double arrow

Уровень стимуляции возбуждения

 

Если возбуждение высоко, уменьшения возбуждения подкрепляются негативно и стимуляция уменьшается. Увеличение возбуждения выше оптимального уровня или уменьшение ниже воздействуют как отрицательное подкрепление. Очень низкие уровни возбуждения связаны со скукой и ощущением «нечего делать», тогда как высокие связаны со стрессом и ощущением «я так больше не могу».

С точки зрения Кирхлера и Родлер вопросы обратной связь рассматривается как обязательный компонент коммуникационного обмена во всех его проявлениях.

Сопоставляющие переменные, такие как рассогласование, вызывают возбуждение и воздействуют на положительные и отрицательные эмоции человека. Чтобы усвоить информацию ментальные схемы изменяются и развиваются благодаря процессу ассимиляции (встраивания) и аккомодации (изменение).

Мандлером (1984) предложена модель непоследовательности, которая показывает, как степень непоследовательности влияет на качество и силу эмоциональной реакции.

Из модели следует, что степень непоследовательности влияет на силу и качество эмоциональной реакции и определяет, является ли неразрешимым непоследовательное событие. Последовательными являются события, соответствующие нашим ожиданиям.

Степень непоследовательности определяет уровень возбуждение и то является ли непоследовательное событие разрешимым. Если оно разрешимо, то итогом станем эффективный познавательный тон, если нет – негативный.

При незначительных рассогласованиях события ассимилируются (вставляются) в схему, при значительных рассогласованиях это становится не возможно. В этом случае находится альтернативная схема, то есть встраивание происходит благодаря «объяснениям», при этом и интенсивность реакции выше. Крайне непоследовательная информация требует аккомодации, то есть изменения схемы

 

             
 
   
 
 
   
 
   

 

 


Значение Позитивный Позитивный Позитивный Позитивный или негативный Негативный
Интенсивность аффекта   + ++ +++ +++

 

 

Значительные непоследовательности вызывают сильное возбуждение и негативный аффективный фон.

Позитивное возбуждение увеличивается с ростом степени непоследовательности, пока последняя остается разрешима (встраиваема в схему). Крайние степени непоследовательности, которые воспринимаются как неразрешимые, могут вызвать интенсивную реакцию отторжения.

Модель зависимости возбуждения от оценки безопасности, предложенная Ротбартом постулирует, что степень противоречивого стимулирования и степень сопровождающего его возбуждения определяют реакцию — страх или удовольствие. То есть непоследовательность, оцениваемая как безопасная — вызывает веселье, опасная — страх и бегство. Туниг подчеркивает, что на практике важно различать внешнюю и внутреннюю обратную связь. При этом внешняя обратная связь может пониматься как получение информации в процессе взаимодействия индивидов. Внутренняя обратная связь может быть определена как получение информации в процессе работы, то есть субъективная оценка деятельности.

Иванцевич и МакМагон отмечают в своем исследовании, что влияние постановки цели на продуктивность обусловлено обратной связью, которая реализуется в процессе деятельности. При достижении цели внутренняя обратная связь иногда бывает более эффективной, надежней, чем внешняя, способствует повышению продуктивности.

Хакмен и Олдмен обращают внимание в своей модели мотивационного потенциала роль обратной связи в повышении собственной продуктивности. Обратная связь, по их мнению, важна в частности при осуществлении волевого акта. Информирующая и оценивающая обратная связь или вовсе не влияет на продуктивность или действуют скорее положительно, чем отрицательно, прежде всего, в тех ситуациях, когда трудовая деятельность для выполнения задания не определены.

Следует отметить, что существует два вида обратных связей: отрицательная и положительная. Отрицательная обратная связь характеризуется снижением выхода при увеличении входа (отношение результативности выхода к входу меньше единицы), тогда как для положительной обратной связи характерно увеличение выхода, приводящее к увеличению входа (отношение результативности на выходе к входу больше единицы), что требует дальнейшего усиления воздействия на входе. При этом попытки справиться, скажем, с отклонениями требуют все больших затрат ресурсов в каждом новом управленческом цикле.

Клугер и Де Низи разработали собственную модель, объясняющую эффективность обратной связи, названную теорией воздействия обратной связи. Ими оценены условия, при которых обратная связь эффективна. Они утверждают, что с помощью обратной связи сравниваются реальная ситуация и идеальная, т.е. цель. Восприятие рабочей ситуации — субъективно. Для того чтобы обратная связь была оптимальной, она должна быть основана на объективной информации, отражающей реальное положение вещей.

Согласно Клугеру и Де Низи восприятие человеком позитивной или негативной обратной связи само по себе не всегда является критическим для определения реакции человека на обратную связь, т.е. и позитивная (положительная), и негативная (отрицательная) обратная связь может улучшать результативность, если внимание сосредоточено на соответствующем цели уровне.

Существуют индивидуальные различия между людьми в том, как на них влияет внешняя обратная связь: указание на ошибки или на правильное выполнение действий. По мнению исследователей, это обусловлено ориентацией на успех или на избегание неудач. При этом важно, чтобы обратная связь имела точечный характер.

Исследования Клугер и Де Низи показали, что обратная связь влияет на продуктивность. В целом по мнению Клугера и ДеНизи обратная связь может привести либо к концентрации внимания сотрудника на задании, его деталях и своей продуктивности, либо к направлению его внимания на себя. В случае если сотрудник ориентирован на результат эффект обратной связи как правило положительный. В случае если сотрудник ориентирован на себя (на избегание неудач), положительный эффект не наступает и обратная связь может сыграть даже отрицательную роль.

По мнению Кирхлера и Родлер это связано с тем, что при фокусировке на актуальном задании и рассогласовании реальной и идеальной ситуации сотрудник ведет анализ с точки зрения изменения ситуации для достижения цели. Следствием этого является или повышение продуктивности, или активизация процесса обучения для преодоления проблем и за счет этого повышение продуктивности. При фокусировке на себя, в зависимости от субъективных целей (таких как повышение самооценки, управление впечатлением), при рассогласовании между фактическим и должным показателем человек задумывается о возможности достижения результата. Если результат легко достигнуть — результативность повышается, если сложно — человек перестает прикладывать усилия.

Исследования, проведенные Идсоном и Хиггенсом, показали, что люди, сориентированные на достижение цели, могут быть мотивированы посредством положительной обратной связи и могут повысить свою продуктивность. Сотрудники, стремящиеся избежать ошибок, могут быть мотивированы посредством отрицательной обратной связи. То есть тот, кто боится допустить ошибки, может извлечь из обратной связи об ошибках больше информации регулирующей действия, чем из обратной связи о положительных результатах действий.

Как показали работы Клугера и Де Низи конкретная обратная связь эффективна, если она относится непосредственно к продуктивности человека (конкретным слабым и сильным сторонам работы). Нормативная обратная связь (глобальная оценка) скорее направляет внимание человека на самого себя и меньше стимулирует повышение продуктивности, чем конкретная.

При анализе интерактивной составляющей обратной связи Соловьев уделил особое внимание «звену приема». На первый план, по его мнению, выступают требования к реципиенту обратной связи, его умению обеспечить поступление обратной связи в свой адрес.

Согласно исследованиям Илгена (Ilgеn 1971) позитивная обратная связь оценивается более точно, чем негативная. Объяснение этого факта основывается на положении о защитных механизмах личности, т.е. позитивная обратная связь более приятна для реципиента и может улучшить его образ Я. Тогда как при получении негативной обратной связи Я-концепция реципиента может оказаться под угрозой. Непосредственное переживание угрозы Я чаще всего описывается при помощи теории когнитивного диссонанса. По классическому определению Фестингера, когнитивный диссонанс – несоответствие между двумя когнитивными элементами – мыслями опытом, информацией и т.д., когда отрицание одного элементы вытекает из существования другого. Таким образом, диссонанс тесно связан с Я-концепцией в том смысле, что возникает из несоответствия между Я-концепцией и угрозой Я. При этом в некоторых случаях негативная обратная связь может быть воспринята, если она в большей степени соответствует образу Я реципиента. Исследования показали, что индивиды с низкой самооценкой ищут негативную обратную связь.

На основании проведенных исследований Локки пришел к выводу, что обратная связь позитивно влияет на достижение цели с двух сторон:

1. позволяет индивиду узнавать, насколько он приближается к намеченной цели,

2. дает дополнительную мотивацию к дальнейшему прогрессу.

Вслед за М.Эрез можно утверждать, что обратная связь необходима для того, чтобы цели могли оказывать влияние на выполнение заданий, хотя сами по себе цели, или сама по себе обратная связь не обеспечивают эффективности деятельности группы.

Л.Каммингс, Д.Шваб и М.Розен экспериментально доказали, что обратная связь влияет на постановку целей, причем правдивая обратная связь ведет к лучшим результатам, чем неверная обратная связь или ее отсутствие.

Илген указывал, что постановка целей предполагает учреждение стандартов выполнения работы и установление обратной связи в отношении этих стандартов. По его мнению, промышленный психолог применяет, по меньшей мере, четыре основные процедуры управления мотивацией: системы стимуляции, постановку целей, участие в принятии решений и проектирование трудовой деятельности. И чтобы разработать систему стимуляции, необходимо связать обладающие ценностью вознаграждения с теми видами поведения, которые работодатель хочет стимулировать. Для эффективного использования стимулов необходимо точно знать, что именно ценят сотрудники, и вероятность изменений в поведении при установлении (в процессе работы) высоко оцененных сотрудниками стимулов. Кроме того, следует учитывать относительную рыночную стоимость стимулов. И самое главное для правильной мотивации необходимо знать все особенности ее формирования и работы.

В исследованиях Мэсча выяснилось, что группы, которым дается негативная обратная связь, смене удовлетворены (что естественно), но в тоже время ставят более высокие цели, разрабатывают лучшие стратегии и добиваются больших результатов. Он пришел к выводу, что менеджерам надо сочетать использование негативной и позитивной обратной связи, не злоупотребляя последней. Избыточная негативная обратная связь даже при наличии позитивной, постепенно приводит к снижению продуктивности. У сотрудника начинается апатия, он перестает прикладывать усилия к выполнению заданий. Таким образом, негативная

В тоже время в исследовании Д.Илгена было показано, что принятие обратной связи является решающим для того, чтобы человек предпринял какие-то усилия по изменению своего поведения.

Г.Дрейхер и П. Саккет обнаружили, что испытуемые реагируют положительную обратную связь, как на подтверждение своей компетентности. Они предположили, что обратная связь по результатам оценки сначала вызывает у участников когнитивный ответ, затем аффективный и лишь затем поведенческий. В случае невысоких результатов когнитивный ответ заключается либо в признании собственной недостаточной компетентности, либо в объяснении полученных результатов субъективностью экспертов и наличием ошибок при принятии решения. В 1993 году Саккетом и его коллегами был проведен ряд экспериментов, в которых он выяснил, что возможным аффективным ответом на отрицательную обратную связь может быть понижение самооценки и снижение мотивации. Поведенческий ответ может заключаться в поиске различных тренинговых программ и дополнительного образования или поиске другой работы, не требующей таких компетенций.

Ван Дейк указывал, что «между реальными ситуациями и их когнитивными соответствиями существуют и различия:

· для когнитивных моделей типична фрагментарность и неполнота,

· модели могут репрезентировать реальные ситуации на различных уровнях общения,

· входящие в модель понятия не произвольны, они отражают социальную значимость интерпретации ситуации.

При этом, несмотря на социальную обусловленность концептуального представления ситуации, когнитивные модели являются субъективными».

Исходя из этого очевидно, что эффективность производительности может меняться в связи с определенными обстоятельствами и, следовательно, важно грамотно использовать подачу отрицательной и положительной обратной связи. Обратная связь отражает состояние индивида в определенной ситуации, однако она может быть использована для составления о нем определенного представления.

Лайкертом предложена модель обратной связи, которая призвана обеспечить протекание некой деятельности, как процесса.

Схема обратной связи по Лайкерту

 

Оценить ситуацию Название (определение)
Сведения общего характера и история вопроса
  Система в текущий момент
Планирование Рекомендации
Доделай (корректировка) Внедрение
Проверяй и действуй (контроль) Доработка

 

С опорой на модель Дрейхера и Саккета Ладионенко выдвигается и обосновывается положение, что принятие критической обратной связи реципиентом может осуществляться на трех уровнях.

· эмоциональном,

· когнитивном,

· поведенческом.

Вначале воздействие идет на эмоциональном уровне. Эмоции возникают по большей части бессознательно и их трудно контролировать. Т.е. возникает либо эмоциональное приятие, либо эмоциональное неприятие (отторжение) полученной информации. И лишь затем запускается механизм сознательного осмысления полученной информации. Причем если возникает эмоциональное приятие, то до когнитивного уровня информация может просто не дойти, поскольку она будет очевидно согласована с образом Я реципиента. Однако существуют различные факторы, оказывающие воздействие на переход информации в стадию осмысления, например, мотивация реципиента и его заинтересованность.

Соответственно на когнитивном уровне также существует две альтернативы: принять или не принять осмысленную информацию. Отчасти принятие на этом уровне сходно с понятием «согласие», т.е. согласился ли человек с предоставленной информацией или нет, насколько он может ее применить (отнести) ее к себе.

Далее информация переходит на поведенческий уровень, т.е. уровень непосредственной реализации полученных сведений (рекомендаций). Здесь также возможны два варианта поведения человека: реализация или бездействие. Причем на этом уровне, скорее всего, большую роль играет такая переменная, как мотивация участника, стремление к саморазвитию, а также значимость этих результатов и возможность их влияния на последующие линии развития карьеры. Ладиененко рассмотрено возможное сочетание вариантов внутри уровней принятия критической обратной связи.

Хекхаузенном используется термин аффилиация - определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффилиации, но также и от его партнера.

В связи с этим существенным является факт того, что по содержанию обратная связь может принести реципиенту либо позитивную, либо негативную информацию. Центральным звеном при принятии информации, а тем более негативной обратной связи, является личность реципиента, его деятельность по переработке информации. В тоже время в случае негативной информации коммуникатор может постараться завуалировать обратную связь, сократить ее или вовсе не давать из-за нежелания обидеть реципиента, или неуверенности в возможности правильного восприятия.

По Хекхаузену в зависимости от соотношения обобщенных положительной и отрицательной привлекательности мотив аффилиации индивида может быть охарактеризован как преимущественно связанный либо с надеждой на аффилиацию (НА), либо со страхом/отвержения (СО).

Согласно Хекхаузену, как и в случае других мотивов, «характеристика ожидаемого успешного или неуспешного исхода действия аффилиации не исчерпывается одной только положительной или отрицательной привлекательностью определенной величины».

«Цепь обратной связи можно представить себе следующим образом: ожидание оказывает влияние на ход действия, ход действия—на его результат, повторяющиеся успехи и неудачи формируют соответствующие ожидания, которые, в свою очередь, порождают различия в протекании действия, предопределяющие благоприятный или неблагоприятный результат аффилиации. Таким образом, привлекательность удачной или неудачной аффилиации становится в конце концов величиной постоянной, что и задает индивидуальный профиль соотношения обобщенной положительной и отрицательной привлекательности, т. е. надежды на аффилиацию и страха отвержения».

При этом ряд исследователей отмечают, что при особо значимой или неясной обратной связи у реципиента возникает внутренний диалог, который объясняется деятельностью переживания.

Согласно Петровской, обратная связь может быть классифицирована как оценочная и безоценочная. Ряд исследователей называет такие формы обратной связи директивной и не директивной соответственно.

Безоценочная обратная связь — вид обратной связи, который не содержит собственного отношения к обсуждаемому вопросу.

Оценочная обратная связь — это сообщение своего мнения, своего отношения к предмету обсуждения. Оценки могут быть положительными или отрицательными. Позитивная оценочная обратная связь выполняет функцию поддержки «Я-концепции» партнера и сложившихся межличностных отношений. Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию и направлена на устранение нежелательного поведения, стремление изменить или модифицировать отношения.

Структура оценочной обратной связи предполагает использование оборотов, которые указывали бы на то, что речь идет о собственном мнении человека («мне кажется», «я думаю», «на мой взгляд»). Специалисты считают, что если такие обороты отсутствуют, а оценка высказана вполне определенно и открыто, то высказывание приобретает статичный характер и может вызывать у собеседника психологическую защиту. Кроме этого возможно использование обобщающих оборотов (все, приличные люди), которые придают оценочной обратной связи характер давления.

В связи с этим Ладионенко вводится понятие «критическая обратная связь», которая определяется как «намеренное как устное, так и письменное сообщение партнеру по общению о позитивных и негативных аспектах его поведения, деятельности».

Негативная критическая обратная связь – информация о невысоких результатах деятельности, вызванных в частности недостаточным проявлением или развитием как личностных, так и деловых компетенций. Позитивная критическая обратная связь – информация о высоких результатах.

К критической обратной связи может быть отнесена:

· Позитивная и негативная оценки поведения, содержащиеся в обратной связи, так как они основаны на субъективном восприятии, зависят от социальных представлений коммуникатора.

· Любая обратная связь по итогам оценки работы, в том числе и позитивная, хотя такая связь может быть ориентирована на развитие, если содержит корректировку или рекомендации.

«Отличие критической обратной связи от обычной обратной связи состоит в том, что тема принятия в ней приобретает большее значение, поскольку изначально предполагается возникновение сопротивления. Однако вопрос несколько сложнее, чем соотношение формы и содержания, поскольку принятие критической обратной связи, по сути, очень близко к понятию самокоррекции. Через критическую обратную связь от других людей человек познает самого себя, у него появляется возможность расширить свой ролевой репертуар, актуализировать внутренние ресурсы».

При использовании этого вида обратной связи должны существовать некие объективные критерии, известные реципиенту заранее, всегда содержащие рекомендации по оптимизации деятельности и дальнейшему развитию.

Одним из наиболее важных аспектов при подаче критической обратной связи является та цель, с которой она дается. «Для принятия такой обратной связи, основным намерением коммуникатора должно стать желание способствовать развитию того человека, которому адресуется критическая обратная связь». При таком подходе восприятие критической обратной связи в значительной мере зависит от формы, в которую облечена информация. Часто именно форма определяет принятие или отторжение критической обратной связи.

Для принятия критической обратной связи немаловажно знание реципиентом ее критериев, т.е. оценка деятельности должна происходить на основе определенных заранее эталонов: договоров, инструкций, распоряжений, нормативов. С точки зрения Ладионенко принцип осведомленного согласия предполагает, что во время оценки и к моменту подачи критической обратной связи эталон или критерии оценки уже приняты реципиентом и осмыслены. Не менее важно, чтобы субъективные критерии оценки коммуникатора и представления о деятельности реципиента совпадали полностью или частично. В противном случае критическая обратная связь не будет эффективна.

Так обратная связь по итогам работы всегда критическая, оценочная, так как представляет собой сравнения итогов с эталонами или критериями, информацию о том, как реальный уровень поведения, состояния дел, процесса отличается от ожидаемого. При этом предполагается, что критерии оценки заданы объективно, посредством регламентов, предписаний, распоряжений и инструкций. Оценка же действий реципиента коммуникатором субъективна и зависит от социальных представлений коммуникатора.

Следует отметить, что в критической обратной связи очень тонкая грань между позитивной и негативной информацией.

Существуют особенности гендерного восприятия критической обратной связи. Исследования Ладионенко показали, что для женщин важен такой аспект как «согласие» с полученной информацией. Мужчины легче воспринимают информацию- «вызов», постановку перед ними заведомо сложной задачи, решение которой позволит добиться поставленной цели. Вслед за Ладионенко можно объяснить это тем, что в основе поведения мужчин и женщин лежат принципиально разные мотивы, что коррелирует с выводами Минигалиева о том, что мужской тип поведения обычно требует состязательности, включая конфликт, соревнование и достижение.

В соответствии с гендерными стереотипами, мужчины больше ориентированы на реальные действия, и свидетельством подтверждения чего-либо для них выступает конкретное действие, тогда как для женщин более важным аспектом является готовность проговорить обсуждаемую проблему и достичь вербального согласия.

В тоже время, отмечается различие в реакции мужчин и женщин на возможность предоставления результата критической обратной значимому окружению. Для женщин содержание личной информации (позитивная или негативная) является особенно значимым, в связи с чем согласие на разглашение критической обратной связи может рассматривать как демонстрация доверия.

Следует отметить, что обратная связь в деловых коммуникациях является обязательной. При этом неполные объемы информации могут помешать реципиенту в принятии правильного решения. При этом ценна как позитивная (положительная), так и негативная (отрицательная) обратная связь.

Для успешного протекания коммуникативного процесса следует обращать особое внимание на использование оценочной, а тем более критической обратной связи.

СЛОЖНОСТЬ ЦЕЛИ (TASK COMPLEXITY)

Очевидно, что по мере повышения сложности задачи возрастают требования к уровню знаний и квалификации сотрудников, стратегиям, применяемым ими при достижении цели. При этом встает вопрос о соответствии поставленной руководителем цели способностями возможностям сотрудника.

В тоже время отсутствие понимания сложности задачи не позволяет адекватно оценить количество ресурсов, которые потребуются для ее решения.

В ходе исследований Локка замечено, что при обнаружении, что демонстрируемые показатели эффективности ниже целевого уровня, люди обычно увеличивают свои усилия или пробуют новую стратегию. Исходя из этого увеличение трудности эффективно при постановке более сложных целей, так как в этом случае эффективность увеличивается.

При решении сложных задач используют больше разнообразных стратегий, чем при решении легких. Это позволяет научиться выбирать стратегии для решения поставленных задач.

Реализации сложных целей единолично иногда мешает отсутствие знаний, необходимых для выполнения таких комплексных задач. Это с одной стороны подчеркивает необходимость соотнесения поставленных целей со способностями и знаниями, а с другой ставит вопрос о разбиении сложных задач на элементы.

Локк обнаружил, что лучшие результаты соответствуют постановке серьезных целей, соответственных задач, особенно сопровождаемых просьбой выполнить их как можно лучше. В тоже время исследования показали, что постановка перед людьми конкретных трудных целей в рамках комплексной цели приводили к большей производительности. Происходит соединение общей значимой цели с определением конкретного фронта работ. Причем трудность поставленной перед конкретным человеком задачи позволяет ему работать с полной отдачей.

Локком вводится понятие проксимальных (близких) и дистальных (дальних) целей.

Проксимальные цели могут увеличить и обнажить (по Фрезе) ошибки менеджмента (error management). Проксимальные замечания с одной стороны могут показать реальную картину происходящего, с другой обратить внимание на допущенные ошибки, дать возможность исправить в короткие сроки.

Исходя из сказанного, личные цели могут выступать как медиаторы (регуляторы) внешних стимулов (personal goals as mediators of external incentives).

Локком введено понятие мотивационный узел (концентратор) (the motivation hub), имея в виду сосредоточение активности, состоящее из персональных целей, в том числе личных обязательств, самомотивации и самоэффектиивности.

При определении трудности поставленных целей соотношение собственной эффективности и производительности показано на рисунке.

 

 

 


УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (SATISFACTION)

Поставленные цели служат своеобразной точкой для сравнения существующего состояния с неудовлетворенностью. Для любого показателя выше эталонной отметки предполагается чувство удовлетворенности. Причем по мере роста положительного расхождение повышается чувство удовлетворенности. Отрицательные показатели вызывают недовольство, которое проходит по мере приближения к эталонной точке. Эталонная точка со временем, по мере достижения более высоких целей, становится выше и для того, чтобы получить удовлетворение приходится добиваться более высоких результатов.

Люди, ориентированные на высокие цели, имеют эталонную точку на более высоком уровне, чем люди, ориентированные на более легкие цели. Они постоянно стремятся к более высоким результатам, и ожидают все больше психологических и практических удовлетворений от установления и достижения поставленных целей.

Так Локком проведен опыт с группой студентов, которым было сообщено о положительных результатах их обучения в соответствии с их ожиданиями: поступление в аспирантуру, хороших перспективах, получении стипендии. Было отмечено, что самую высокую степень ожидаемого удовлетворения, показали средние студенты. Студенты с самой низкой самооценкой и те, которые демонстрировали высокие устремления, оказались менее удовлетворенными.

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Проведенные Локком исследования показали, что все действия являются результатом познания и мотивации, но эти элементы могут взаимодействовать сложными путями.

· Сталкиваясь с задачей, люди автоматически используют знания и навыки, которые они уже приобрели и которые имеют отношение к достижению целей. При этом не требуется дополнительных сознательных действий по планированию, чтобы обеспечить достижение цели.

· Если достижение цели не является вопросом использования автоматизированных навыков, люди стараются извлечь из репертуара навыков, которыми они использовали ранее те, которые могут быть использованы в контексте данной работы, применительно к ситуации. Так, в экспериментах Балдеса (1975) обнаружено, что водители грузовиков, которым было предписано увеличить вес машин, внесли изменения в свои грузовики, с тем, чтобы они могли лучше соответствовать в дороге своему новому весу.

· Если целевая задача является новой для человека, он предпримет разработку преднамеренного планирования, стратегии ее решения. (Smith,Locke, & Barry, 1990).

· Люди с высоким уровнем самоэффективности, чаще, чем люди с низким уровнем самоэффективности разрабатывают эффективные стратегии решения задачи. Это доказывают многочисленные эксперименты. (Latham, Winters, & Locke, 1994; Wood & Bandura), Следует отметить, что существует эффект запаздывания между постановкой цели и поиском нужной стратегии для лучшей производительности (Смит и др., 1990).

· Когда люди сталкиваются со сложной (комплексной) задачей, которая требует напряжения усилий и активации всех навыков, выбираемая самостоятельно стратегия бывает удачнее, чем установление конкретных целей трудной работы (Earley, Connolly, & Ekegren). Это происходит из-за того, что в стремлении добиться успеха, предпринимаются попытки найти лучшую стратегию достижения цели, систематизировать различные варианты и найти самый эффективный путь. В критической ситуации такой поиск может создать оценочное давление (лимит времени) и привести к состоянию тревожности. Противоядием считаются тренинги по поиску решений в проблемных ситуациях (Seijts & GP Latham, 2001).

· Люди, прошедшие обучение стратегическому планированию более стабильны в конкретных стрессовых ситуациях, достигают более высокой производительности, чем другие (Earley & Perry, 1987). Однако, если стратегия, используемая человеком, является несоответствующий ситуации, если ставится слишком трудная цель, результат такой работы будет хуже, чем в случае выбора легкой цели.

· Для правильного понимания сложности цели требуются знания.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ

Поскольку причину успеха индивид обычно приписывает себе, а неудачи своем окружению, то цели, которые ставятся перед сотрудником, должны акцентировать те факторы, которые человек в состоянии контролировать, вследствие чего он будет ориентирован на успех.

В связи с этим интересны исследования Хауса, в которых показано, что независимо от локус-контроля свойственного сотруднику, наиболее эффективной является самостоятельная постановка целей, так как в этом случае в неудаче человек винит только себя.

При этом вопрос о необходимости участия сотрудников в постановке цели является дискуссионным. С одной стороны, Э.Лоулер и Д.Хакман экспериментально доказали эффективность группового принятия целей, при котором сотрудники самостоятельно участвуют в постановке целей, а не просто принимают участие в их реализации. С другой стороны, Лэтэм считает, что при стабильном уровне сложностей целей участие в их формулировке не имеет такого решающего значения. Этого же мнения придерживаются Керхлер и Родлер, ссылаясь на свои эксперименты. Они утверждают, что мотивационный эффект целей, определенных заранее и авторитарно, настолько же сильный, как и в случае, когда цели определяют при участии сотрудников путем согласования, при условии, что сформулированные руководителем цели обоснованы.

М.Эрез и Р.Арад предложили три составляющих эффективности групповой постановки целей:

· социальный фактор групповой дискуссии,

· мотивационный фактор включенности в постановку целей,

· когнитивный фактор разделения информации.

Практически все специалисты признают, что перед сотрудником должна стоять не только индивидуальная цель, но и цель группы. Согласно Аткинсону и У. Рейнману в таком случае цель работает эффективнее. К этому же выводу пришли Ч. Боттерил и Л.Уэйнгарт и Э. Уэлдон.

Следует отметить, что в основе постановки целей по Локку лежит не идея конкуренции с другими индивидами или членами группы, а достижения цели, т.е. цель мотивирует сама по себе. Проведенные им эксперименты показали, что при сравнении с другими уменьшается интерес к поставленной цели.

В исследованиях Иванцевича и МакМахена доказано, что более опытные сотрудники предпочитают более сложные цели. Для менее образованных работников главным являлась ясность цели и обратная связь. При этом участие в постановке целей для менее образованных сотрудников оказалось более значимым.

Вследствие применения метода поставки целей происходит повышение результативности мотивации персонала. При этом одним из инструментов полноценной мотивации персонала является установка на саморазвитие.

Исследования показывают, что высокая идентификация с целью оказывает огромное влияние на продуктивность. Бандура подчеркивает в своей социально-когнитивной теории обучения, что личные цели и поведение обусловлены повышением самоэффективности, под которой понимается формирование уверенности в себе, уверенности в способности контроля своих действий.

Настройка на конкретные сложные цели служит с одной стороны средством повышения интереса к задаче, а с другой способом оказания помощи в открытии для себя новых приятных аспектов деятельности.

Высокая идентификация с целью оказывает огромное влияние на продуктивность. Бандура подчеркивает в своей социально-когнитивной теории научения, что личные цели и поведение обусловлены повышением самоэффективности, под которой понимается формирование уверенности в себе, уверенности в способности контроля своих действий.

Люди, которые сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них, могут управлять своей деятельностью. «Посредством самостоятельно сгенерированных побудительных мотивов и их последствий люди могут оказывать существенное влияние на свое поведение». То есть речь идет о самомотивированных людях.

При этом Бандурой экспериментально доказано, что уменьшение эффективности достигается указанием на несостоятельность объекта управления со стороны субъекта управления. По мнению Бандуры, дело в том, что цель является стандартом для оценки собственной эффективности личности. Именно из-за этого мнение человека о том насколько он способен достигать цели очень сильно влияет на его эффективность. «Люди не являются субъектами, действия которых полностью находятся под влиянием внешней стимуляции. Люди сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них. Посредством самостоятельно сгенерированных побудительных мотивов и их последствий люди могут оказывать существенное влияние на свое поведение».

По мнению Толмана и Нонзика обучение тому, что надо делать происходит под действием подкрепления и/или закрепителей. Закрепители - это стимулы, которые отбирают подходящие формы поведения и увеличивают вероятность их использования. При этом Скиннер (1938) и Симмелхекд (1971) установили, что обучение тому, что не следует делать, происходит под действием отрицательных закрепителей.

Открытая обратная связь помогает контролировать соответствие индивидуальной продуктивности установленным стандартам. Интересно, что при достижении цели внутренняя обратная связь предпочтительнее, чем внешняя, так как именно она способствует повышению продуктивности.

 

ТЕОРИИ КОНТРОЛЯ

Контроль действия

Теория контроля действий, автором которой является Джулиус Кул, пытается объяснить, как и когда намерения преобразуются в действия и что способствует продолжению процесса выполнения определенных действий вплоть до достижения результата.

Ведущие когнитивные теории мотивации, объясняющие формирование цели, утверждают, что взаимодействие между мотивационными и когнитивными процессами, предполагают автоматический перевод намерений в действие. Нюттен обратил внимание на то, что трансформация потребностей в цели представляет собой когнитивную переработку взаимодействия мотивационных и когнитивных процессов.

Следовательно, речь идет о том, что решения, выбор или цель трансформируются в действия, причем волевые процессы обеспечивают согласованность поведения на стадии после принятия решений.

Согласно Кулу и Бэскану, «переход от намерения к действию» сложный и неоднозначный процесс. Аффективные процессы, включающие все чувства и реакции, положительные или отрицательные, связаны с эмоциями, поведением, знаниями и убеждениями. Все это может повлиять на восприятие ситуации, изменить его. Кроме этого аффективные процессы могут повлиять на результаты когнитивных усилий, останавливая, блокируя или прекращая познавательную деятельность.

«Аффективные процессы переплетаются с аспектами мотивации и воли. Способность к волевому решению проблему определяется как целенаправленное стремление. Огромный диапазон мотивационных и волевых процессы отражает человеческое естество». Мотивационные процессы лежат в основе решения, добиваться цели; они являются основой желания и мечты, которые ведут к намерениям, в свою очередь, продиктовано интересами и опытом. После того как цели и намерения формируются, в игру вступают волевые процессы, отражающие шаги для осуществления целей и способов управления ресурсами.

Зачастую для реализации цели необходимо, применив волевое усилие взяться за дело, а для того, чтобы оно было успешно завершено сделать это «с чувством», причем последнее тоже требует подпитки извне или изнутри. В некоторых видах деятельности усилие не требуется, они происходят, как представляется почти автоматически. Это происходит в ситуациях, которые названы FLOW-аффект. В этом случае нет никакой необходимости для реализации волевых резервов. В этом случае можно говорить об автономии мотивирования, т.е. самомотивации.

Если гетерономия характеризует внешне контролируемую деятельность, автономия предполагает регулирование деятельности, происходящее без внешнего вмешательства, т.е. самоуправляемую, саморегулируемую деятельность. Сегодня философы и экономисты все чаще признают социальную и практическую значимость автономии.

Кул «подчеркивает тесную «связь автономии с такими явлениями, как воля, выбор и свобода». Используя рамки самоопределения, он рассмотрел вопросы преимуществ для достижения целей автономно контролируемого регулирования, настойчивости, аффективного опыта, качества отношений, и благополучия.

Следует отметить, что исследования Кула относятся только к целенаправленным действиям, поскольку все виды непроизвольного поведения имеют иные механизмы (например, рефлекторное поведение осуществляется по законам научения).

На основе теоретических исследований Кул сконструировал модель, описывающую и предсказывающую человеческое поведение.

Объекты и процессы в жизненном пространстве имеют определенные валентности, которые на субъективном уровне предстают как ценности. Если ценность достаточно велика, то у индивида возникает желание достичь притягательной для него цели.

Важным звеном в модели являются процессы когнитивного опосредования мотивации, которые реализуются следующим образом: желаемая цель потенциально достижима или недостижима. Ожидания того или иного исхода либо останавливают действие на данном начальном этапе, либо, если прогнозируется высокая вероятность получения результата, приводят к формированию намерения. За намерением следует принятие решения и окончательный выбор цели.

Такие элементы как ценность, желание, ожидание, намерение, принятие решения, выбор постепенно далее последовательно включаются в мотивационный процесс на уровнях средств действия и действия как такового, т. е. фактического выполнения действия.

Мотивация понимается Кулом (вслед за Дж. Аткинсоном), как состояние личности, тенденция добиваться некоторой цели. С помощью модели, построенной в логике высказывания, дается прогноз, на что может решиться личность. При определении результирующей мотивационной тенденции учитывается преодоление различных мотивационных конфликтов (конфликта принятия решения и т. д.).

Очевидно, что способность принимать решения, приводящие к результату, активизация действия, направленного на цель и выбор способов контроля отличаются у разных людей и зависят от ситуации.

Кулом экспериментально установлено, что наличие у субъекта соответствующих действию мотивации и способностей само по себе не является достаточным условием достижения результата в преднамеренной деятельности. За исключением тех случаев, когда деятельность представляет собой многократно повторяющееся поведение или когда она контролируется не столько субъектом, сколько внешними силами и обстоятельствами. Во всех других случаях для достижения результата необходима воля (контроль действия). Исходя из активности и пассивности протекания контроля, выделяют:

· ориентацию на действие (action orientation),

· ориентацию на ситуацию (состояние) (state orientation)

Кулом определяет ориентации субъектов следующим образом:

· Ориентация на действие когнитивная активность, фиксированная на деятельностных альтернативах и программах и необходимая для преодоления несоответствия между актуальным состоянием и будущим состоянием в процессе реализации намерения.

· Ориентация на состояние - когнитивная активность, фиксированная либо на настоящем, либо на прошлом, либо на будущем состоянии субъекта деятельности и проявляющаяся в виде инерции когнитивных образований.

Контроль составляет так называемая «большая пятерка», соединяющая:

Составляющие контроля действия

· контроль внимания на входящую информацию (attention control), который предлагает выделение интересных с точки зрения деятельности блоков информации,

· контроль эмоций (emotion control)

Трехмерная составляющая контроля ситуации:

· озабоченность (preoccupation)

· колебание (hesitation)

· изменчивость(volatility) — отражающая различные активности.

Именно три последние характеристики контроля могут повлиять на выполнение собственных намерений. При этом несоответствие между имеющимися и задействованными ресурсами снижают производительность и увеличивают вероятность провала.

Многочисленные исследования определили эмоциональную стабильность в качестве основного инструмента контроля. Доказано, что на производительность плохо влияет:

· депрессия,

· фокусирование на проблемах, погружение в себя,

· угнетенное эмоциональное состояние.

Люди, ориентированные на действие и на ситуацию отличаются прежде всего своим отношением к неудаче. Ориентированные на действие могут переносить неудачу легче и быстрее приступать к действию, чем ориентированные на ситуацию. При этом ориентация на достижение успеха демонстрируется не только в рассуждениях об успехе, но и в стремлении к таким целям, от которых нельзя отказываться или которые трудно реализовать. Кроме того, лица, ориентированные на деятельность, лучше справляются с последствиями стресса, имеют лучшую «жизненную балансировку». Люди, ориентированные на состояние, чувствуют себя комфортно в ситуациях низкого уровня стресса и плохо при увеличении стрессовой нагрузки.

 

ДИАГНОСТИКА ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Для диагностики ориентаций личности на ситуацию или на действие Кулом разработана специальная методика, которая содержит три масштаба сопоставления:

· в ситуации успешного выполнения;

· в ситуации неуспеха;

· в ситуации перспективного планирования.

Об ориентации на действие говорят, когда внимание в равной степени сосредоточено на четырех аспектах ситуации:

1. должное состояние,

2. фактическое состояние,

3. рассогласование между должным и практическим состоянием,

4. возможность достижения должного состояния.

Люди, ориентированные на ситуацию (самосостояние), в случае неудачи концентрируются на своих мыслях. Они долгое время пребывают в прошлых актуальных или будущих ситуациях, не изменяя активного плана действий.

При этом Кул выделила следующие формы:

1. Перспективная ориентация на ситуацию — тенденция к «параличу» действий (сомнение и т.п.).

2. Ориентация на ситуацию, связанная с выполнением действий или неустойчивость (непостоянство, изменчивость).

3. Ориентация на ситуацию, направленная на неудачу (раздумья, переживания).

Согласно Херкнеру люди, ориентированные на действие, способны воплощать свои решения и реализовывать их при неблагоприятных обстоятельствах.

Кул выделил различные стратегии контроля действия, он предложил и эмпирически верифицировал следующие категории (параметры) волевой регуляции действия.

1. Избирательный контроль внимания. При ориентации на действие, человеку не мешают внешние помехи.

2. Когнитивный контроль. При ориентации на действие существует избирательность мышления, которая направляет его только на те аспекты деятельности, которые облегчают ее завершение.

3. Эмоциональный контроль. При ориентации на действие, человек может защищать свое намерение посредством торможения или изменения неблагоприятных для успешной реализации намерения эмоциональных состояний. В этих целях может, например, использовать внутреннюю речь («Я не буду бояться», «Это не смешно», «Не волнуйся» и г. п.) или фиксировать свое внимание на более приятных, освобождающих от напряжения моментах деятельности.

4. Мотивационный контроль, который предполагает наряду с общим активационным подъемом и контролем на основе атрибуций разного рода мотивирующие самоинструкции.

5. Контроль среды, включающий контроль

а) средств выполнения деятельности;

б) физических условий выполнения деятельности,

в) социально-психологических условий выполнения задания (например, получение помощи от одноклассников, стремление вызвать благосклонное отношение учителей и т. п.).

6. Контроль обработки информации, предполагающий оптимизацию процессов обработки информации для принятия решения.

Так при ориентации индивида на действие контроль обработки информации – это обнаружение альтернативных способов выполнения деятельности, которые, как правило, позволяют быстро принять решение. У индивидов, ориентированных на состояние, возникают проблемы при склонности к учету и обработке излишне большого количества информации, что затрудняет быстрое принятие решения.

Кирхлер и Родлер считают, что модель Кула можно использовать для поддержания и сохранения действий, направленных на достижение цели.

 

Сфера контроля Проявление Тактический прием
Контроль мотивации Снижение мотивации пагубное для достижения цели Актуализация последствий
Контроль эмоции Стимулирование положительных эмоций Улыбка, приветливость в общении
Подавление отрицательных эмоций Концентрация на положительных сторонах вопроса.
Контроль внимания Недостаточность объема внимания для всех происходящих процессов Выборочное внимание должно концентрироваться на такой информации, которая способствует достижению цели.
Контроль декодирования Избыточный поток информации Из выборочной информации обрабатываться та, которая связана с целью
Экономная обработка информации Избыток источников информации Собирается и обрабатывается только информация нужная для деятельности
Контроль окружающей среды Направленное препятствие отклонению от цели Отказ от ненужных встреч для экономии времени
Контроль неудачи Проведение анализа. Отсутствие долгой концентрации внимания на неудаче Сосредоточиться не на размышлениях о неудачи, а на дальнейших действиях по ее исправлению или корректировке

 

Контроль действия может рассматриваться как самоконтроль.

Исследования Кула показали, что сотрудники, у которых отсутствуют самомотивация и инициатива, были больше подвержены негативным влияниям во внешнем контроле, чем при предоставлении им автономии. Это нашло отражение в визуальной дискриминации. Кроме того, внешний контроль имел долгосрочное негативное значение, так как отразился на общем настроении группы.

Кул считает «контроль действия» важнейшим элементом психологической теории мотивации. До него считалось, что процессы мотивации и самоконтроля переплетаются и оказывают взаимное влияние друг на друга, но анализировали отдельно, он впервые рассмотрел эти вопросы в системе.

2.4.2. Познавательн ый контроль выполнения

Познавательный контроль выполнения по Хакеру является самым важным элементом психологического контроля окружающего, который имеет иерархическую структуру: от убеждений относительно возможности и эффективности контроля в конкретных ситуациях через определенные категории ситуаций к так называемому обобщенному чувству контроля. Чем стабильнее чувство контроля, тем меньше влияют на него ситуационные факторы (например, новые ситуации ослабляют чувство контроля).

Им предложена модель анализа восприятия и реакции на рабочие ситуации, в основе которой лежат следующие положения.

1. «Начальной точкой анализа является изучение актуальных или объективных черт ситуации. Возможны различия между объективными характеристиками и восприятием ситуации (особенно внутренними репрезентациями стоящей задачи и условиями ее выполнения) и правила, генерирующие эти различия, могут быть обнаружены только при сравнении этих двух аспектов. По этой причине описание в терминах требуемых когнитивных и моторных операций, является более соответствующим, чем в терминах личностных черт».

2. «Анализ реальных ситуаций отличается от анализа вербально предъявленных ситуаций. Восприятие вербальных ситуаций может зависеть от дополнительных переменных, таких как согласие и способность адекватно представлять характеристики и последствия данного описания. Следовательно, необходим анализ реальных ситуаций».

3. «Реальные ситуации отличаются по числу различных возможных действий. Эти возможности являются «степенями свободы» ситуации и в рабочих ситуациях характеризуются в соответствии с измерением автономии. Автономия является существенной чертой содержания работы, так она определяет, например, возможности достижения личностно релевантных целей при этом характеризует степень контроля работников над собственной деятельностью. Поэтому количество степеней свободы, которые ситуация предлагает для ее преодоления или ее изменения должны быть главной темой анализа рабочих ситуаций. Различие между объективными, воспринимаемыми и используемыми степенями свободы, похоже, являются неизбежными».

4. «Сравнение восприятия ситуации и ее актуальных черт обнаруживает процедуры информационных процессов и является необходимым условием для предсказания индивидуального поведения. Важным типом восприятия ситуации является ее переопределение. Например, оказывается, что в рамках имеющихся степеней свободы переопределение задачи решения и проблемы минимизирует психофизиологическое усилие, особенно нагрузку на кратковременную память. Более того, личностные переменные модифицируют это общее направление переопределений». Следовательно, в случае ситуаций, включаемых предъявляемые задачи, центральным вопросом становится восприятие ситуации в специальном переопределении. Переопределение ситуаций могут быть идентифицированы только через сравнение актуально предъявляемых и воспринимаемых или выполняемых задач».

5. «Восприятие ситуации является основой реакции на ситуации или действия в них. Преднамеренные, осознанные, целенаправленные действия контролируются восприятием ситуации и их когнитивным представлением или представлением в памяти. Примечательно, что когнитивные репрезентации детерминируют восприятие сиюминутных ситуаций. Таким образом, регулярные репрезентации составляют существенный компонент в свободе действий. Например, чем более адекватна когнитивная репрезентация предъявляемой задачи (цели), тем лучше результат работы с точки зрения неудач и затрат времени. Следовательно, реакции на (действие в) ситуации должны быть проанализированы в терминах подхода контроля над действием в целом и, в частности, регулятивной роли мыслительных репрезентаций. Наиболее интересные здесь вопросы сводятся к тому, как репрезентации развиваются, как они зависят от требований задачи и как они регулируют последовательность операций».

6. «Люди могут реагировать на ситуации активно или пассивно. Активная реакция меняет ситуацию. Этот тип реакции может зависимость от природы ситуации, так же как и от личностных переменных. Например, работники отличаются друг от друга с точки зрения планирования ими будущих операций. Планы являются средствами определения последовательности будущих событий, т.е. Ситуационных черт. Следовательно, анализ взаимодействия человека и ситуации должен включать аспект, представляющий наибольший интерес в прикладной работе, а именно целенаправленное изменение реальных ситуаций».

7. «В анализе реакций на ситуации необходимо различать воспринимаемые реакции и актуальные. Они могут быть аналогичными, а могут не быть таковыми. Например, воспринимаемая усталость может значительно отличаться от актуального психофизиологического состояния организма. Следовательно, сравнение воспринимаемой и актуальной реакций на ситуацию может дать дополнительную информацию».

8. «В использовании интерактивного подхода «ситуация-личность» в индустриальной психологии принимается во внимание следующая сеть переменных:

· Задача и условия ее выполнения.

· Восприятие задачи и условий, включая задачу переопределения.

· Требуемые действия и те, которые реально выполняются.

· Восприятие работником своей деятельности.

· Производимые результаты и изменения психофизиологического состояния работников, благополучия, удовлетворенности и опыта.

· Восприятие двух типов результатов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: