Взаимосвязь общения и деятельности

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ

Общение 1) Взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение,коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. 2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

Значимость каналов передачи информации

Слова 7%
Интонации 58%
Мимика/пантомимика 35%

СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

Коммуникативная (информационная) Обмен информацией между субъектами общения (мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, приобретаем знания)
Интерактивная (взаимодействие) Обмен между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. (Пример: входя в автобус, мы молча протягиваем кондуктору деньги за проезд – информации нет, взаимодействие есть)
Перцептивная (эмоции, понимание) Процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга

ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ

Функциональные Объектные
· оказание помощи другому человеку; · получение помощи; · поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия); · поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу; · самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения); · приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение); · изменение мнения, намерения, поведения другого человека. связаны с выбором партнера по общению

 

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

1. Информационная (передача и прием информации, знаний и умений);

2. Экспрессивная (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

3. Регулятивная (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

4. Социальный контроль (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);

5. Социализация (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

 

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

1. Светское При этом виде общения люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в положенных случаях.
2. Формально-ролевое Общение опосредовано исполняемыми социальными ролями, личностные качества вторичны.
3. Монологическое Субъект-объектное общение, при котором субъект связывает реализацию своих целей с партнером, рассматривая его как объект общения.
4. Диалогическое Субъект-субъектное общение, при котором субъект общения относится к партнеру как к ценности.
5. Вербальное Основным средством общения является речь.
6. Невербальное Основным средством общения выступают мимика, жесты, поза, интонация голоса и т.д.

 

УРОВНИ ОБЩЕНИЯ

Фактический Предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора на условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться
Информационный Происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).
Личностный Характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность Особая, свойственная человеку форма активного взаимодействия с окружающим миром, во время которого человек удовлетворяет свои потребности и достигает цели.
Виды деятельности: 1) Игровая 2) Познавательная (учебная) 3) Трудовая 4) Общение 5) Творческая
å Общение â æ
Сторона деятельности Средство деятельности Вид деятельности
Организует процесс взаимодействия в группе В социальных профессиях В подростковом возрасте
Общение и деятельность – едины.
Совместная деятельность Организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.
Признаки совместной деятельности 1. Единая цель для участников, включенных в деятельность. 2. Общая мотивация. 3. Объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого. 4. Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками. 5. Согласование индивидуальных деятельностей участников. 6. Управление. 7. Единый конечный результат. 8. Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми. Структура совместной деятельности:1. Единые цели.2. Общие мотивы.3. Совместные действия. 4. Общие результаты.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: