Выбор постановка действия оценивание

Цели

Теория Теория Ориентация Каузальная

«Ожидания- постановки на действие атрибуция ценность» цели или на Процедурная

Теория В-И-О ситуацию справедливость

Модель и справедливое

выбора риска распределение

ЭТАП «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»

Этот этап закреплен в таких теориях как теория «ожидание-ценность», модели риска, теории «валентность-инструментальность-ожидание» (В-И-О)

 

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЕ-ЦЕННОСТЬ

Теория «Ожидание-ценность», основанная на гипотезе, что человек выбирает ту альтернативу, которая ему больше всего нравится. Ее основу составляет экономическая теория ожидаемой полезности, которая связана с влиянием цели на других людей. Эта теория разработана фон Нейманом и Моргенштерном и лежит в основе современной экономической науки.

Человек рассчитывает ожидаемую полезность цели и умножает ее на субъективную вероятность. Цель при этом рассматривается в качестве ожидаемого выигрыша или проигрыша. Эта модель может быть представлена следующим образом:

П - ОхЦ

П - привлекательность,

О- ожидание — субъективная оценка взаимосвязи между действием и целью.

Ц - ценность — в экономике прибыльность или польза. Применительно к социальному объекту следует говорить об удовольствии, причем как от достижения цели, так и от регуляции действия. И то и другое может быть свидетельством валентности результата.

Принцип максимилизации прибыли гласит, что наиболее значимая цель, вероятность достижения которой велика будет наиболее привлекаема. В тоже время можно отказаться от значимой цели, когда вероятность ее достижения незначительна. Поэтому особенно значимая, но практически недостижимая цель часто игнорируется, а менее значимая, но точно достижимая реализуется. В межличностных отношениях приобретает особое значение удовольствие от действия, т.е. контакта. Именно потому контакты, предлагающие менее ценный продукт, но коммуникативно более привлекательные могут оказаться более продуктивными, чем не приятные, но обладающие ценным продуктом.

Ценность стимула - это привлекательность, основанная на его объективных (физических) свойствах. Помимо этого существует субъективная (то как сам индивид оценивает объективные свойства) ценность стимула, которая, по сути, и определяет его полезность.

«Мультипликативная связь между ожиданием и ценностью позволяет сформулировать гедонистический принцип максимизации прибыли: наиболее значимая цель, вероятность достижения которой велика будет наиболее привлекаема. Но можно отказаться от значимой цели, когда вероятность ее достижения незначительна. Особенно значимая, но практически недостижимая цель часто игнорируется. А менее значимая, но точно достижимая, реализуется».

Согласно Хекхаузену валентность (привлекательность), а по сути, мотивация, имеет три измерения: ситуация, действие и результат.

· Привлекательность ситуации зависит от оценки самой ситуации, в которой определенный результат наступает без приложения усилий.

· Привлекательность действия определяется «ценностью» действия, которое может привести к желательным или нежелательным последствиям.

· Привлекательность результата связана с оцениванием последствий, результатов ситуации и действий.

Согласно Левину поведение и развитие зависит от состояния человека и его среды. Причина событий не в природе одиночного изолировано от объекта, а в отношениях между человеком и его окружением. Происходящее событие — следствие динамических факторов конкретной ситуации.

При этом Левин считает, что термин «ситуация» «относится как к общей жизненной ситуации, так и к сиюминутной ситуации. Частично совпадающие ситуации — две или более ситуаций, которые существуют одновременно и имеют общую часть». Левин определил жизненное пространство как «совокупность факторов, которые определяют поведение индивида в конкретный момент. Жизненное пространство представляет собой совокупность возможных событий, оно включает человека и его психологическую среду».

Согласно Левину поведение и развитие человека, определяются состоянием человека и его средой, и должны рассматриваться как зависящие друг от друга переменные.

По теории поля сформулированной Левиным силы, или мотивационные факторы внутри жизненного пространства побуждают человека переключаться с одной деятельности на другую.

Психологическая сила — фактор, с помощью которого можно объяснить существование внутренних и внешних источников мотивации.

Левин предложил следующую формулу:

 

Валентность свойств цели:

Напряжение человека

Психологическая сила =


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: