Этап «постановка цели» (goal setting)

Теория постановки цели (урегулирования цели или целеполагания) основана на предположении, что цели мотивируют.

В построении своей теории Локк опирался на два источника. Первый из них теоретическое мнение Томаса Района, который делал акцент на роли намерений индивида при понимании мотивированного поведения. Вторым источником был практический опыт Питера Друкера, сторонника идеи о том, что для каждого сотрудника компании (ровно как для каждого подразделения) должна быть поставлена конкретная цель.

Локк предположил, что наиболее важным фактором при формировании мотивации является наличие у индивида сознательно определенной цели, которую он пытается достичь. Именно желание достичь цели становится мотиватором.

Это согласуется с мнением Толмена, который писал, что «поведение в собственном смысле всегда, по-видимому, характеризуется направленностью на цель или исходит из целевого объекта или целевой ситуации. Полное определение любого отдельного акта поведения требует отношения к некоторому специфическому объекту — цели или объектам, на которые этот акт направлен, или, может быть, исходит от него, или и то и другое».

Теория целеполагания— экспериментально проверенная гипотеза психологии труда и организационной психологии. Из этой теории следует:

· Трудные, но достижимые цели больше стимулируют улучшение продуктивности, чем легкие и легко достижимые цели.

· Точные и специфические цели гарантируют более высокую продуктивность, чем общие и неопределенные цели.

Следует отметить, что в отличие от теории Аткинса, относящейся к выбору задания, теория целеполагания рассматривает усилия и упорство человека, которые он проявляет, когда уже определился с выбором альтернативы. Этим объясняются некоторые противоречия в теориях.

Клингер разделил размышления о цели на респондентные (реактивные) и оперантные (инструментальные) мысли.

Респондентные мысли вызываются стимулирующими аспектами цели. Эти мысли могут быть определены как фантазии о цели. Они произвольно проникают в сознание или не появляются в нем. Примером респондентных целей являются грезы и мечты. Клингер с коллегами доказали, что частота возникновения мыслей, связанных с целью, зависит от того насколько человек привержен достижению этой цели. Кроме того, существует зависимость между частотой возникновения мысли о цели и величиной радости или облегчения, ожидаемого от достижения цели и вероятностью ее достижения.

Оперантные мысли подобны решению проблем. Это сознательные попытки опробовать различные стратегии достижения цели, причем ряд из этих стратегий отвергается на этапе обдумывания, а другие прошедшие умственную проверку бывают опробованы, реализованы.

Формирование приверженности цели может быть определено как процесс, благодаря которому человек настраивается на достижение цели. Это готовность человека и постоянное стремление тратить время и усилия на движение к цели. Так Клингер пришел к выводу, что достижению цели способствуют обязательства, которые берет на себя человек (commitment). И обозначил текущее состояние на пути к цели как «заботливая забота» (corrent concern).

Введенный Роттером в 1942 году термин уровень стремления отражает желание человека совершенствоваться и сделать работу в следующий раз лучше. Следует отметить, что уровень стремления привязан к реальности благодаря оценке способностей и прошлым достижениям.

Это согласуется с утверждением Локка о том, что цель обладает энергетической функцией и функцией напряжения. Энергетическая функция цели — мотивировать тратить определенные усилия на свое достижение. Функция напряжения указывает, какое поведение (какие ресурсы) потребуется для достижения. То есть мотивированные люди с одной стороны ставят цели, которые превосходят их актуальное состояние, т.е. расходятся с имеющимися в их распоряжении ресурсами. С другой стороны, они ведут себя так, чтобы это расхождение снижалось, т.е. снижают напряжение цели, наращивая ресурсы для ее достижения.

Согласно Кэмпбеллу и Илгену мотивирование целью объясняется тем, что индивид, перед которым стоит сложная цель, испытывает желания повысить свои способности для того, чтобы иметь дело с более сложными целями и заданиями, которые являются для него своеобразным вызовом.

Цель способна мотивировать индивида, так как обычно она превосходит актуальное состояние человека и уровень его эффективности. Тогда целевое поведение (мотивированное) — попытка уменьшить величину этого расхождения, то есть приблизиться к цели.

Напряжение цели связано с количеством имеющихся в наличии ресурсов (актуальным состоянием) и историческим опытом достижения. Вслед за Локком можно утверждать, что именно напряжение цели является вторым источником мотивации (демотивации) целью. Так положительное подкрепление (мотивация достигать в будущем цели более высокого уровня) происходит при достижении поставленной цели, при удалении от цели происходить негативное подкрепление (демотивация – страх поражения). Таким образом, именно достижение или недостижение цели формирует исторический опыт индивида.

В 1948т году Толмен перенес акцент с внешнего подкрепления на важность внутреннего и описал создание внутренних переменных как образы ситуации, которые он назвал картами, планами, ожиданиями. По мнению Толмена «овладение, направленное на цель или исходящее из нее, характеризуется не только направленностью на целевой объект, но также и специфической картиной обращения (commerce, intercourse, engagement, communion-with) с вмешивающимися объектами, используемыми в качестве средств для достижения цели». Такие картины получили название ментальных схем. Этомысленные картины, представляющие собой соединительную ткань между элементами окружающей среды и целями.В ментальных схемах существуют сценарии развития событий, которые определяет пошаговую последовательность процедур, выполнение которых необходимо для достижения цели, т.е. планы или сценарии поведения.

Прим этом на подсознательном уровне происходит сравнение актуального состояния и цели, т.е. имеет место сигнал описывающего поведения.

Сигнал о приближении к цели или отклонении и от нее отражает обратная связь. Следует обратить внимание на исследования Бандуры, которые доказали, что при отсутствии обратного сигнала, цель не мотивирует действие.

Петля отрицательной обратной связи, представленная на рисунке,сигнализирует об отклонении от цели.

 

 


Обратный Расхождение

сигнал

 

ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ

Целью является объект или цель действия, например, работа для достижения конкретных знаний, как правило, в течение указанного срока

Согласно теории Локка, цели влияют на поведение и, следовательно, производительность с помощью механизмов:

· Директивность – направление внимания (a directive function).

· Активизация (энергитизация) (an energizing function) – мобилизация усилия на задаче. При этом установление целей высокого уровня может потребовать от исполнителя больших усилий, чем низкоуровневые цели, и, следовательно, активизировать сильнее.

· Настойчивость (affect persistence) - поддержка постоянства задания. Этот механизм, позволяет контролировать время, которое затрачивается на трудно решаемые задачи. При этом существует две компромиссных стратегии работы, устанавливающие связь между временем и интенсивностью:

ü работать быстрее и более интенсивно в течение короткого периода

ü работать более медленно и менее интенсивно, в течение длительного периода.

  • Содействия стратегическому развитию - механизм косвенного влияния - это возбуждение, обнаружение и/или использование задач соответствующими знаниям.

Цели контролируют внимание и, поэтому, чем конкретнее и определеннее поставлена цель, тем человек больше сконцентрирован на ее достижении. В связи с этим вслед за Локком можно утверждать, что цели, которые ставятся перед работником, должны быть конкретны и четко определены.

Райан утверждал, что существует «простой факт, что поведение человека зависит от сознательных целей, планов, намерений, задач и т.п.» таких, которые он назвал цели первого уровня, и которые являются непосредственно мотивирующими.

Отдаленные, стратегические цели, сами по себе не так влияют на поведение, как это делают краткосрочные цели. Они служат ориентиром, помогая оценивать результаты на конкретном отрезке пути.

Согласно Хаусу, когда перед индивидом ставится какая-либо отдаленная (стратегическая) цель, он обязательно должен формулировать более частные, промежуточные цели, которые в больше степени влияют на работу. При этом важно чтобы такие цели были измеримы. Исследованию Бренди и Маркмена (2000) показали, что вспомогательные (краткосрочные) цели увеличивают мотивацию. Они ближе по времени, проще и, следовательно, значительно достижимее. Ценность вспомогательных целей увеличивается, если их реализация помогает достижению конечной цели.

Тогда план действий может быть определен как общий набор напряжений человека, представляющих собой альтернативы выбора поведенческих актов, вспомогательных целей

При этом устанавливаемые цели должны быть достаточно серьезными, представлять собой своеобразную проверку сотрудника, быть вызовом способностям и тем самым мотивировать. Однако при этом важнейшим условием достижения является соответствие поставленных целей способностям сотрудника. Таким образом, возможность достижения цели является не менее важной составляющей, чем понимание цели и осознание путей ее достижения. При этом цели более высокого уровня проводят к более высоким результатам, если представляются достижимыми.

Теория Локка устанавливает два важных признака цели: интенсивность и содержание. В то время как интенсивность цели относится к силе целей в плане важности и обязательности, содержание цели связано с такими аспектами, как трудность, специфичность (неопределенность) и сложность.

По мнению Локка и Латхэма следует различать такие понятия как сложность достижения цели (трудность) и сложность задания (сложность). Сложность достижения цели определяется той работой или тем количеством усилий, которые необходимы для достижения цели. Сложность задания зависит от его комплексности.

Специфичной целью по Локку можно считать задачу, требующую творческого решения, самопланирования, т.е. неопределенную по реализации.

Очевидно, что понятия сложности и трудности, а также специфичности связаны между собой.

Согласно Локку

  • Чем более специфична (интересна) цель, тем точнее она напрягает поведение.
  • Полностью контролирующая производительность специфичная цель, чтобы быть достигнутой должна быть точна и корректна (недвусмысленна).
  • Специфичные цели высокого уровня обладают большей результативностью, чем смутные цели низкого уровня.

Жесткие цели низкого уровня требуют определенного набора действий, не предполагающих творческой инициативы и, следовательно, напряженности, трудности. Это типовые задания. Специфичные цели высокого уровня, по сути своей неопределенные, обладают потенциалом большой результативности. Это объясняется тем, что при постановке специфических целей неопределенных в решении от сотрудника требуется большое напряжение, которое может служить источником внутренней мотивации, что сопряжено с наилучшей продуктивностью. Смутные же цели низкого уровня не обладают таким потенциалом творчества и поэтому не несут дополнительного источника продуктивности.

Кроме того, специфичные цели и сложные задания нуждаются в планировании и разработке стратегий достижения, т.е. составлении плана действий и, следовательно, постановке промежуточных целей, что в свою очередь является дополнительным источником мотивации. Успешное достижение целей инициирует достижение новых, что очень полезно при сложных заданиях.

Следует отметить, что мотивационный эффект целей, определенных заранее и авторитарно, настолько же сильный, как и в случае, когда цели определяют при участии сотрудников путем согласования, при условии, что сформулированные руководителем цели обоснованы.

В отличие от теории Врума, который в основном рассматривает внешнюю мотивацию, теория целеполагания сосредоточена в основном на механизмах внутренней мотивации. При этом производительность (продуктивность) не находится в линейной зависимости от сложности цели.

По Вруму сила притяжения к цели есть мультипликативная комбинация валентности (привлекательности) - инструментальности (субъективной вероятности достижения цели) - ожидание (уверенность в том, что усилия приведут к производительности, необходимой для достижения вознаграждения). При этом при прочих равных факторах, ожидание может рассматриваться как линейная и положительная величина, связанная с производительностью.

Согласно теории Локка продуктивность имеет нелинейную связь со сложностью цели.

 

 

 
 


Продуктивность

 

 
 

 


Сложность цели

 

 

Это связано с тем, что трудные цели достичь тяжелее, чем легкие, и, следовательно, при их достижении ожидание успеха цели будет отрицательным.

В тоже время Локк обнаружил, что когда уровень цели постоянен то, увеличение мультипликативной связи валентности и вероятности достижения ведет к увеличению уровня производительности.

В том случае, если уровень трудности цели снижается, происходит снижение производительности. С повышением уровня цели, производительность увеличивается.

Согласно Бандуре самоэффективность при реализации поставленной цели связана с конкретными задачами доверия. Она изменяется по мере получения целого ряда возможных оценок. Производительность при этом - результат множества возможных воздействий.

МОДЕРАТОРЫ (регуляторы) ЦЕЛЕЙ

Модераторами цели согласно Локку и Латхему выступают:

· приверженность цели,

· обратная связь,

· сложность цели,

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЦЕЛИ (GOAL COMMITMENT)

Исходя из того, что приверженность цели - это процесс, благодаря которому человек настраивается на ее достижение, важнейшим механизмом привлечения к цели является ее з начение (Importance).

По мере увеличения значимости возможно создание такого общественного мнения внутри социальной организации, которое рассматривает приверженность цели как обязательное. В этом случае все приверженцы, т.е. те, кто ей следует, становятся выше в собственных глазах и глазах других членов социальной организации.

В тоже время среди приверженцев всегда существуют так называемые лидеры общественного мнения. Приверженность цели, демонстрируемое такими лидерами, делает их «законными» руководителями людей, разделяющих цель.

Наличие значимой цели у многоструктурной социальной организации способствует формированию моноструктурными социальными организациями «в русле» общей цели. При этом теоретики считают, что самостоятельно сформулированные цели важнее для индивида, т.к. являются частью размышлений и потому воспринимаются как личные. Такие цели определены Локком как разделяемые. По мере понимания и личностного восприятия целей, роста степени их «разделяемости», повышается самоэффективность (Self-efficacy).

Концепция самоэффективности играет важную роль в теории целеполагания по нескольким причинам.

Когда определяющими становятся разделяемые цели, сотрудники становятся самомотивированы на их достижение. Самомотивированные люди ставят перед собой цели более высокого порядка, находят и используют более эффективные стратегии решения задачи. Те, кто не имеет разделяемых целей - люди с низкой самоэффективностью.

Следует отдельно отметить, что при достижении целей самомотивированные люди более позитивно реагируют на негативную обратную связь, чем люди с низкой собственной эффективностью. Локк считает, что это связано с тем, что механизм целеполагания не соревновательного характера.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (FEEDBACK)

Обратная связь — это процесс получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах на условиях объективности, независимости и конструктивности.

В рамках теории систем были разработаны модели, целью которых являлся анализ структур обеспечивающих системе надлежащее функционирование. Основной единицей, рассматриваемых в этих моделях являлась негативная обратная связь.

Предположение о том, что такие процессы, могут иметь место не только в кибернетике, но и в области наук о жизни высказал Винер в 1948 году. Он по аналогии с кибернетикой определил это понятие как воздействие «выхода» системы на ее «вход». Почти в тоже время, это утверждение было сформулировано в Германии фон Холстом. Впоследствии эта идея разрабатывалась в рамках разных теорий. Следует отметить, что модели, основанные на теории систем, со временем меняются.

Понятие быстро было ассимилировано другими науками, в том числе наукой о человеке. Сегодня, как указывает О.В.Соловьева, обратную связь как социально-психологический феномен объединяет с кибернетическим понятием только терминологическая общность и функциональная направленность.

При этом, по мнению Андреевой, при рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается»

Термин негативная (отрицательная) обратная связь, в терминологию наук о человеке ввел Миллер в 1960 году.

Более серьезная попытка объяснения общих принципов направленного поведения (principles of goal directed) с точки зрения систем была предпринята Карвером и Шеиром в 1998году. (Carver and Scheier)

В рамках этой системы контроль сформулирован в математических единицах. Системы и их экспериментальные проверки основываются на понятии «сила». Хотя теория систем не предназначена специально для описания целенаправленного поведения, однако она позволяет объяснить краткосрочные и долгосрочные процессы, регулирующие это поведение.

Системные модели и теории могут быть успешно применены в таких областях как мотивация, психология развития.

Первые описательные модели представляли мотивацию как функцию обратной связи и ряда когнитивных процессов. Такие модели могут применяться для объяснения индивидуальной мотивации, а также межличностных отношений в организации.

Более прогрессивная модель, которая, по крайней мере, частично основана на системном подходе была предложена в 1994 году и ее автор Дорнер (Dorner) хотел не менее как открыть для себя «зеркало человеческой души».

В отличие от всех этих авторов Хайланд использует мотивационную теорию как мета-теоретические основы для интеграции отдельных уже существующих мотивационных теорий, которые согласно ему отражают различные аспекты основного процесса, который может быть описан с помощью отрицательной обратной связи.

В возрастной психологии используется подход Фогеля и Телена, которые свою теорию моторного развития переложили в условия теории систем. В моделях Берк (1991) и Белла (1971) более четко основанных на теории систем описывается процесс отрицательной обратной связи. Белл в частности рассматривает контроль системы как процесс взаимного влияния детей, подростков и их опекунов.

Гораздо более широкую модель, связанную с общими принципами человеческого развития представляет собой теория Форда и Лернера (1992). Наиболее известный системного подхода в области психологии развития являет собой работа Боулби (1969), так называемая теория младенческой привязанности. Боубли рассматривает это явление через обратную связь. При этом он так и не рискнул сформулировать математическую модель своей теории.

Бишофом (Bischof) в 1993 году была представлена количественная модель социальной мотивации известная как Цюрих-модель.

Эта модель в состоянии объяснить и предсказать процессы регулирования социальных расстояний. Так регулирование описывается на основе теоретических трудов таких авторов как Боубли, а также индивидуальных процессов в период полового созревания и отрочества. Модель основана трех основных мотивационных постулатах и предствленных через отрицательную обратную связь:

l безопасность (the security),

l возбуждение (the arousal),

l автономия (the autonomy).

Существует четвертая система, которая касается случаев, когда блокируются и не могут работать в обычном режиме три основных.

Система безопасности определяется как ощущение близости, тепла и защита и т. д. То есть это близкие отношения, иногда очень личные.

Это чувство имеет свой источник в три гипотетических составляющих: фамильярность, актуальность и близость

Причем очевидно, что из трех переменных невозможно контролировать очевидным способом ни одну. Таким образом, желание обеспечение безопасности приводит дистанционному регулированию поведение.

Ссылаясь на безопасность, система распознает степень зависимости от предмета. После чего возникает вопрос о демонстрации поведения для регулирования расстояния до объекта, которое способно обеспечить нужную безопасность.

Систему возбуждения определяет такое чувства как любопытство, тревога или страх, которые могут возникнуть при встрече. В принципе, система возбуждения в чем-то аналогична системе безопасности. Возбуждение возрастает по мере приближения к объекту.

Система автономии может использовать те же три детектора.

Как уже отмечалось, система преодоления включается в том случае, если на пути появляется препятствие или барьер и не срабатывают три основные. Система предусматривает включение трех внешних и двух внутренних стратегий выживания. Внешне активные стратегии предусматривают активные попытки изменить ситуацию, внутренние обеспечивают усилия для приспособления к ситуации, их иногда называют акклиматизаторы.

Согласно Бодалеву именно благодаря «механизму обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными». Он употребляет не понятие «восприятие другого человека, а тяготеет к формулировке «познание другого человека».

В социальной психологии термин «обратная связь» используется в двух основных значениях. В широком смысле обратная связь рассматривается применительно к процессу коммуникации как обеспечивающая замыкание цепи циркулирования информации. Цепь обратной связи, согласно Хекхаузену, можно представить себе следующим образом: ожидание оказывает влияние на ход действия, ход действия—на его результат, повторяющиеся успехи и неудачи формируют соответствующие ожидания, которые, в свою очередь, порождают различия в протекании действия, предопределяющие благоприятный или неблагоприятный результат аффилиации.

В тоже время Андреева характеризует «обратную связь» как «сообщения, которые посылает человек в ответ на свою информацию». В узком смысле принцип обратной связи используется в социальной психологии как связывающий между собой две стороны общения; коммуникативную и социальную перцепцию.

В этой трактовке рассматривала «обратную связь» и Петровская, определяя ее как сообщаемые коммуникатором реципиенту «сведения относительно того, как, каким он воспринят» в деятельности и общении.

С точки зрения содержания по Петровской можно выделить три основные вида коммуникации:

· как ситуацию, когда коммуникатор обратной связи прямо передает, описывает свое восприятие реципиента обратной связи,

· как процесс (предоставления сведений), когда коммуникатор обратной связи высказывает своего отношения, не дает установку к воспринимаемому поведению,

· как информацию, когда коммуникатор обратной связи дает интерпретацию воспринимаемому, приписывая, в частности, определенный мотив наблюдаемому поведению.

Рассел в контексте социально-психологического тренинга рассматривает обратную связь как сообщение о результатах деятельности, подразумевая, что обратная связь влияет на протекание этой деятельности. При этом он считает важным компонентом деятельности информированность об индивидуальных особенностях освоения информации участниками контакта. Именно эти сведения в конечном итоге, по мнению Рассела, являются решающими для выбора формы обратной связи

По Дэкерсу, обратная связь — саморегулирующийся процесс, который помогает уменьшить несоответствия между желательным состоянием организма и его реальными параметрами. Причем желательное (заданное) значение — то, что необходимо для поддержания жизни, комфорта и безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: