Раздел 2. Интерактивная сторона общения

Сущность ИНТЕРАКЦИИ заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.

Для успешного общения в команде важно:

Владеть коммуникативными компетенциями

Учитывать индивидуальные особенности людей по уровням психологической совместимости

Учитывать и правильно распределять межличностные роли в команде

Использовать конструктивные стратегии взаимодействия

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Коммуникативная компетентность Способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Владение той или иной лексикой.

2. Развитость устной речи (четкость, правильность).

3. Развитость письменной речи.

4. Умение соблюдать этику и этикет общения.

5. Владение коммуникативными тактиками и стратегиями.

6. Знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться.

7. Умение анализировать невербальные сигналы (телодвижения, мимика, интонации).

8. Навыки бесконфликтного общения.

9. Ассертивность (уверенность, способность говорить нет, противостоять манипуляциям).

10. Владение навыками активного слушания.

11. Владение ораторским искусством.

12. Актерские способности.

13. Умение организовывать и вести переговоры, иные деловые встречи.

14. Эмпатия (умение проникнуться интересами другого человека).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

Психологическая совместимость Оптимальное соотношение личностных особенностей, психических качеств людей, соответствующее требованиям их общения и деятельности.

УРОВНИ СОВМЕСТИМОСТИ

1. Физиологический уровень Возрастно-психологические особенности индивидов, особенности метаболических процессов, темпо-ритмической организации, свойства нервной системы При совпадении темпоритма, силы и т.д. слаженность действий более высокая *Поточная работа, каждый человек должен совершать свои движения в определенном темпе, необходима четкая согласованность действий людей. *Участники танцевального конкурса на лучшее исполнение вальса среди обучающихся старших классов.
2. Психофизиологический уровень Особенности темперамента, потребности индивидов Общение воспринимается как удовлетворяющее, когда собеседник внешне привлекательный, симпатичен, приятно пахнет, имеет приятный голос и т.д. *Гребля на байдарках. Сильная команда из четырех хороших гребцов для участия в эстафете. *Школьная футбольная команда.
3. Психологический уровень Взаимодействие характером, мотивов, поведения Особенности характера собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности Ученики, сидящие за одной партой.
4. Социально-психологический уровень Согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций Взаимные ожидания от выполнения социальной роли подкрепляются реальным поведением Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания Команда волонтеров.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: