»; «все движется и ничто не остается на месте, дважды нельзя зайти в одну и ту же реку».
  8. Сущность метафизики Парменида выражена в лаконичном изречении: «все едино». Прокомментируйте данный тезис.
  9. Дайте определение понятия «бытие».
  10. Раскройте сущность и содержание апорий Зенона.
  11. Сформулируйте основные положения антропологической концепции софистов. В чем смысл тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
  12. Какой смысл вкладывает Сократ в понятие философии?
  13. Проанализируйте диалектический метод Сократа. Почему Сократ отождествляет добродетель и знание?
  14. Какое представление о мире называется объективным идеализмом Платона? Сформулируйте определение понятия «идея».
  15. В чем суть критики Аристотелем теории идей Платона?
  16. Дайте характеристику основным понятиям онтологии Аристотеля? Что такое дуализм?
  17. Каков основной критерий классификации наук Аристотеля?
  18. Каковы основные идеи философии эллинизма.

 

 

Литература

Антология мировой философии. Античность. - М., 2001.

Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. Т.1. - М., 1976.

Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2001.

Богомолов А.С. Античная философия. - М.,1985.

Гайденко П.П. Античная философия// Философия. Учебник для ВУЗов.- М.,2005. С.23-53.

Гайденко П.П. Натурфилософия Аристотеля // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века. М.: «Прогресс-Традиция», 2005. С.17-62.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.,1972.

Кессиди Ф.Х. Сократ. - Спб., 2001.

Лосев А.Ф. История античной философии. - М.,1989.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-6.- М.,2000.

Платон. Государство. - Спб.,2005.

Платон. Диалоги. - М.,1986.

Сергеев К.А. Каменева Л.С. Сущность человеческого бытия в философии Платона. // Платон. Государство. - М.,2005. С.5- 158.

Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. - М.,2003.

Фрагменты ранних греческих философов. - М.,1989.

Чанышев. А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.,1991.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: